Правоотношение: по договору водоснабжения в отношении недвижимого имущества
г. Вологда |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А05-2898/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Вершининой Т.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Танцуевой И.И. по доверенности от 18.05.2015 N 566/ЦДТВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Котлас" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2016 года по делу N А05-2898/2016 (судья Бунькова Е.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2; далее - Общество) обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации муниципального образования "Котлас" (ОГРН 1062904000026, ИНН 2904016008; Архангельская обл., г. Котлас, пл. Советов, д. 3; далее - Администрация) о возложении обязанности в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) с заявлениями о постановке на учёт бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в посёлке Вычегодский, города Котласа Архангельской области, согласно перечню, указанному в Приложении 1 и Приложении 2 к Передаточному акту бесхозяйных сетей холодного водоснабжения и сетей канализации, расположенных на территории посёлка Вычегодский, города Котласа, подписанному истцом и ответчиком 05.02.2016.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с этим решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения.
Администрация извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено без её участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории посёлка Вычегодский муниципального образования "Котлас" (далее - МО "Котлас") постановлением и.о. главы Администрации от 03.09.2013 N 2803.
На территории посёлка Вычегодский города Котласа имеются бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения.
Администрацией по передаточному акту от 05.02.2016 переданы Обществу бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения, расположенные в посёлке Вычегодский города Котласе, согласно перечню, указанному в Приложении 1 и Приложении 2 к этому передаточному акту. Передача произведена до признания на сети права муниципальной собственности МО "Котлас".
В период судебного разбирательства Администрацией была предпринята попытка обращения в Управление с заявлением о принятии на учёт в качестве бесхозяйных спорных сетей, однако Управление приняло решение об отказе в постановке на учёт в связи с непредоставлением Администрацией документов об учёте объектов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Общество обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на обязанность Администрации поставить на учёт рассматриваемые бесхозяйные сети.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, принятие на учёт в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.
Кроме того, в силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Администрация по передаточному акту от 05.02.2016 передала Обществу рассматриваемые бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения. Эта передача произведена до признания на сети права муниципальной собственности МО "Котлас".
В силу статьи 225 ГК РФ принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учёт имущества в качестве бесхозяйного, в связи с чем он обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что она обращалась в Управление с заявлением о принятии рассматриваемых сетей на учёт, но ей в этом Управлением было отказано.
Данные доводы не могут служить основанием для отказа в иске.
Управлением на указанные заявления Администрации было отказано в принятии на учёт рассматриваемых сетей.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что предпринятая попытка обращения Администрации в Управление с заявлением о принятии на учёт в качестве бесхозяйных спорных сетей носит лишь формальный характер.
Только надлежащее обращение Администрации в Управление по данному вопросу может являться надлежащим исполнением Администрацией возложенной не неё законом обязанности принять на учёт бесхозяйные сети.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей определён приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей" (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 N 33405), согласно пункту 10 которого заявление и иные документы, необходимые для принятия на учёт объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учёте.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Администрацией не представлено доказательств совершения ею надлежащих действий по постановке бесхозяйного имущества на учёт в порядке, предусмотренном законодательством.
Со стороны Администрации имеется бездействие, выразившееся в длительном непринятии спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность.
В силу изложенного, так как доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального и процессуального права применены судом правильно, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, то госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2016 года по делу N А05-2898/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Котлас" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2898/2016
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала "РЖД"
Ответчик: администрация муниципального образования "Котлас"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО и НАО