Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф04-6918/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А45-1980/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Скачковой О.А.
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г.
при участии:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области: Кисловец Т.М., представитель по доверенности от 12.01.2016, паспорт;
от Министерства здравоохранения Новосибирской области: без участия (извещен);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области: без участия (извещен);
от Дирекции Медицинского обеспечения обособленное структурное подразделение Региональной дирекции медицинского обеспечения на Западно-Сибирской железной дороге: Ширяева С.П., представитель по доверенности от 18.04.2016, паспорт;
от Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Барабинск ОАО "РЖД": Згурская Е.Э., представитель по доверенности от 01.10.2016, паспорт;
от Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Карасук ОАО "РЖД": Згурская Е.Э., представитель по доверенности от 04.06.2016, паспорт;
от Правительства Новосибирской области: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (07ап-8658/16)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.07.2016 по делу N А45-1980/2016 (судья Тарасова С.В.)
по заявлению: 1) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г Новосибирск; 2) Министерства здравоохранения Новосибирской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск
с участием третьих лиц: 1)Дирекция Медицинского обеспечения обособленное структурное подразделение Региональной дирекции медицинского обеспечения на Западно-Сибирской железной дороге, 2)Правительство Новосибирской области 3)Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Барабинск ОАО "РЖД" 4) от Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Карасук ОАО "РЖД"
о признании недействительными решения и предписания УФАС
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - Минздрав НСО) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - ТФОМС НСО) обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с самостоятельными заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту - УФАС, антимонопольный орган, Новосибирское УФАС России) о признании недействительными решения от 22.12.2015 г. по делу N 30 и предписания N 91 от 22.12.2015 г., решения от 22.12.2015 г. по делу N 36 и предписания N 92 от 22.12.2015 г.
Определением суда от 16.03.2016 г. заявления Минздрава НСО и ТФОМС НСО были объединены в одно производство, делу присвоен N А45-1980/2016, затем определением суда от 25.04.2016 г. требование о признании недействительными решения Новосибирского УФАС России от 22.12.2015 г. N 36 и сопутствующего ему предписания от 22.12.2015 г. N 92 было выделено в отдельное производство, по нему возбуждено дело N А45-8517/2016.
В производстве настоящего дела рассматриваются требования Министерства здравоохранения Новосибирской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области о признании недействительными решения от 22.12.2015 г. по делу N 30 и предписания N 91 от 22.12.2015 г.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в настоящем деле в качестве 3- их лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Правительство Новосибирской области, Дирекция Медицинского обеспечения обособленное структурное подразделение Региональной дирекции медицинского обеспечения на Западно-Сибирской железной дороге, Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Барабинск открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Карасук открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Решением суда от 28.07.2016 (резолютивная часть объявлена судом 26.07.2016) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального и процессуального права.
Минздрав НСО и ТФОМС НСО в отзывах, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель ТФОМС НСО в судебном заседании, доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дирекция Медицинского обеспечения обособленное структурное подразделение Региональной дирекции медицинского обеспечения на Западно-Сибирской железной дороге и Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Барабинск ОАО "РЖД", Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Карасук ОАО "РЖД", в отзывах, представители в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, считают решение антимонопольного органа законным и не подлежащим отмене.
От Правительства Новосибирской области отзыв в материалы дела не представлен.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 17.03.2015 в Новосибирское УФАС России поступило обращение Региональной дирекции медицинского обеспечения на Западно-Сибирской железной дороге (вх. N 2412), в котором сообщалось следующее.
На медицинское обслуживание к Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Карасук ОАО "РЖД", включенного в реестр медицинских организаций системы обязательного медицинского страхования на территории НСО прикреплено 3799 человек.
На медицинское обслуживание к Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Барабинск ОАО "РЖД", включенного в реестр медицинских организаций системы обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области, прикреплено 4451 человек.
Решением комиссии по разработке территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Новосибирской области на 2015 год для данных лечебных учреждений ОАО "РЖД" не выделен объем государственного задания по стационарной медицинской помощи (Приказ Министерства здравоохранения Новосибирской области от 02.02.2015 года N 248/1/20 "О государственном задании на 2015 год"), что, по мнению УФАС, является явным предоставлением государственной или муниципальной преференции лечебным учреждениям государственной и муниципальной форм собственности.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле Комиссия Новосибирского УФАС России жалобу удовлетворила, признала Министерство здравоохранения Новосибирской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования нарушившими пункт 2, пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение, как следует из оспариваемого решения, выразилось в предоставлении согласно п. 8 п. 1 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования информации, не соответствующей фактическим обстоятельствам о возможности выполнения объемов медицинской помощи НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", НУЗ "УБ на станции Карасук ОАО "РЖД", потребности застрахованных лиц в услугах данных учреждений здравоохранения, что повлекло принятие указанной Комиссией решения о необоснованном уменьшении распределенных объемов стационарной медицинской помощи НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", НУЗ "УБ на станции Карасук ОАО "РЖД", создание дискриминационных условий деятельности медицинских организаций в системе ОМС путем установления разным медицинским организациям объема медицинской помощи в разном порядке: фиксировано в плановом порядке либо в размере фактически оказанных услуг за определенный период, допустили нарушения п.2, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения Новосибирским УФАС России Министерству здравоохранения Новосибирской области и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области было выдано предписание N 91 от 22.12.2015 г., согласно которому Министерству здравоохранения Новосибирской области и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области необходимо было совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, в срок до 12.02.2016 предоставить в Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования информацию, обеспечивающую принятие указанной Комиссией решения о распределении объемов предоставления стационарной медицинской помощи в едином порядке для государственных учреждений здравоохранения и частных медицинских организаций, а также с учетом возможности НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", НУЗ "УБ на станции Карасук ОАО "РЖД" по выполнению объемов медицинской помощи и потребности застрахованных лиц в услугах данных учреждений здравоохранения".
Не согласившись с принятыми решением и предписанием, Министерство здравоохранения Новосибирской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения антимонопольного органа и вынесенного на его основе предписания требованиям антимонопольного законодательства и наличии оснований для признания его недействительным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Статьями 49, 50 Федерального закона N 135-ФЗ закреплено право антимонопольных органов на принятие решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства и выдачу предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05.04.2011 N 14686/10 создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при квалификации антимонопольным органом действий (бездействия) органов, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, как нарушение положений данной статьи, последний обязан доказать, что действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для квалификации нарушения антимонопольного законодательства применительно к Федеральному закону N 135-ФЗ обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) установлено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Медицинские организации, включенные в Реестр, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере ОМС, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, за исключением случаев ликвидации медицинской организации, утраты права на осуществление медицинской деятельности, банкротства или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев (часть 4 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
Пунктом 5 указанной статьи Федерального закона N 326-ФЗ определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Статьей 20 Федерального закона N 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, медицинская организация как участник обязательного медицинского страхования участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
НУЗ "Узловая больница на станции Барабинск ОАО "РЖД" и НУЗ "Узловая больница на станции Карасук" включены в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (регистрационные номера 540869, 540868)
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования (пункт 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о комиссии).
Персональный состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на основании пункта 10 Положения о комиссии утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии является представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 11 Положения о комиссии).
Комиссия по разработке территориальной программы является субъектом ответственности по части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку учреждена в силу прямого указания Федерального закона органом государственной власти субъекта Российской Федерации и наделена таким Федеральным законом и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами функциями органов власти, в частности по принятию решений, обязательных к исполнению хозяйствующими субъектами, в том числе путем распределения объемов предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями.
Следовательно, Правительство, как орган, утвердивший состав Комиссии по разработке территориальной программы, а также Комиссия по разработке территориальной программы несут ответственность за принимаемые решения, в том числе по вопросам распределения и перераспределения объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями в сфере ОМС.
Поскольку Комиссия по разработке территориальной программы самостоятельным юридическим лицом не является, ответственность за ее действия несет Правительство, чьим постановлением утвержден состав такой комиссии.
Согласно части 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис ОМС, включают в себя объемы предоставления медицинской помощи данным застрахованным лицам за пределами территории этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Положения о комиссии Комиссия по разработке территориальной программы на заседаниях по представленным предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории РФ, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
В соответствии с п. 22 Информационного письма Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2011 N 20-2/10/1-8234 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи за 2012 год" объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями. При распределении объемов медицинской помощи учитываются: - сведения органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации о видах медицинской помощи, мощности вошедших в реестр медицинских организаций государственных и муниципальных медицинских организаций, профилях медицинской помощи, врачебных специальностях; - сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных по ОМС лиц, их потребности в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты; - сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере ОМС, включающие: а) показатели, подтверждающие возможность медицинской организации по выполнению объемов медицинской помощи в разрезе видов, профилей медицинской помощи, врачебных специальностей в соответствии с правом на их осуществление; б) данные о застрахованных лицах, прикрепившихся для амбулаторно- поликлинического обслуживания, и их численность; в) показатели, подтверждающие возможность медицинских организаций оказать диагностические услуги - для медицинских организаций, оказывающих только отдельные диагностические услуги в соответствии с правом на их осуществление.
Распределение объемов медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями осуществляется на основе: а) численности и половозрастной структуры застрахованных лиц конкретной страховой медицинской организацией; б) показателей объемов медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, установленных территориальной программой ОМС, в разрезе видов медицинской помощи, условий ее предоставления, профилей отделений (коек), врачебных специальностей с учетом особенностей климатогеографических условий региона, транспортной доступности медицинских организаций и расселения на территории субъекта Российской Федерации.
При этом учитывается расчетное потребление медицинской помощи застрахованными лицами по полу и возрасту и сложившееся потребление медицинской помощи застрахованными лицами конкретной страховой медицинской организацией по данным персонифицированного учета медицинской помощи за предыдущий период (квартал, год).
Исходя из положений названных норм права, распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией в соответствии с законодательно закрепленными критериями, а, значит, решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к данному лечебному учреждению (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2015 N Ф10-4852/2014 по делу N А36-6671/2013).
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства НСО от 18.04.2012 N 118-п утвержден следующий Состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования: Иванинский Олег Иванович - министр здравоохранения Новосибирской области, председатель комиссии; Ягнюкова Елена Владимировна - директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, заместитель председателя комиссии; Дик Татьяна Анатольевна - начальник финансово-экономического управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, секретарь комиссии; Воробьев Игорь Викторович - главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская поликлиника N 20", заместитель председателя правления общественной организации "Новосибирская областная ассоциация врачей"; Вторушин Евгений Станиславович - представитель Сибирской Межрегиональной Ассоциации страховщиков, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская организация "СИМАЗ-МЕД" (по согласованию); Кайгородов Алексей Алексеевич - главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Искитимская центральная городская больница", заместитель председателя правления общественной организации "Новосибирская областная ассоциация врачей"; Коваленко Вадим Федорович - главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 1"; Колупаев Александр Валерьевич - начальник финансово- аналитического отдела министерства здравоохранения Новосибирской области; Космичева Ольга Александровна - член президиума обкома профсоюза, председатель Дзержинского районного Совета председателей профкомов, председатель профкома государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Детская городская клиническая больница N 6"; Костин Владимир Александрович - директор филиала Общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в городе Новосибирске (по согласованию); Печерская Галина Ивановна - председатель Новосибирской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (по согласованию); Юданов Анатолий Васильевич - главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница".
Согласно п. 1 Положения о министерстве здравоохранения Новосибирской области", утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 09.11.2015 N 401-п, Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении государственных учреждений Новосибирской области.
Согласно п.п. 2 п. 10 указанного Положения о министерстве здравоохранения Новосибирской области разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, отнесены к полномочиям Минздрава НСО.
Согласно п. 1 "Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области", утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.02.2011 N 56- п, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - территориальный фонд) является некоммерческой организацией, созданной Новосибирской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области.
В соответствии с п.п. 1 п. 8 указанного Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области Территориальный фонд участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории Новосибирской области. ТФОМС НСО осуществляет следующие полномочия: - собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области); - ведет реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области (п. 14 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области); - ведет реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области (п. 15 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области).
Согласно п/п. 6 п. 9 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области Территориальный фонд получает от страховых медицинских организаций данные о новых застрахованных лицах и сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах, а также отчетность об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, о деятельности по защите прав застрахованных лиц и иную отчетность. Территориальный фонд осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и выполнением договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (п/п 9 п. 9 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области).
Исходя из полномочий Министерства здравоохранения Новосибирской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, указанные органы могут предоставить предложения в комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по распределению объемов медицинской помощи между медицинскими организациями.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства здравоохранения Новосибирской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области N 248/1/20 от 02.02.2015, изданным на основании решения Комиссии, медицинским учреждениям - НУЗ "Узловая больница на станции Карасук ОАО "РЖД" и НУЗ "Узловая больница на станции Барабинск ОАО "РЖД" государственное задание по стационарной медицинской помощи на 2015 год не было выделено.
Приказом Минздрава НСО и ТФОМС НСО от 21.12.15 N 3944/241 "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Новосибирской области и территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 02.02.2015 N248/1/20", принятым на основании решения Комиссии по обращениям медицинских организаций, были изменены объемы медицинской помощи на стационарное лечение: НУЗ "Узловая больница на ст. Карасук" ОАО РЖД" - 320 случаев, НУЗ "Узловая больница на ст. Барабинск" ОАО РЖД" - 175 случаев, при этом распределение объемов медицинской помощи (в том числе случаев лечения в стационаре) производилось Комиссией в соответствии с письмом Минздрава России от 12 декабря 2014 г. N 11- 9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Как следует из решения Комиссии Новосибирского УФАС России, нарушение выразилось в предоставлении согласно п. 8 п. 1 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования информации, не соответствующей фактическим обстоятельствам о возможности выполнения объемов медицинской помощи НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", НУЗ "УБ на станции Карасук ОАО "РЖД", потребности застрахованных лиц в услугах данных учреждений здравоохранения, что повлекло принятие указанной Комиссией решения о необоснованном уменьшении распределенных объемов стационарной медицинской помощи НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", НУЗ "УБ на станции Карасук ОАО "РЖД", создание дискриминационных условий деятельности медицинских организаций в системе ОМС путем установления разным медицинским организациям объема медицинской помощи в разном порядке: фиксировано в плановом порядке либо в размере фактически оказанных услуг за определенный период, допустили нарушения п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Между тем, распределение объемов медицинской помощи (в том числе случаев лечения в стационаре) производилось Комиссией в соответствии с письмом Минздрава России от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
При распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями Комиссией учитывались: сведения Минздрава НСО о видах медицинской помощи, мощности вошедших в реестр медицинских организаций, профилях медицинской помощи, врачебных специальностях; сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты; сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования; уровень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь; мощность коечного фонда; дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов; профили медицинской помощи.
Кроме того, на основании Бюджетного кодекса РФ, ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N158н, приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ от 01.12.2010 N230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, срока, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" 22.05.2015 Министерство здравоохранения Новосибирской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области, страховые медицинские организации, медицинские профессиональные некоммерческие организации, профессиональные союзы медицинских работников и их объединения заключили Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - Тарифное соглашение).
Согласно п. 2.1.3 Тарифного соглашения объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, разрабатываются решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми организациями и между медицинскими организациями.
Минздрав НСО и ТФОМС НСО при подготовке проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках деятельности Комиссии осуществляли расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи и соответствующих финансовых показателей на основе анализа статистических форм, данных персонифицированного учета медицинской помощи, программ развития здравоохранения, сведений, поступивших от включенных в реестр медицинских организаций и включенных в реестр страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), включенными в состав Комиссии.
В соответствии с федеральными нормативами (постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") всего на жителей Новосибирской области приходится 482 031 случай стационарного лечения (в том числе медицинской реабилитации и ВМП) - (расчет произведен по формуле (0,1745*2 762 358), из них согласно ТП ОМС Новосибирской области, являющейся составной частью ТПГГ, на 2015 год плановый объем стационарной помощи, оказываемый медицинскими организациями 1 уровня, составляет - 127 344 случая (0,0461*2 762 3580).
С учетом установленной средней длительности лечения и нормативной функции работы койки для выполнения этого объема случаев требуется - 3 550 профильных коек (127 344*9,2(сред.длит.)/330(средняя функция койки)). Всего в системе ОМС Новосибирской области согласно отчетности медицинских организаций 1 уровня в 2015 году развернуто 5 162 койки.
Принятое решение о распределении объемов медицинской помощи на 2015 год зафиксировано в протоколе Комиссии от 10.12.2014 N 12 (Докладчик: А.В. Колупаев). К данному протоколу приложены заявки медицинских организаций, в том числе от НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", НУЗ "УБ на станции Карасук ОАО "РЖД"), а также проект распределения объемов).
Каких-либо доказательств, что данные документы содержат недостоверную информацию, представленную ТФОМС НСО и Минздравом НСО, антимонопольный орган не представил.
Таким образом, Новосибирским УФАС России не доказано, что ТФОМС НСО и Минздрав НСО предоставили в Комиссию информацию, не соответствующую фактическим обстоятельствам о возможности выполнения объемов медицинской помощи НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", НУЗ "УБ на станции Карасук ОАО "РЖД". потребности застрахованных лиц в услугах данных учреждений здравоохранения, что повлекло принятие указанной Комиссией решения о необоснованном уменьшении распределенных объемов стационарной медицинской помощи НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", НУЗ "УБ на станции Карасук ОАО "РЖД".
С учетом изложенного, Новосибирским УФАС России не доказана объективная сторона вменяемых нарушений, а также не доказано наличие причинно-следственной связи между вменяемым нарушением и его последствиями (предоставлением предложений в Комиссию - и последствиями - нарушением Комиссией ст. 36 Закона N 326-ФЗ. неправомерном распределении Комиссией объема медицинской помощи для НУЗ "УБ на станции Барабинск ОАО "РЖД", МУЗ "УБ па станции Карасук ОАО "РЖД", созданием Комиссией дискриминационных условий деятельности медицинских организаций в системе ОМС).
Ссылка УФАС на судебную практику - Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 г. по делу N А76-7175/2015 правомерно судом первой инстанции отклонена, так как в указанном деле установлены иные фактические обстоятельства. Субъектами ответственности по указанному делу являются Правительство Челябинской области и Комиссия по разработке программы, в действиях которых антимонопольный орган установил нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившиеся в не выделении объемов медицинской помощи Центру Берлинского на 2014 год. В отношении Министерства здравоохранения и ТФОМС Челябинской области УФАС установил бездействие по не предоставлению комиссии по разработке программы предложений по распределению объемов медицинской помощи. Таким образом, субъектный состав и состав вмененных нарушений антимонопольного законодательства различается с настоящим делом.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания и о наличии нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителей являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.07.2016 по делу N А45-1980/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Скачкова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1980/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф04-6918/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДИРЕКЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Новосибирской области, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования НСО
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
Третье лицо: ОАО Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Барабинск "Российские железные дороги", ОАО Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Карасук "Российские железные дороги", Правительство НСО, РОО "АРМОС"