город Омск |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А81-6734/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Зиновьевой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Запорожец А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9030/2016) некоммерческой организации "Ноябрьское хуторское казачье общество Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2016 года по делу N А81-6734/2015 (судья Антонова Е.В.), принятое по иску Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905001855, ОГРН 1028900710563) к Некоммерческой организации "Ноябрьское хуторское казачье общество Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества" (ИНН 8905036336, ОГРН 1058900824993) о взыскании 118 686 руб. 71 коп.,
установил:
Администрация города Ноябрьска (далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Ноябрьскому хуторскому казачьему обществу Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества (далее - казачье общество, ответчик) о возврате суммы субсидии, использованной не по целевому назначению, в размере 91 723 руб. 16 коп., и пени за просрочку возврата суммы субсидии в размере 26 963 руб. 55 коп. по соглашению о предоставлении субсидии от 25.12.2012.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.05.2016 по делу N А81-6734/2015 исковые требования удовлетворены, с казачьего общества в пользу истца взыскана использованная не по целевому назначению субсидия в размере 91 723 руб. 16 коп. и пени в размере 26 963 руб. 55 коп., всего 118 686 руб. 71 коп. С казачьего общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4 561 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, казачье общество (далее - заявитель) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что заявленная к взысканию сумма субсидии уплачена в качестве страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в 2013 году, что, по мнению заявителя, не противоречит целевому назначению субсидии и предусмотренному действующим законодательством порядку уплаты страховых взносов.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, истец представил отзыв, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.05.2016 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, сторонами заключено соглашение от 25.12.2012 N 677/12-р о предоставлении субсидий, в соответствии с которым администрация предоставляет казачьему обществу (получатель) субсидию на осуществление охраны общественного порядка на территории муниципального образования город Ноябрьск в рамках исполнения муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие гражданского общества города Ноябрьска на 2012-2014 годы", утверждённой постановлением Администрации города от 14.10.2011 N П-1510, а ответчик принимает на себя обязательства по целевому использованию субсидии, полученной от истца, в строгом соответствии с данным соглашением и Приложением N 1 "Направление расходования и сроки предоставления субсидии некоммерческой организации "Ноябрьское городское казачье общество" на 2012 год" к нему.
Согласно пункту 2.1 соглашения размер предоставляемой получателю субсидии составляет 898 785 руб.
Субсидия перечисляется администрацией в соответствии с целевыми направлениями расходования средств субсидии и в срок, установленный Приложением N 1 к соглашению. Предоставление субсидии осуществляется путём перечисления администрацией денежных средств на расчётный счёт получателя, указанный в разделе 10 соглашения (пункты 2.2, 2.3 соглашения).
Приложение N 1 к соглашению предусматривает следующие направления расходования предоставленных бюджетных средств:
- на выплату вознаграждения за работу по охране общественного порядка членами Ноябрьского городского казачьего общества - 430 185 руб.;
- на страхование - 18 600 руб.;
- на приобретение основных средств (форменной одежды) - 450 000 руб.
Срок перечисления субсидии - до 29.12.2012.
В соответствии с пунктом 6.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения N 1 от 29.12.2012 соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами, распространяет своё действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.09.2012, и действует в части финансирования - по 31.12.2012, а в части исполнения сторонами иных обязательств - до 01.09.2013.
Факт предоставления ответчику субсидии по соглашению подтверждается платёжным поручением от 26.12.2012 N 89129.
Пунктом 3.1.6 соглашения предусмотрена обязанность получателя в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока действия соглашения возвратить в местный бюджет неиспользованную часть полученной субсидии.
В пункте 3.1.8 соглашения установлена обязанность получателя в случае установления факта нецелевого использования субсидии в течение 10 рабочих дней с момента получения требования администрации вернуть в местный бюджет средства, использованные не по целевому назначению.
В подтверждение факта нецелевого использования средств местного бюджета, предоставленных в виде субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие гражданского общества города Ноябрьска на 2012-2014 годы" и муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Развитие информационного общества на 2014-2016 годы" в Администрации города Ноябрьска, истцом представлены акт от 10.02.2015 N 1, составленный Управлением финансового контроля Департамента финансов Администрации города Ноябрьска по результатам контрольных мероприятий, отчёт ответчика о выполнении мероприятий муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие гражданского общества города Ноябрьска на 2012-2014 годы", реализуемой за счёт средств местного бюджета, передаваемых в форме субсидий некоммерческим организациям, за период 2012 года, реестр первичных документов о выполнении мероприятий муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие гражданского общества города Ноябрьска на 2012-2014 годы", реализуемой за счёт средств местного бюджета, передаваемых в форме субсидий некоммерческой организации Ноябрьское городское казачье общество, за период 2012 года, платёжные поручения от 15.04.2013 NN 2, 3, 4.
Согласно указанным документам в отчёт об использовании средств субсидии ответчиком включены расходы на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 91 723 руб. 16 коп. В качестве доказательств, подтверждающих несение соответствующих расходов, представлены платёжные поручения N N 2, 3, 4 от 15.04.2013.
Ссылаясь на то, что часть денежных средств, предоставленных по соглашению, использованы ответчиком не по целевому назначению, истец на основании пункта 3.1.8 соглашения вручил ответчику претензию от 09.12.2015 N 01-01-12/1768 о возврате суммы субсидии в размере 91 723 руб. 16 коп.
Неисполнение ответчиком требования истца в добровольном порядке послужило основанием для обращения последнего в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности использования предоставленных ответчику в виде субсидии денежных средств по целевому назначению.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 6.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" казачьи общества являются одной из форм некоммерческих организаций.
Пунктом 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 3 указанной статьи оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в том числе в форме финансовой поддержки.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий (пункт 5 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях).
Общий порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам предусмотрены статьей 78 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами соглашения, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Субсидия была предоставлена ответчику в соответствии с муниципальной долгосрочной целевой программой "Развитие гражданского общества города Ноябрьска на 2012-2014 годы", утверждённой постановлением Администрации города от 14.10.2011 N П-1510 и постановлением Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 19.06.2012 N П-699 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании город Ноябрьск" (далее - Положение П-699).
Пунктом 3.1 Положения П-699 предусмотрено, что оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям за счёт средств местного бюджета, предусмотренных в рамках муниципальных долгосрочных целевых программ, осуществляется, в том числе, путём предоставления субсидий в соответствии с пунктами 3.2 - 3.20 данного Положения на осуществление видов деятельности, установленных Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
В пункте 3.16 Положения П-699 установлено, что социально ориентированная некоммерческая организация, которой оказывается финансовая поддержка, обязана представить в департамент финансов Администрации города финансовый отчёт об использовании субсидии в сроки, установленные соглашением.
В случае установления факта нецелевого использования субсидии социально ориентированная некоммерческая организация в течение 10 дней с момента получения требования обязана вернуть в местный бюджет средства, использованные не по целевому назначению.
Аналогичные положения содержатся и в заключенном сторонами соглашении.
Из буквального содержания заключенного сторонами соглашения следует, что субсидия предоставлялась ответчику в целях компенсации его затрат, возникающих в связи с осуществлением в 2012 году видов деятельности, установленных Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
Как было указано выше, по результатам финансового контроля установлено, что в отчёт об использовании средств субсидии ответчиком включены расходы на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 91 723 руб. 16 коп., уплаченные платежными поручениями от 15.04.2013 N N 2, 3, 4.
Указанные платежные документы в поле "назначение платежа" содержат информацию об уплате страховых взносов за март 2013 года.
Доказательств, позволяющих соотнести указанные суммы со страховыми взносами, внесенными в отношении членов Ноябрьского городского казачьего общества, осуществляющих охрану общественного порядка в 2012 году, ответчиком в материалы дела не представлено.
Само по себе наступление обязанности по внесению страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 2012 год в марте 2013 года, на что ссылается податель жалобы, не может быть расценено в качестве безусловного доказательства перечисления вышеуказанной суммы именно в качестве страховых взносов, начисленных исходя из суммы выплаченных за 2012 год членам казачьего общества вознаграждений, в целях возмещения которых ответчику была предоставлена субсидия.
В частности, материалы дела не позволяют суду апелляционной инстанции сделать вывод об отсутствии на стороне ответчика обязанности по перечислению страховых взносов в отношении иных лиц и за иные периоды.
Более того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие размер начисленных и уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонда за 2012 год.
При этом в рамках проведения проверки в отношении ответчика установлено, что по данным раздела 2 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения НГКО за 2012 год, сумма уплаченных за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний равна нулю.
Согласно "Смете расходов по использованию запрашиваемой субсидии", представленной НГКО к обращению о выделении субсидии, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) составляют 26,2 % от суммы начисленного вознаграждения, в связи с чем применительно к начисленному ответчику вознаграждению не могут составлять указанную в отчете об использовании субсидии суммы.
Данные обстоятельства ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ надлежащим образом не опровергнуты, подробный расчёт начисленных и уплаченных в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 и с 01.01.2013 по 31.08.2013 страховых взносов ответчиком не представлен.
Изложенное свидетельствует о недоказанности ответчиком относимости спорной суммы к затратам, подлежащим возмещению предоставленной ему субсидией, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нецелевом использовании ответчиком суммы субсидии в размере 91 723 руб. 16 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании суммы субсидии, использованной не по целевому назначению, в заявленном размере.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за уклонение от возврата суммы субсидии в размере 26 963 руб. 55 коп.
Пунктом 4.2 заключенного сторонами соглашения предусмотрена ответственность получателя субсидии за нарушение сроков возврата в местный бюджет средств, использованных не по целевому назначению, в виде пени в размере 3% от размера субсидии, указанного в пункте 2.1 соглашения, за каждый день просрочки.
Поскольку факт нарушения ответчиком срока возврата суммы субсидии судом первой инстанции установлен, доказательств надлежащего исполнения обязательств ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно усмотрел основания для взыскания неустойки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании пени в заявленном размере.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2016 года по делу N А81-6734/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6734/2015
Истец: Администрация города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Ноябрьское городское казачье общество обско-полярного отдельского казачьего общества сибирского войскового казачьего общества
Третье лицо: Чендев Дмитрий Сергеевич