Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
19 октября 2016 г. |
А04-5272/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
от муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад N 5 "Тынденок" города Тынды Амурской области: представитель не явился;
от государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тынде Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тынде Амурской области
на решение от 01.08.2016
по делу N А04-5272/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Аныша Д.С.
по заявлению муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад N 5 "Тынденок" города Тынды Амурской области
к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тынде Амурской области
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад N 5 "Тынденок" города Тынды Амурской области (ОГРН 1022800775370, ИНН 2808014858, далее - учреждение) обратилось Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тынде Амурской области (далее - управление) от 31.03.2016 N 038/006/4-2016 о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 01.08.2016 по делу N А04-5272/2016 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 01.08.2016 по делу N А04-5272/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, учреждение ходатайствовало о рассмотрении жалобы в его отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Учреждение в силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ относится к категории страхователей по обязательному социальному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Управлением в отношении учреждения в период с 01.02.2016 по 04.03.2016 проведена выездная проверка по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 2013 по 2015 годы.
При проведении проверки установлено и отражено в акте выездной проверки от 09.03.2016 N 038/006/4-2016, что из сумм, подлежащих обложению страховыми взносами, учреждения исключены суммы ежемесячных выплат начисленных в 2013 году на основании решения Тындинской городской думы от 15.11.2011.
По мнению управления указанное правонарушение привело к образованию недоимки в сумме 77 349,13 руб., из них: на страховую пенсию за 2013 год - 54 334,37 руб., на накопительную пенсию за 2013 год - 8 458,26 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год - 14 556,50 руб.; начислению штрафа в сумме 15 469,84 руб. и пени в сумме 21 522,77 руб.
31.03.2016 начальником УПФР в городе Тынде Амурской области по результатам рассмотрения материалов проверки, возражений по акту выездной проверки, вынесено решение N 038/006/4-2016 о привлечении учреждения к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование; учреждению предложено уплатить недоимку в размере 77 349,13 руб., штраф в размере 15 469,84 руб., пени в размере 21 522,77 руб.
Основанием для привлечения учреждения к ответственности, доначисления страховых взносов и начисления пени, в оспариваемой части, послужил тот факт, что заявителем в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ необоснованно включены суммы ежемесячной денежной выплаты работникам муниципальных дошкольных учреждений на основании решения Тындинской городской Думы от 15.11.2011.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как видно из материалов дела и установлено судом, детский сад является муниципальным дошкольным образовательным бюджетным учреждением города Тынды Амурской области и осуществляет свою деятельность в сфере реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г.Тынды в сфере образования на основании лицензии на общеобразовательную деятельность.
Решением Тындинской городской Думы от 16.10.2006 N 90 (в редакции решения от 15.11.2011 N 467) утверждено Положение о социальной поддержке граждан отдельных категорий, статьей 5 которого предусмотрено, что работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений устанавливается ежемесячная выплата в сумме 800 руб., направленная на компенсацию удорожания стоимости продуктов питания.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Таким образом, на территории города Тынды на 2013 год установлены законодательным актом субъекта Российской Федерации и решением законодательного органа местного самоуправления компенсационные ежемесячные выплаты работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Спорные суммы выплачены за счет средств городского бюджета.
К установленным по делу обстоятельствам суд первой инстанции правильно применил нормы права и сделал обоснованный вывод о том, что такая компенсация фактически не имеет стимулирующего характера и согласно статье 9 Закона N 212-ФЗ относится к необлагаемым выплатам.
Само по себе наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В рассматриваемом случае арбитражный суд правильно исходил из того, что выплаты на компенсацию удорожания стоимости питания не являются стимулирующими, не зависят от квалификации педагогических работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
При таких обстоятельствах, указанные выплаты не являются объектом для исчисления страховых взносов, в связи с чем, у пенсионного фонда не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат в расчетную базу для страховых взносов, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01.08.2016 по делу N А04-5272/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5272/2016
Истец: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "детский сад N5 "Тынденок"
Ответчик: УПФР в городе Тынде Амурской области