Требование: об обязании освободить земельный участок
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
14 октября 2016 г. |
А80-23/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Администрации муниципального образования сельское поселение Лаврентия: не явились;
от Индивидуального предпринимателя Киселева Вячеслава Николаевича: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Киселева Вячеслава Николаевича
на решение от 19.07.2016
по делу N А80-23/2016
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Шепуленко М.Ю.
по иску Администрации муниципального образования сельское поселение Лаврентия
к Индивидуальному предпринимателю Киселеву Вячеславу Николаевичу
об обязании освободить земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования сельское поселение Лаврентия (ОГРН 1078709001381, ИНН 8707001476, далее- Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском к индивидуальному предпринимателю Киселеву Вячеславу Николаевичу (ОГРНИП 305870915500031, ИНН 870100144549, далее- ИП Киселёв В.Н., ответчик) об обязании освободить земельный участок расположенный по адресу: Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Лаврентия, напротив д. 32 по ул. Дежнева, общей площадью 660 кв.м. от размещенного на нем имущества.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 19.07.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ИП Киселёв В.Н. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, а также взыскать с Администрации понесенные им судебные расходы на оплату государственной пошлины 3 000 руб. и на оплату услуг представителя 20 000 руб.
В обоснование жалобы приводит доводы о выполнении им всех условий распоряжения N 457-рг от 12.08.2013, в частности, о проведении кадастровых работ, использовании участка по назначению, охране. Кроме того, предприниматель готовился к размещению на участке торговой точки, для чего завез строительные материалы и оборудование, находящиеся в контейнере.
Полагает, что по причине нарушения Администрацией норм Земельного Кодекса Российской Федерации при предварительном согласовании места размещения объекта, истец должен был самостоятельно внести исправления в документацию, а не предпринимать действия по изъятию участка.
Отзыва на апелляционную жалобу не предоставлено.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 13.10.2016 на 12 часов 00 минут.
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное разбирательство проводится без участия истца и ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 23.07.2013 Киселёв В.Н. обратился с заявлением к Главе муниципального образования Чукотский муниципальный район о предоставлении земельного участка в аренду площадью 660 кв.м. под торговую точку, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
Распоряжением Администрации от 12.08.2013 N 457-рг, предпринимателю предварительно согласован отвод земельного участка под торговую точку согласно выкипировки из опорного плана с Лаврентия, из земель сельского поселения Лаврентия, категории земель "земли населенных пунктов", общей площадью 660 кв.м., находящийся по адресу: 689300, Чукотский АО, Чукотский район, село Лаврентия, напротив д.32, ул. Дежнёва.
Киселеву В.Н. предписано обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категориям земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, сохранить межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке в соответствии с законодательством, осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов, в том числе меры противопожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельного участка, если сроки освоения земельного участка предусмотрены договором.
Распоряжением Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район от 25.12.2014 N 1008-рг признано утратившим силу распоряжение N 457-рг от 12.08.2013, предписано изъять у Киселева В.Н. земельный участок, обязать освободить земельный участок от находящегося на нём имущества и привести его в надлежащее состояние.
19.06.2015, 23.12.2015 в адрес предпринимателя направлялись требования об освобождении земельного участка от находящегося на нем имущества и приведении участка в надлежащее состояние, которые последним не исполнены.
25.01.2016 Администрацией муниципального образования сельское поселение Лаврентия проведена проверка и установлено самовольное размещение на спорном земельном участке контейнеров в два ряда и неисправное транспортное средство.
Отказ предпринимателя освободить земельной участок от принадлежавшего ему имущества явился основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- также ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Уставом муниципального образования Чукотский муниципальный район, соглашением о передаче органами местного самоуправления сельского поселения Лаврентия осуществления части своих полномочий органами местного самоуправления Чукотского муниципального района от 14.12.2012 N 09-12 Администрация приняла на себя полномочия органа местного самоуправления в вопросах местного значения сельского поселения Лаврентия в частности, касающиеся вопросов владения, пользования и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения (пункт 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления).
Таким образом, предъявление настоящего иска осуществлено Администрацией в рамках предоставленных ей полномочий.
Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты нарушенного права на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (части 2,3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу приведенных правовых норм, по настоящему делу юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие факта самовольного занятия спорного земельного участка именно ответчиком.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ответчик факт размещения на земельном участке принадлежащего ему имущества не оспаривается, ссылаясь при этом на исполнение распоряжения от 12.08.2013 и наличие правовых оснований для использования участка.
Указанным доводам судом апелляционной инстанции дана оценка и они отклонены по следующим основаниям.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривающий, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (статья 39.1).
В данном случае документом, подтверждающим наличие правовых оснований для использования спорного земельного участка, будет являться договор аренды, заключенный в порядке, предусмотренный Земельным Кодексом Российской Федерации.
Договор аренды в отношении спорного участка не заключался, что не оспаривается. В свою очередь, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу пункта 16 статьи 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Таким образом, поскольку исследованными судом материалами дела подтверждается факт использования ответчиком земельного участка по адресу: 689300, Чукотский АО, Чукотский район, село Лаврентия, напротив д.32, ул. Дежнёва под размещение контейнеров и автомобиля без правовых оснований, заявленные требования удовлетворены правомерно.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.07.2016 по делу N А80-23/2016 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-23/2016
Истец: Администрация муниципального образования сельского поселения Лаврентия
Ответчик: ИП Киселев Вячеслав Николаевич
Третье лицо: Управление финансов,экономики и имущественных отношений МО Чукотский МР
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5270/16
16.08.2016 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4887/16
12.08.2016 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4844/16
19.07.2016 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-23/16