Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2016 г. N Ф05-20133/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А40-133514/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Булановой А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ "Организатор перевозок" г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2016 по делу N А40-133514/16, принятое судьей М.Н. Костальской, по заявлению ООО "Вест Лайн" к ГКУ "Организатор перевозок" г. Москвы об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Абрамов Д.С. по дов.10.03.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Решением от 10.08.2016 Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным и отменил полностью постановление ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" серия ВВВ N 0532130 от 0.05.2016 по делу N 0000808-04Т-20016 о привлечении ООО "Вест Лайн" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 10.6 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
При отсутствии возражений от лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность обжалуемого решения проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ГКУ "Организатор перевозок" г. Москвы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" с назначением административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, действиями Цветкова. А.Л. по составлению протокола и действиями Фокина С.В. по вынесению постановления, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования в части признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. В остальной части заявленных требований суд отказал.
Объективная сторона правонарушения определена как эксплуатация регулярного городского автобусного маршрута N 580-М "ст. м. Беляево - ст. м. Юго-Западная" не зарегистрированного в реестре маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городском сообщении, то есть, в нарушение п. 4.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы N 643-ПП от 31.10.2014.
Согласно ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, осуществление перевозок автомобильным транспортом по не зарегистрированным в установленном Правительством г. Москвы порядке маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 500 000 руб.
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях пп. 1 п. 1 ст. 1.3.1 Кодекса отнесено установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Подпункт 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относит установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом, вопросы в области организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания населения, организации дорожной безопасности, в том числе, в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, регулируются федеральным отраслевым законодательством, а именно, Федеральными законами от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112.
Предписания ст. ст. 1, 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" указывают на то, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы, а также, при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом согласование перевозчиком маршрута движения автобусов с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров.
Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, для предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с указанным Законом деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), отнесена к лицензируемым видам деятельности (пп. 24 ч. 1 ст. 12); одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление лицензионных требований положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (ст. 3), которые, согласно ст. 5 названного Закона, утверждает Правительство РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), согласно п. 4 которого установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
Подпунктом "и" п. 4 Положения на лицензиата возложена обязанность по соблюдению требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 5 Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2010 N 16-П, установленные условия осуществления данного вида лицензируемой деятельности на уровне субъекта Российской Федерации не могут включать дополнительные ограничения предпринимательской деятельности, а могут носить только конкретизирующий федеральное законодательство характер, в связи с чем, установление ответственности за нарушение таких норм может быть расценено только как дублирование федерального законодательства, а, следовательно, установление ответственности за нарушение лицензионного законодательства.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена административная ответственность ст. 14.1 КоАП РФ.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные условия и требования, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что выявленное правонарушение подлежит квалификации по ст. 14.1 КоАП РФ.
При принятии судебного акта по настоящему делу, суд апелляционной инстанции учитывает выводы, изложенные в решении Московского городского суда от 19.11.2014 по делу N 3-0268/2014, оставленным без изменения определением ВС РФ от 01.07.2015 N 5-АПГ15-23, о том, что наличие нормативных правовых актов регионального уровня о регулировании пассажирских перевозок (постановление Правительства г. Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы", постановление Правительства г. Москвы от 31.10.2014 N 643-ПП "Об организации транспортного обслуживания населения в г. Москве") не свидетельствует о правомерности установления административной ответственности оспариваемой заявителем нормой, поскольку названные правовые акты являются не чем иным, как воспроизведением приведенного федерального законодательства, имеют организационный, но не правоустанавливающий характер, и, следовательно, их положения не могут рассматриваться правовой основой для установления административной ответственности.
Кроме того, административный орган, вынесший оспариваемое постановление, не наделен полномочиями по рассмотрению административных дел, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании его незаконным и отмене.
Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от от 10.08.2016 по делу N А40-133514/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133514/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2016 г. N Ф05-20133/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Вест Лайн"
Ответчик: ГКУ "Организатор перевозок" г. Москвы, ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок", Фокин Сергей Владимирович, Цветков Александр Леонидович