Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф06-17616/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А55-7152/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2016 года по делу N А55-7152/2016 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрани Самарской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Самарской области) о признании недействительным отказа от 11.01.2016 N 63/008/300/2015-7254 в государственной регистрации ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Разведочная, д.4 с КН 63:08:0111005:11 и обязании провести государственную регистрацию ограничения на земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Разведочная, д.4 с КН 63:08:0111005:11 (т.1 л.д.2-4).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016 по делу N А55-7152/2016 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 11.01.2016 г. N 63/008/300/2015-7254 в государственной регистрации ограничения на земельный участок кадастровый номер 63:08:0111005:11, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Разведочная, д.4.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - провести государственную регистрацию ограничения на земельный участок кадастровый номер 63:08:0111005:11, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Разведочная, д.4 (т.1 л.д.151-156).
В апелляционной жалобе Росреестр просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.4-8).
Администрация апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, письменных возражениях на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 19.11.2015 N 3425 "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу" земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111005:11 изъят для муниципальных нужд (т.1 л.д.9-13).
Администрация городского округа Сызрань, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась за государственной регистрацией ограничения (обременения) на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111005:11, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Разведочная, д.4.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации ограничения (обременения) отказано, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации от 11.01.2016 исх. N 63/008/300/2015-7254 (т.1 л.д.5-7).
Отказ в государственной регистрации ограничения на указанный земельный участок основан на положениях абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
По мнению Росреестра, отсутствие государственной регистрации ранее возникших прав на спорный земельный участок является препятствием для государственной регистрации ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений пункта 1 статьи 7 Закона N 122-ФЗ выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений пунктов 1, 8 и подпункта 4 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Статьей 56.6. ЗК РФ установлено, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
В силу пункта 13 статьи 56.6. ЗК РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Пунктом 14 статьи 56.6. ЗК РФ установлено, что решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
Таким образом, отсутствие в ЕГРП сведений о принятом решении об изъятии земельного участка для муниципальных нужд препятствует его оспаривание в суде, что противоречит требованиям Земельного кодекса.
Согласно п.6.1. статьи 12 Закона N 122-ФЗ при поступлении в орган по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд запись об этом вносится в Единый государственный реестр прав в случаях и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Данная запись подлежит исключению из Единого государственного реестра прав государственным регистратором по истечении трех лет со дня принятия такого решения.
Пунктом 7 статьи 12 Закона N 122-ФЗ установлено, что каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации.
Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 (ред. от 26.03.2015) утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - Правила ведения ЕГРП).
Правила ведения ЕГРП устанавливают структуру, состав записей Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) о государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, об изменении сведений, содержащихся в ранее внесенных в Единый государственный реестр прав записях (далее - записи), порядок внесения записей в Единый государственный реестр прав; особенности внесения записей в Единый государственный реестр прав о государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на отдельные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации отдельных видов прав, ограничений (обременении) прав, сделок.
В соответствии с п. 3 Правил ведения ЕГРП Единый государственный реестр прав состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.
Согласно п. 7 Правил ведения ЕГРП каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных настоящими Правилами. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав (приложение N 1).
В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, о существенных и об иных условиях сделки об отчуждении, сведения о правообладателе, о правоустанавливающих документах в объеме сведений, определенных настоящими Правилами, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись (приложение N 2).
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, о существенных и об иных условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения) прав, в объеме сведений, определенных настоящими Правилами, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись (приложения N 3 - 8).
В соответствии с п. 59 Правил ведения ЕГРП Подраздел Ш-6 предназначен для регистрации иных видов ограничений (обременении), которые не вошли в специальные части - III-5) подраздела III. В записи данного подраздела в отношении предмета ограничения (обременения) указывается содержание ограничения (обременения).
В соответствии с п. 61 Правил ведения ЕГРП в записи подраздела Ш-6 в отношении лица, права которого ограничиваются (обременяются), и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, указываются данные о соответствующих лицах. Если такое лицо не определено, то пишутся слова "Не определено".
При государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в записи подраздела Ш-6 в отношении лица, права которого ограничиваются (обременяются), указываются предусмотренные пунктом 17 настоящих Правил данные о правообладателе, а при описании лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, указывается, для чьих нужд изымается объект недвижимого имущества, - Российская Федерация, наименование субъекта Российской Федерации либо наименование муниципального образования.
Приказом Росреестра от 24.07.2014 N П/349 утверждены Правила ведения книг учета документом и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 3 Приказа книги учета и дела правоустанавливающих документов являются неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, разделы Единого государственного реестра прав, относящиеся к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом, и к иным объектам недвижимости, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, объединяются в единое целое.
В начале такого объединенного раздела располагаются формы подраздела I для описания многоквартирного дома и объектов недвижимости, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, право общей долевой собственности на которые подлежит государственной регистрации в объединенном разделе (земельного участка и др.), затем формы подраздела II для регистрации прав общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, далее формы подраздела III для регистрации ограничений (обременений) права общей долевой собственности на эти объекты недвижимости. Вслед за объединенным разделом следуют разделы, в которых регистрируются права собственников жилых и нежилых помещений на принадлежащие им помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 24 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении каждой записи в КУА указывается, в том числе, и иная информация, касающаяся акта об ограничении прав, иного документа, в том числе сведения о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на основании акта об ограничении при открытии соответствующего раздела ЕГРП.
Системное толкование вышеуказанных положений действующего законодательства позволяет суду сделать вывод, что у заинтересованного лица имеется не только возможность осуществить государственную регистрацию ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд, но и обязанность по ее проведению.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом осуществляется без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него.
На основании вышеизложенного, право собственности на спорный земельный участок, является общей долевой собственностью собственников помещений в силу закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 122-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 153-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, на земельный участок под многоквартирным домом, в том числе.
В данном случае государственная регистрация прав на земельный участок носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.
Таким образом, требования регистрирующего органа о проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок под данным домом, является необоснованными, так как права в силу закона уже существуют у собственников помещений с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под домом.
Данная позиция отражена в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.12.2011 N Д06-6370, от 09.07.2012 N 14-5162-ГЕ.
Невыполнение регистрирующим органом при регистрации прав на первое жилое помещение в многоквартирном доме требований пункта 2 статьи 23 Закона N 122-ФЗ об одновременности регистрации права общей долевой собственности на общее имущество - земельный участок, не может служить законным основанием для отказа в государственной регистрации ограничения (обременения) на земельный участок на основания постановления Администрации об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
Суд первой инстанции правильно указал, что изменения положений статьи 279 ГК РФ, предусматривающей государственную регистрацию решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не влияют на обязанность заинтересованного лица по осуществлению государственной регистрации ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд, поскольку указанные изменения внесены в связи с внесением изменений в Земельный кодекс РФ и введением специальной Главы VII.1, регулирующей правоотношения по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд и не могут свидетельствовать об отсутствии обязанности по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 11.01.2016 N 63/008/300/2015-7254 в государственной регистрации ограничения на земельный участок кадастровый номер 63:08:0111005:11, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, Разведочная, д.4, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.03.2015 по делу N А55-7785/2014.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 НК РФ относятся на Росреестр, но не взыскиваются, в связи с освобождением Росреестра от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2016 года по делу N А55-7152/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7152/2016
Истец: Администрация городского округа Сызрани Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области