Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2017 г. N Ф07-76/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по договору перевозки в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А05-3494/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Мишуковой Е.А. по доверенности от 14.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа 2016 года по делу N А05-3494/2016 (судья Бутусова Н.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Архангельский морской торговый порт" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 52; ОГРН 1022900515516, ИНН 2900000134, далее - Порт) о взыскании 521 888 руб. 51 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в апреле 2015 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 01 августа 2016 года с Порта в пользу Общества взыскано 27 375 руб. 79 коп. задолженности, 85 руб. 69 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Порта в доход федерального бюджета взыскано 619 руб. государственной пошлины по иску.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. В период с 09.04.2015 по 25.04.2015 на путях общего пользования станции Соломбалка имели место факты нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику по причинам, зависящим от грузополучателя (ответчика). Вывод суда о том, что Тарифное руководство к спорным правоотношениям не применяется, поскольку было издано до внесения соответствующих изменений в статью 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ), а значит, могло применяться (в части пункта 12 и таблицы 9 и 10) только на основании соглашения сторон с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нельзя признать правомерным.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.06.2013 Обществом (перевозчик) и Портом заключено узловое соглашение N 1 об организации работы по обеспечению перевозок грузов по станции Соломбалка (далее - Узловое соглашение N 1), по условиям которого перевозчик осуществляет подачу, расстановку на места погрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования Порта, примыкающего стрелочным переводом N 1 к продолжению 1-го пути парка Выставочный станции Соломбалка.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 9379 м. Путь необщего пользования принадлежит перевозчику. Подача и уборка вагонов производится локомотивом перевозчика с расстановкой к местам погрузки, выгрузки грузов. Расстояние подачи и уборки принимается 2,7 км в оба конца.
В разделе 5 договора стороны согласовали платежи, уплачиваемые ответчиком по соглашению.
Согласно пункту 5.1.3 соглашения Порт уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в размере: 217 руб. за вагон/сутки при длине вагона до 19 метров; 287 руб. за вагон/сутки при длине вагона от 19 метров до 25 метров; 12 руб./сутки за каждый метр длины вагона свыше 25 метров. Начисление платы производится посуточно, за неполные сутки - за фактическое время по часовой ставке, при этом период времени менее 15 минут в расчете не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час. Плата начисляется за время ожидания подачи или приема на станции назначения и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от Порта.
Задержка вагонов на станции назначения и в пути следования оформляется актом общей формы, который подписывается перевозчиком и Портом.
При оформлении задержек вагонов на станции назначения акт общей формы составляется по месту погрузки-выгрузки вагонов в соответствии с разметкой Порта и в него включаются все вагоны, находящиеся на станции назначения и готовые к подаче, то есть вагоны, на которые Перевозчик передал уведомление о предстоящей подаче с оформлением книги ГУ-2, на данное место погрузки-выгрузки.
Основанием для начисления платы за нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования за время ожидания их подачи или приема, и за время задержки в пути следования является невыполнение Портом технологической нормы погрузки-выгрузки вагонов в соответствии с пунктом 3.5 соглашения по причинам, зависящим от Порта.
Временем окончания задержки вагонов является время окончания грузовых операций с группой вагонов, по которой произошло нарушение технологической нормы выполнения погрузочно-разгрузочных операций, или поданное Портом уведомление в соответствии с пунктом 3.2 соглашения.
Срок действия Узлового соглашения N 1 определен с момента подписания сторонами до 31.05.2018 (раздел 8 соглашения).
Письмом от 06.04.2015 исх. N ДЦСМис-32 Общество уведомило Порт о применении с 01.01.2015 новых ставок платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в следующем размере: 253 руб. вагон/сутки при длине вагона до 19 метров; 334 руб. за вагон/сутки при длине вагона от 19 метров до 25 метров и 14 руб./сутки за каждый метр длины вагона свыше 25 метров.
В период с 02.04.2015 по 25.04.2015 по причине нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании подачи на места погрузки Обществом были составлены акты общей формы N N 3/2398, 3/2418, 3/2454, 3/39, 3/41, 3/44, 3/2575, 3/2583, 3/2582, 3/2581, 3/2662, 3/2687, 3/2707, 3/2634, 3/2793, подписанные ответчиком без разногласий, а также акты NN 3/2467, 3/2604, 3/2495, 3/2585 и 3/2621, подписанные ответчиком с разногласиями.
На основании сведений, содержащихся в указанных актах, Общество произвело начисление платы за нахождение на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, в сумме 659 909 руб. 33 коп. (с НДС).
При этом, плата рассчитана истцом по правилам и ставкам в размере 50%, установленных таблицей N 9 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12.
В добровольном порядке ответчик уплатил истцу 138 020 руб. 82 коп., в связи с чем, задолженность Порта составила 521 888 руб. 51 коп., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования ОАО "РЖД" правомерными частично.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда.
В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ в редакции Закона N 503-ФЗ, вступившей в силу с 01.04.2015, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Как указано в части 12 статьи 39 УЖТ в редакции Закона N 503-ФЗ, если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно части 17 статьи 39 УЖТ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Из материалов дела следует, что истец взыскивает плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Впервые данный вид платы был предусмотрен Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 1270т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12".
Данный приказ вступил в действие с 06.06.2015, следовательно, не может регулировать отношения, возникшие до введения его в действие.
Истец в расчете платы применил действующие до издания Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 1270т/1 Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) (по ставкам таблицы N 9 "Расчетные размеры платы за пользование вагонами за время нахождения их на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи и приема").
Между тем, из правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12, следует, что плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их приема владельцами путей необщего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.
В данном случае стороны в пункте 5.1.3 соглашения определили внесение владельцем перевозчику платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок расчета данной платы.
Таким образом, учитывая основания заявленного истцом требования, утверждение размера платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения только с 07.06.2015, наличие соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами в пути следования, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость расчета платы с применением ставок, установленных сторонами в Узловом соглашении N 1.
Таким образом, размер платы составляет (с НДС): по акту N 3/2467 - 497 руб. 49 коп.; по акту N 3/2604 - 8620 руб. 02 коп., по акту N 3/2495 - 3109 руб. 79 коп. (253 руб. х 25 вагонов/24 час х 10 часов + НДС 18%), по акту N 3/2585 - 4726 руб. 61 коп. и по акту N 3/2621 - 10 298 руб., итого на общую сумму 27 375 руб. 79 коп.
В соответствии с расчетом, составленным по Узловому соглашению N 1, размер платы по актам общей формы NN 3/2398, 3/2418, 3/2454, 3/39, 3/41, 3/44, 3/2575, 3/2583, 3/2582, 3/2581, 3/2662, 3/2687, 3/2707, 3/2634, 3/2793 составляет с НДС 138 020 руб. 82 коп., которые были списаны истцом с Единого лицевого счета ответчика.
При таких обстоятельствах, поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в порядке пункта 5.1.3 Узлового соглашения N 1 по актам общей формы уплачена полностью, оснований для ее взыскания не имеется.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Поскольку оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа 2016 года по делу N А05-3494/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3494/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2017 г. N Ф07-76/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" Архангельский сектор правового обеспечения
Ответчик: ОАО "АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"