Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А40-136983/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Исаевым Н.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы УФНС по г.Москве и ИФНС России N 9 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2016 по делу N А40-136983/16, принятое судьёй И.А. Блинниковой
по заявлению ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса"
к УФНС по г.Москве; ИФНС России N 9 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления N 68/2 от 11.05.2016 г. о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Гальченко А.В.; Грановская М.С., по дов. б/н от 10.10.2016 |
от заинтересованных лиц: |
Переседов А.М., доверенность б/н от 12.02.2016; Макарова Е.Г., по дов. N 32 от 13.01.2016 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФНС по Москве, ИФНС России N 19 по Москве (далее также административный орган, ответчик, инспекция) об оспаривании постановления ИФНС России N 19 по Москве N 53/03/15/Ю от 27.03.2015 об административном правонарушении и решения УФНС по Москве N 21-191039451 от 22.04.2015 об оставлении без изменения постановления N 53/03/15/Ю.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2016 заявление удовлетворено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях заявителя.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованные лица обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, в период с 18.04.2016 по 29.04.2016 в ИФНС РФ N 9 по г. Москве, расположенной по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 26, была проведена проверка организации ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса" ИНН 7709887353 КПП 770901001 по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в том числе по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу организации денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники марок "ЭЛВЕС-МК" зав. N 26618 и "ЭЛВЕС-ФР-К" зав. N 40438 при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт за период с 01.01.2015 по 17.04.2016, по результатам которой составлен акт проверки N68.
Данной проверкой было установлено следующее. ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса" осуществила 22.10.2015 и 12.04.2016 выдачу наличных денежных средств в размере 250 000 руб. 00 коп, и 500 000 руб. 00 коп, под отчет подотчетному лицу Гальченко А.В., полностью не отчитавшемуся по ранее полученным авансам от 13.10.2016 в размере 500 000 руб. 00 коп, и от 29.02.2016 в размере 200 000 руб. 00 коп.; в представленных подотчетным лицом Гальченко А.В. авансовых отчетах N 2 от 29.02.2016 и N 3 от 31.03.2016 содержатся данные, которые не соответствуют данным, отраженным в кассовой книге организации и в расходных кассовых ордерах за 29.02.2016 и за 12.04.2016, в вышеуказанных авансовых отчетах не отражены суммы полученных из кассы организации авансов на основании представленных приказов о выдаче денег под отчет, указанные подотчетным лицом перерасходы в размере 3 076 руб. 09 коп, и 104 303 руб. 09 коп, не были возвращены подотчетному лицу по расходным кассовым ордерам, реквизиты расходных кассовых ордеров, по которым подотчетному лицу должны были быть возвращены установленные перерасходы, не внесены в авансовые отчеты.
31.12.2015 ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса" из наличной выручки (из кассы) были выданы учредителю ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса" Гальченко А.В. наличные денежные средства в размере 1 000 000 руб. 00 коп, по расходному кассовому ордеру N 589 в погашение займа по Договору займа N 1 от 31.12.2015 (Дебет счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"), с банковского счета ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса" вышеуказанные денежные средства в кассу организации не поступали.
11.05.2016 вынесено постановление от N 68/2 о привлечении к ответственности ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса", за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ.
19.05.2016 ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве об отмене постановление от 11 мая 2016 г. N 68/2 о привлечении к ответственности ООО "Фотопрокат -Точка Фокуса", за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ.
03.06.2016 Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве вынесло решение об оставлении без изменения постановления от 11.05.2016 N 68/2 о привлечении к ответственности ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса", вынесенного начальником ФНС России N 9 по г. Москве Краснокутской Е.А., а жалобы - без удовлетворения.
Статьей 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) установлены полномочия налоговых органов рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), статьями 15.1, 15.2 КоАП РФ.
Положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, состоит в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Законом N 54-ФЗ на налоговые органы возложены обязанности по проведению государственного контроля за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, включая порядок и условия их применения и регистрации; за соблюдением правил использования ККТ, за полнотой учета денежных средств, за соблюдением условий работы с денежной наличностью.
В соответствии с пунктом 4.1. Указания Центрального Банка Российской Федерации "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указания) кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Пунктом 4.6 Указаний установлено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Согласно пункту 6 Указаний выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.
Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.
В соответствии с пунктом 6.1 при получении расходного кассового ордера 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 названного Указания, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002.
Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности.
Пунктом 6.2 Указаний установлено, что при выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи.
Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере 0310002.
Кассир не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме наличных денег, если получатель наличных денег не сверил в расходном кассовом ордере 0310002 соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, и не пересчитал под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги.
После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подписывает его.
Согласно пункту 6.3 Указаний для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии -руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
Между тем, как следует из материалов дела, Инспекцией в ходе проверки кассовых документов установлено, что 13.10.2015 согласно кассовой книги (лист 286) и расходному кассовому ордеру (далее - РКО) N 420 от 13.10.2015 Гальченко А.В. из кассы Организации выданы под отчет наличные денежные средства в размере 500 000 руб., 22.10.2015 согласно кассовой книги (лист 295) и РКО N 439 от 22.10.2015 Гальченко А.В. из кассы Организации выданы под отчет наличные денежные средства в размере 250 000 руб., 29.02.2016 согласно кассовой книги (лист 59) и РКО N 98 от 29.02.2016 Гальченко А.В. из кассы Организации выданы под отчет наличные денежные средства в размере 200 000 руб., 12.04.2016 согласно кассовой книги (лист 102) и РКО N 182 от 12.04.2016 Гальченко А.В. из кассы Организации выданы под отчет наличные денежные средства в размере 500 000 руб. Как следует из приказа от 13.10.2015 N 16, от 22.10.2015 N 17, от 29.02.2016 N 1, от 12.04.2016 N 2 наличные денежные средства выдавались под отчет сроком на 30 (тридцать) календарных дней.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.01.2006 N 10196/05, а также в определении от 26.06.2008 N 5196/08, срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанной с невыполнением обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока, то есть моментом начала и окончания совершения правонарушения, является день, на который установлен факт неоприходования в кассу денежной наличности.
Таким образом, по нарушениям, совершенным 13.10.2015, 22.10.2015, 29.02.2016 данный срок истек, но соблюден по нарушению, совершенному 12.04.2016.
Следовательно, постановление N 68/2 в отношении нарушения, совершенного 12.04.2016 вынесено в пределах двухмесячного срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Организация указывает, что в период с 01.01.2016 по 29.02.2016, с 01.03.2016 по 31.03.2016 подотчетное лицо использовало собственные средства на хозяйственные и прочие цели. Задолженность организации перед Гальченко А.В. на 31.01.2016, 29.02.2016 и 31.03.2016 составила 111 382,52 руб., 3 076,09 руб. и 104 303,09 руб. соответственно.
Согласно авансовому отчету от 29.02.2016 N 2 остаток денежных средств составляет 38 617,48 руб., израсходовано 41 693,57 руб., перерасход составил 3 076,09 руб.
Согласно авансовому отчету от 31.03.2016 N 3 перерасход по предыдущему авансу составил 103 076,09 руб., подотчетным лицом израсходовано 1 227 руб., перерасход составил 104 303,09 руб.
Основания, по которым может быть оформлен расходный кассовый ордер, регламентированы закрытым перечнем ситуаций, на обеспечение которых организация может тратить наличную денежную выручку. Данный перечень предусмотрен пунктом 2 Указаний ЦБ РФ от 7 октября 2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных денежных расчетов", согласно которому Организация вправе расходовать наличные деньги, поступившие в кассу за проданные товары, выполненные работы и (или) оказанные услуги, а также страховые премии на следующие цели:
* выплата работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплати социального характера;
* выплата страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
* оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
* выдача наличных денег работникам под отчет;
* возврат за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги;
* выдача наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Выдача денег из кассы организации на возмещение перерасхода по фактически произведенным расходам в данном перечне не предусмотрена, в связи с чем юридическим лицом допущено нарушение порядка работы с денежной наличностью, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
В силу изложенного, операции по возмещению расходов сотрудникам организации не являются операциями по выдаче им денежных средств в виде аванса под отчет, поскольку заранее они не выдавались. Кроме того, по авансовым отчетам подотчетные лица должны отчитаться исключительно по ранее полученным под отчет денежным средствам.
Таким образом, выдача последующих денежных средств под отчет производилась без полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме, что является нарушением порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, выразившимся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств в кассе.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается актом проверки от 29.04.2016 N 68, протоколом об административном правонарушении от 04.05.2016 N 68/2. Кроме того, данное нарушение не отрицается генеральным директором организации в указанном протоколе.
Вина общества с учетом положений ст. 2.1 КоАП РФ административным органом доказана, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях заявителя.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Руководствуясь ч. 51 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.08.2016 по делу N А40-136983/16 отменить.
Отказать ООО "Фотопрокат "Точка Фокуса" в удовлетворении требований о признании и отмене постановления ИФНС России N 9 по г. Москве от 11.05.2016 N 68/2 по делу об административном правонарушении и решения УФНС России по г. Москве от 03.06.2016 об оставлении без изменения постановления от 11.05.2016 N 68/2.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136983/2016
Истец: ООО ФОТОПРОКАТ ТОЧКА ФОКУСА
Ответчик: ИФНС России N9 по г. Москве, УФНС по г.Москве, УФНС России по Москве