Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 декабря 2016 г. N Ф05-19225/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А41-25936/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Игнахиной М.В., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Каменецкой Я.Д.,
при участии в заседании:
от истцов:
от Администрации города Серпухова (ИНН 5043014695, ОГРН 1025005604865): представитель не явился, извещен,
от Комитета по управлению имуществом города Серпухова (ИНН 5043007401, ОГРН 1025005601158): представитель не явился, извещен,
от ответчика, индивидуального предпринимателя Дубашинской Ритты Эдуардовны (ИНН: 507700033304, ОГРНИП: 304507729700169): Михайличенко К.А. и Елинецкий О.И. - представители по доверенности от 27.05.2016 N 50 АА 7197828,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дубашинской Ритты Эдуардовны на решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2016 года по делу N А41-25936/16, принятое судьей Новиковой Е.М., по иску Администрации города Серпухова, Комитета по управлению имуществом города Серпухова к индивидуальному предпринимателю Дубашинской Ритте Эдуардовне об обязании демонтировать объект,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Серпухова (далее - Администрация), Комитет по управлению имуществом города Серпухова (далее - КУИ), обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к индивидуальному предпринимателю Дубашинской Ритте Эдуардовне (далее - ИП Дубашинская Р.Э.) об обязании в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу демонтировать и вывести за счет собственных средств самовольно установленный нестационарный торговый объект - киоск, изготовленный из металлического каркаса, обшитого металлическими листами бело-серого цвета, с остеклением и металлическими решетками, выносным холодильным оборудованием, общей площадью ориентировочно 10 кв.м., расположенный по адресу: г. Серпухов, ул. Оборонная, около дома 19 (т. 1 л.д. 3-6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.08.2016 по делу N А41-25936/16 заявленные требования удовлетворены (т. 1 л.д. 152-153).
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Дубашинская Р.Э. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истцов, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.2016 по делу N А41-25936/16 подлежит отмене. В иске следует отказать.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что 18.04.2016 комиссией по выявлению и демонтажу торговых объектов на территории города Серпухов составлен акт N 6/16 (т. 1 л.д. 7) об установлении факта незаконного размещения киоска, изготовленного из металлического каркаса, обшитого металлическими листами бело-серого цвета, с остеклением и металлическими решетками, выносным холодильным оборудованием, общей площадью ориентировочно 10 кв.м, расположенный по адресу: г. Серпухов, ул. Оборонная, около дома 19.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главы города Серпухова от 16.02.2016 N 336 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Города Серпухова Московской области" на 2016-2020 г.г. (л.д. 10-13).
Адрес: г. Серпухов, ул. Оборонная, около дома 19 включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2016-2020 г.г.
Согласно порядку, утвержденному Главой города Серпухова N 717 от 29.04.2014 выявление самовольно установленных объектов на территории города Серпухова осуществляется путем непосредственного их обнаружения на территории города, а также на основании содержащихся в обращениях органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц сведений о самовольно установленных объектах.
Работу по выявлению и демонтажу самовольно установленных объектов осуществляет комиссия по проведению демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории города Серпухова (далее - комиссия), утвержденная постановлением главы города Серпухова. Организацию деятельности комиссии осуществляет отдел потребительскою рынка и развития предпринимательства Администрации города Серпухова.
При выявлении самовольно установленных объектов комиссией составляется акт о выявлении самовольно установленного объекта. Одновременно с актом комиссией готовится предписание о демонтаже самовольно установленного объекта и освобождении занимаемого им земельного участка в срок, определенный предписанием.
Предписание выдается собственнику самовольно установленного объекта лично под роспись. В случае невозможности вручения предписания собственнику лично по причине его уклонения от вручения, предписание направляется ему по почте заказным письмом.
Демонтаж самовольно установленного объекта должен быть осуществлен собственником самовольно установленною объекта своими силами и за счет собственных средств в двухнедельный срок с момента получения предписания.
Как указал истец земельный участок под возведенный ответчиком объект в порядке, установленном действующем законодательством Российской Федерации для установки нестационарного объекта, не предоставлялся.
Предписание о демонтаже самовольно установленного объекта было направлено ответчику по почте заказным письмом (т. 1 л.д. 8-9).
Согласно указанного предписания ответчик в течение двух недель с момента получения настоящего уведомления должен осуществить демонтаж самовольно установленного нестационарного объекта.
Между тем, как указал истец, действий по демонтажу объекта предпринимателем не предпринято, в связи с чем истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих его право на установку торгового сооружения, а также законного пользования земельным участком.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ст. 51 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. и ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение землями, находящимися в городской черте, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии с положением о Комитете по управлению имуществом города Серпухова, утвержденным Решением Совета депутатов города Серпухова МО от 19.12.2005 г. N 75/9, управление муниципальным имуществом осуществляет Комитетом по управлению имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, при этом согласно статье 305 данные права принадлежат и лицу, которое хотя и не является собственником, но владеет имуществом на ином праве либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 "131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из статей 60 и 76 ЗК РФ следует, что освобождение земельного участка от расположенных на нем объектов, при самовольном занятии земельного участка и возврат земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами.
По общему правилу, для применения последствий самовольности занятия участка - возложения обязанности освободить и возвратить земельный участок, истцу необходимо доказать, что то лицо, к которому это требование предъявляется, нарушает земельное законодательство путем возведения на не принадлежащем ему на законном основании земельном участке, объектов.
Вместе с тем, в настоящем случае из материалов дела следует, что размещение спорного киоска было осуществлено ответчиком на основании договора N 52/14 от 10.11.2014 (т. 1 л.д. 67-73).
Согласно п. 1.1. договора Администрация предоставляет ИП Дубашинской Р.Э. право на размещение нестационарного торгового объекта киоска для осуществления торговой деятельности, на срок с 10.11.2014 по 31.12.2015.
Указанное обстоятельство также установлено в рамках дела N А41-72766/14.
До истечения срока действия договора (28.12.2015) ответчиком в Администрацию было подано заявление, в котором ИП Дубашинская Р.Э. просила включить принадлежащие ей нестационарные торговые объекты в схему размещения и заключить новый договор на их размещение (т. 1 л.д. 115).
Администрация указанное заявление ответчика неправомерно оставила без ответа. Доказательств обратного не представлено.
Постановлением Главы города Серпухова от 16.02.2016 N 336 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Города Серпухова Московской области" на 2016-2020 г.г. (л.д. 10-13).
Из указанной схемы следует, что спорный объект включен схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2016-2020 г.г. (т. 1 л.д. 22).
Ответчиком производится оплата за предоставление торговой площадки, в том числе за 2016 год, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 1 л.д. 93-113). Доказательств возврата Администрацией указанной оплаты материалы дела не содержат.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорный объект размещен на законном основании, что исключает выводы о его самовольной установке.
Оснований для удовлетворения иска не имеется.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.2016 по делу N А41-25936/16 подлежит отмене. В иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.2016 по делу N А41-25936/16 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25936/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 декабря 2016 г. N Ф05-19225/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СЕРПУХОВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет по управлению имуществом г. Серпухов
Ответчик: Ип Дубашинская Ритта Эдуардовна