Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А44-4694/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аликина Евгения Вадимовича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 августа 2016 года по делу N А44-4694/2016 (судья Куропова Л.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Аликин Евгений Вадимович (ОГРН 315532100001032, ИНН 531006301168; место нахождения: Великий Новгород) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (ОГРН 1055300903833, ИНН 5321101433; место нахождения: 173015, г. Великий Новгород, ул. Германа, д. 14) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2016 N 774, которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Решением суда от 03 августа 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Полагает, что управлением не установлено его вины в совершении правонарушения. Считает, что не является субъектом вмененного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение потребителя на отказ предпринимателя возвратить денежные средства за приобретенный товар - мужскую куртку стоимостью 14 499 руб.
Управлением на основании распоряжения от 31.03.2016 N 221 проведена внеплановая выездная проверка в отношении предпринимателя в универмаге "Диез", расположенном по адресу: г. Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 2/13, по вопросу соблюдения законодательства о защите прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
В ходе проверки установлено, что в товаросопроводительных документах, а именно в товарной накладной от 18.12.2015 N 43002146, на предложенный к реализации в магазине товар - одежду отсутствуют сведения об обязательном подтверждении соответствия товара, что является нарушением пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 (далее - Технический регламент).
По результатам проверки управлением составлены акт от 29.04.2016 N 221 и протокол об административном правонарушении от 29.04.2016 N 774.
Заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы проверки, 12.05.2016 вынес постановление N 774 о привлечении предпринимателя Аликина Е.В. к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Данная норма корреспондирует пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), которым прямо предусмотрена обязанность заявителя в области обязательного подтверждения соответствия указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения и интересы граждан в сфере торговли.
Объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Следовательно, для того, чтобы привлечь предпринимателя к административной ответственности по статье 14.45 КоАП, административному органу необходимо доказать, что предпринимателем осуществляется реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и в сопроводительной документации отсутствуют сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Формой подтверждения соответствия является определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
В силу статьи 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Федерального закона N 184-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Пунктом 12 Правил установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Из пункта 2 предисловия к Техническому регламенту следует, что он разработан с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности, обеспечения свободного перемещения продукции легкой промышленности, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 11 Технического регламента предусмотрено, что перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.
Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего Технического регламента, указан в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.
Таким образом, учитывая положения Технического регламента, суд апелляционной инстанции полагает, что реализуемая предпринимателем продукция, должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.
Следовательно, в сопроводительных документах на товар в силу положений статьи 28 Закона N 184-ФЗ должны быть отражены сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Материалами дела подтверждается, что в сопроводительной документации на реализуемую предпринимателем одежду отсутствуют сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Апелляционная коллегия отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что данное требование распространяется только на производителя продукции, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприниматель, действуя добросовестно в интересах потребителей и исполняя требования Технического регламента, должен обеспечить приобретение для продажи только продукции, качество которой подтверждается товаросопроводительными документами, при этом наличие в товаросопроводительной документации сведений об обязательном подтверждении соответствия товара обеспечено каждым собственником продукции.
Предприниматель считает, что управлением и судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии его вины в совершении правонарушения, что свидетельствует о незаконности привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.2 КоАП РФ определено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
В данном случае, как установлено выше, факт совершения правонарушения предпринимателем подтверждается материалами дела.
Ни в ходе производства дела о привлечении к административной ответственности, ни в суде первой инстанции предприниматель не ссылался на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии его вины в совершении правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что предприниматель принял все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
При этом диспозиция статьи 14.45 КоАП РФ не содержит такого квалифицирующего признака, необходимого для привлечения предпринимателя к административной ответственности, как форма вины: умысел лили неосторожность.
В связи с этим представляет обоснованным отсутствие в спариваемом постановлении и решении суда первой инстанции выводов относительно формы вины предпринимателя.
При этом указание на наличие вины предпринимателя в совершении правонарушения имеется как в оспариваемом постановлении управления (л.д. 13), так и в решении суда первой инстанции (л.д. 84).
При указанных обстоятельствах управление пришло к правомерному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.
Наказание назначено предпринимателю с учетом всех обстоятельств дела в пределах срока давности привлечения к административной ответственности в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией статьи 14.45 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 августа 2016 года по делу N А44-4694/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аликина Евгения Вадимовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4694/2016
Истец: Аликин Евгений Вадимович
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области
Третье лицо: Крюков Дмитрий Станиславович-представитель истца