г. Пермь |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А50П-414/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от третьего лица - Контрольно-счетной палаты Пермского края: Рогачев С.Н., паспорт, доверенность от 22.04.2016;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Юрлинского муниципального района Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре
от 13 ноября 2015 года по делу N А50П-414/2015,
принятое судьей Четиной Н.Д.
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
(ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581)
к Администрации Юрлинского муниципального района (ОГРН 1025903387993, ИНН 8103000173)
третьи лица: Контрольно-счетная палата Пермского края, Султанова Яна Владимировна, Найданов Максим Викторович,
о взыскании 297 400 руб.,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре с иском к Администрации Юрлинского муниципального района (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 297 400 руб. средств бюджета Пермского края и федерального бюджета, предоставленных в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной и республиканской целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрольно-счетная палата Пермского края, Султанова Яна Владимировна, Найданов Максим Викторович.
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре от 13.11.2015 с Администрации в доход бюджета Пермского края взыскано 297 400 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 решение суда от 13.11.2015 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.05.2016 решение суда от 13.11.2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражный суд решением от 12.07.2016 исковые требования удовлетворил, взыскав с Администрации в доход бюджета Пермского края 297 400 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда, прекратить производство по делу. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что социальные выплаты произведены в соответствии с разделом 2 Типового положения, предусматривающим порядок предоставления социальных выплат гражданам на улучшение жилищных условий. Доказательств того, что произведенные выплаты использованы на иные цели, не предусмотренные социальными программами, в материалы дела не представлено.
Контрольно-счетная палата Пермского края в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что Найданов М.В. и Султанова Я.В. не относятся к гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с пунктами 12, 26 Типового положения, следовательно, неправомерно включены ответчиком в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий и представлены на утверждение истцу.
Представитель Контрольно-счетной палаты Пермского края в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные третьи лица, истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Пермского края в период с 24 января по 26 июня 2014 года проведена проверка по использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов", по Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" и на реализацию приоритетного регионального проекта "Сельское жилье".
В результате проверки установлено нецелевое использование бюджетных средств, выделенных главному бухгалтеру Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Юрлинского муниципального района Султановой Я.В. в сумме 381 700 руб. и водителю Управления образования администрации Юрлинского муниципального района Найданову М.В. в сумме 312 200 руб. в связи с тем, что деятельность указанных молодых специалистов не относится к деятельности в организациях социальной сферы в сельской местности.
Результаты поверки отражены в акте от 27.06.2014.
Согласно указанному акту израсходованные не в соответствии с целевым назначением денежные средства в сумме 297,4 тыс. руб. подлежат возврату в федеральный бюджет (из них выделенных Султановой Я.В. - 163,6 тыс. руб., Найданову М.В. - 133,8 тыс. руб.).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском к Администрации о взыскании 297 400 руб. средств бюджета Пермского края и средств федерального бюджета, предоставленных в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что должности "водитель" и "главный бухгалтер" не относятся к должностям специалистов в сфере образования и культуры, следовательно, упомянутые физические лица не могли являться получателями субсидии, предоставляемой для молодых специалистов. При новом рассмотрении Администрация указала, что социальные выплаты произведены в соответствии с разделом 2 Типового положения, предусматривающим порядок предоставления социальных выплат гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако спорая суммы средств, как установлено судом, предоставлена из краевого бюджета за счет федерального на улучшение жилищных условий именно молодых специалистов.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что распоряжениями Администрации от 08.04.2009 и 28.12.2010 семьи Найданова М.В. и Султановой Я.В., проживающие в с. Юрла Пермского края, поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Главой Юрлинского муниципального района составлены заявки на получении субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам муниципальных образований Пермского края на улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в состав которых вошли Султанова Я. В. и Найданов М. В.
Министерство 08.07.2012 на основании представленных документов выдало Найданову М.В., являющемуся участником мероприятия по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в Юрлинском сельском поселении в размере 312 237 руб.
Кроме того, 08.07.2012 министерство выдало аналогичное свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 381 729 руб. на строительство индивидуального жилого дома в Юрлинском сельском поселении Султановой Я.В., являющейся участником мероприятия по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
В соответствии с положениями ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Кодекса предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст.74.1 Кодекса к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (ст.289 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2013).
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - программа "Социальное развитие села до 2013 года"), разработанная с целью повышения уровня и качества жизни, создания условий для улучшения социально-демографической ситуации, расширения рынка труда и обеспечения его привлекательности, повышения престижности проживания в сельской местности.
Реализация мероприятий программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которые устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели.
Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением на строительство (приобретение) жилья, а также в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения.
Раздел II Типового положения предусматривает порядок предоставления социальных выплат гражданам.
При этом согласно п. 5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве.
Пунктом 26 раздела III Типового положения предусмотрен порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, в соответствии с которым правом на получение социальных выплат имеют лишь молодые семьи или молодые специалисты, работающие или изъявившие желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией.
Под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта (пункт 27 Типового положения).
Постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2009 N 826-п утверждена долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села в Пермском крае до 2013 года", которая представляет собой комплекс мер, направленных на повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Для достижения поставленных указанной программой целей, кроме решения других задач, требуется улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (п.3.2 программы "Социальное развитие села в Пермском крае до 2013 года").
В соответствии с Приложением N 1 к данной программе одним из целевых показателей является ввод в эксплуатацию и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов.
Таким образом, в рамках целевых программ, как федеральной, так и региональной, предусмотрено две категории лиц, имеющих право на получение социальных выплат, а именно: 1) граждане, 2) молодые семьи и молодые специалисты.
Согласно абз.7 п. 3.1 раздела III Приказа Министерства финансов России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" финансовый орган субъектов Российской Федерации вправе вводить дополнительную детализацию кода целевой статьи на уровне программы (по видам, источникам выплат и т.д.) с учетом кодов, установленных Указаниями (в случае, если указаниями не предусмотрена детализация кода программы целевой статьи классификации расходов, применяемой для отражения расходов федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на предоставление целевых межбюджетных трансфертов.
В связи с этим Министерством финансов Пермского края предусмотрена детализация кода целевой статьи для категорий получателей социальных выплат путем присвоения дополнительного экономического кода каждой из них.
Согласно п.1.6 приказа Министерством финансов Пермского края от 03.12.2009 N СЭД-39-01-03-126 "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Пермского края" Доп. Эк. - детализирует расходы в разрезе мероприятий, включая мероприятия целевых программ, краевых и приоритетных региональных проектов, субсидий и субвенций, передаваемых в органы местного самоуправления, объектов дорожного строительства, средств резервного фонда; расходы, финансируемые за счет средств, поступающих из федерального бюджета, безвозмездных получений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, и другое.
Объемы субсидий Юрлинскому муниципальному району на 2012 год из бюджета края за счет средств федерального бюджета утверждены постановлениями Правительства Пермского края от 05.06.2012 N 391-п и от 13.06.2012 N 419-п.
Первым из них предусмотрено выделение 292 140 руб. на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в размере 163 598 руб.
Вторым предусмотрено выделение 133 816 руб. на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов.
Итого - 297,4 тыс. руб.
В соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств были доведены до Администрации (получателя бюджетных средств) с указанием цели их использования - по классификации целевых статей расходов статей федерального бюджета 1001100 Доп. Эк. 201506020000 на "Строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе" и по классификации целевых статей расходов федерального бюджета 1001100 Доп. Эк. 201506020000 на "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности".
Таким образом, полученные Администрацией 297,4 тыс. руб. могли быть направлены ею исключительно на улучшение жилищных условий молодых семей или молодых специалистов.
Согласно пункту 26 Типового положения программа "Социальное развитие села до 2013 года" под молодой семьей понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных.
Под молодым специалистом понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования.
Обязательными условиями предоставления субсидии молодой семье или молодому специалисту являются, помимо прочего,
- работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности (для молодого специалиста - в соответствии с полученной квалификацией);
- признание нуждающейся (нуждающимся) в улучшении жилищных условий либо не имеющей (-им) жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи (молодой специалист) работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Как следует из искового заявления Министерства, Султановой Я.В. в 2012 году исполнилось 29 лет, Найданову М.Ю. - 28 лет.
Доказательств соответствия этих граждан (их семей) иным обязательным условиям предоставления рассматриваемой субсидии Администрацией не представлено.
При этом, если из должностной инструкции Султановой Я.В. (главного бухгалтера отдела культуры) видно, что она работает в соответствии с полученной квалификацией, то из должностной инструкции Найданова М.Ю. это также не усматривается (л.д.1-14 том 3).
Установив, что районные управления образования и культуры оказывают услуги населению не в сфере образования и культуры, а в сфере муниципального административного управления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у данных граждан права на получение социальных выплат, предназначенных молодым семьям и молодым специалистам.
Более того, при новом рассмотрении Администрация признала неправомерность отнесения указанных лиц к категории молодых специалистов, однако настаивала на целевом использовании средств исходя из того, что Султанова Я.В. и Найданова М.В. являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Между тем, как уже указано в настоящем постановлении, полученные Администрацией 297,4 тыс. руб. могли быть направлены ею исключительно на улучшение жилищных условий молодых семей или молодых специалистов.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
При таком положении решение арбитражного суда первой инстанции принято без нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре от 12 июля 2016 года по делу N А50П-414/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-414/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства и природопользования Пермского края
Ответчик: Администрация Юрлинского муниципального района Пермского края
Третье лицо: Контрольно - счетная палата Пермского края, Юрлинский районный суд Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18602/15
19.08.2016 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18602/15
12.07.2016 Решение ПСП Арбитражного судов Пермского края в г.Кудымкаре N А50П-414/15
25.05.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3594/16
10.02.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18602/15
13.11.2015 Решение ПСП Арбитражного судов Пермского края в г.Кудымкаре N А50П-414/15