Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А26-5107/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен (без вызова сторон)
от заинтересованного лица: не явился, извещен (без вызова сторон)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22432/2016) АО "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2016 по делу N А26-5107/2016 (судья Свидская А.С.), принятое
по заявлению АО "Петрозаводские коммунальные системы"
к УФАС по Республике Карелия
об оспаривании постановления
установил:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 47Б, ОГРН 1031000052335, ИНН 1001012709; далее - заявитель, Общество, АО "ПКС") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1А, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 03-17/12-2016 от 27.05.2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 29.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "ПКС" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что общество с ограниченной ответственностью "Региональная Электросетевая Компания" (далее - ООО "РЭК") не приобрело ранее присоединенные энергопринимающие устройства, в связи с этим основания и обязанность для переоформления документов у Общества отсутствовали. По мнению заявителя, к спорным отношениям не подлежат применению положения пункта 58 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), так как ООО "РЭК" не подтвердило свое право на ТП-558 и не соответствовало критериям отнесения к сетевым организациям, таким образом, в действиях Общества отсутствует событие вмененного административного правонарушения.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "РЭК" от 18.03.2016 N 305 (т.2, л.д.55-56), в котором указывалось на уклонение Общества от осуществления мероприятий по переоформлению документов о технологическом присоединении в отношении объекта электросетевого хозяйства - ТП-558, Управлением проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям.
В ходе проверки Управлением установлено, что ООО "РЭК" 22.12.2015 обратилось в АО "ПКС" с заявлением N 182 о переоформлении документов на технологическое присоединение в отношении ТП-558 в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств и подтверждении максимальной мощности, представив договоры аренды объектов электросетевого хозяйства от 22.10.2015 N 18-02/15 и N 18-02/15-1, заключенные ООО "РЭК" с обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Инженерный центр "ЭФЭР" (т.2, л.д.22-37). АО "ПКС" подтвердило готовность переоформить документы письмами от 11.01.2016 N 105-0006 (т.2 л.д.21) - при наличии документов, подтверждающих технологическое присоединение ООО "Спецконструкция" и гр. Нефедовой Е.Л., (ООО "РЭК" представило необходимую информацию письмом от 20.01.2016 N 222 - т.2, л.д.45) и от 01.02.2016 N 105.04/198/1 (т.2, л.д.44) - при условии предоставления полного перечня документальных сведений, предусмотренных Правилами N 861, в частности, копий документов, подтверждающих право собственности арендодателя на ТП-558 и (или) земельный участок, на котором располагался объект, и иных документов (ООО "РЭК" представило с сопроводительным письмом от 19.02.2016 N 274 копии договора энергоснабжения от 01.03.2015 N 100-1-41-08993-01, письма о подтверждении мощности от 27.01.2009 N 105.08- 1/45, актов о приемке измерительного комплекса N 17734 и N 17735, указав, что оформление и приемка в эксплуатацию ТП-558 осуществлялась специалистами АО "ПКС", в связи с чем вся необходимая документация имелась в производственно-техническом отделе Общества - т.2, л.д.38-43).
Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пунктов 62, 65 и 69 Правил N 861, так как оно необоснованно затребовало от ООО "РЭК" дополнительные документы разного содержания, в том числе подтверждающие право собственности арендодателя на ТП-558 при наличии договоров аренды ТП-558, а также не исполнило в семидневный срок свою обязанность по переоформлению документов либо мотивированному отказу в их переоформлении, что послужило основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 20.05.2016, на основании которого вынесено оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление антимонопольного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в нарушении порядка переоформления документов на ранее присоединенные энергопринимающие устройства.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 N 130 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861" в Правила N 861 введен раздел VIII "Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении", которым установлен порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, регламентированы сроки исполнения заявления о переоформления документов, а также установлены формы документов, в том числе и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Подпунктом "в" пункта 59 Правил N 861 предусмотрено, что собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе в случае переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств. В заявлении о переоформлении документов указываются необходимые сведения, предусмотренные пунктом 60 настоящих Правил, а также в силу пункта 61 - документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии).
Пунктом 62 Правил N 861 установлено, что к заявлению о переоформлении документов прилагается соответствующий перечень документов.
Согласно пункту 65 Правил N 861 сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.04.2010 N 127-э открытое акционерное общество "ПКС", Республика Карелия, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером 10.1.2.
В связи с тем, что ООО "РЭК" и АО "ПКС" не заключали предусмотренного пунктом 58 Правил N 861 соглашения, определявшего права и обязанности сетевых организаций, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов о технологическом присоединении объектов по производству электрической энергии, то отношения сторон регулировались общими положениями данных Правил, в частности, подпунктом "в" пункта 59, согласно которому с заявлением о переоформлении документов могли обратиться заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Таким образом, в данном случае наличие статуса сетевой организации у ООО "РЭК" не влияло на взаимоотношения сторон по переоформлению документов о технологическом присоединении объекта электросетевого хозяйства, поскольку ООО "РЭК" обратилось в АО "ПКС" как новый законный владелец ТП-558.
Поводом для обращения ООО "РЭК" в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении послужило получение им от ООО "Инженерный центр "ЭФЭР" в аренду объекта электросетевого хозяйства - однотрансформаторной подстанции ТП-558 (напряжение 6 кВ, технические характеристики: ТМГ-630/6, ВН-10, РВ-10), расположенной по адресу: г. Петрозаводск, ул. Заводская, д. 4. Представленные с заявлением от 22.12.2015 N 182 договоры аренды объекта электросетевого хозяйства от 22.10.2015 N 18-02/15 и N 18-02/15-1, заключенные ООО "РЭК" с ООО "Инженерный центр "ЭФЭР", подтвердили наличие у ООО "РЭК" предусмотренного законом основания на энергопринимающее устройство.
ООО "РЭК", заключив указанный договор аренды электросетевого имущества, нового технологического присоединения не осуществляло, категория надежности электроснабжения, точки присоединения, схема внешнего электроснабжения, в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств не изменялись.
Пунктом 57 Правил N 861 предусмотрено, что восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).
В силу пункта 58 Правил N 861 в случае, когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Поскольку из представленных ООО "РЭК" по запросу сетевой организации копий договора энергоснабжения от 01.03.2015 N 100-1-41-08993-01 с приложениями, письма о подтверждении мощности от 27.01.2009 N 105.08-1/45 и актов о приемке измерительного комплекса N N17734, 17735 следовало, что по ТП-558 сетевой организацией (филиалом АО "ПКС") и потребителем (правопредшественником ООО "Инженерный центр "ЭФЭР") произведено разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по акту от 28.01.2009 (т.2, л.д.41-оборот), ранее присоединенная мощность и точка подключения ТП-558 подтверждены сетевой организацией (т.2, л.д.42), то сетевая организация располагала сведениями о ранее присоединенном к сетевому хозяйству АО "ПКС" энергопринимающем устройстве - ТП-558 в равной степени, как и ООО "РЭК".
Наличие акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 28.01.2009 в силу пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, являлось достаточным для подтверждения технологического присоединения в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств.
Следовательно, ООО "РЭК" был документально подтвержден факт ранее осуществленного технологического присоединения ТП-558 к электрическим сетям АО "ПКС". Доказательства перераспределения выделенной мощности либо отказа от части мощности в материалах дела отсутствовали.
Ввиду вышеизложенных обстоятельств ООО "РЭК" являясь законным владельцем - арендатором ТП-558 (напряжение 6 кВ, технические характеристики: ТМГ-630/6, ВН-10, РВ-10), на основании пункта "в" пункта 59 Правил N 861 было вправе обратиться в сетевую организацию заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, представив в качестве документов по подпункту "а" пункта 62 Правил N 861 только договоры аренды объектов электросетевого хозяйства. Поскольку из материалов дела следовало, что оформление и приемка в эксплуатацию ТП-558 осуществлялась специалистами АО "ПКС", то вся иная необходимая документация имелась у сетевой организации.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, непредставление ООО "РЭК" каких-либо иных документов при подаче заявления от 22.12.2015 N 182 не препятствовало переоформлению документов о технологическом присоединении объекта электросетевого хозяйства ТП-558, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Заводская, д. 4, в связи с чем АО "ПКС" неправомерно истребовало их у ООО "РЭК", чем нарушило требования пунктов 62 и 65 Правил N 861.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Приведенный заявителем довод о расторжении с 01.05.2016 заключенного ООО "РЭК" и ООО "Инженерный центр "ЭФЭР" договора аренды объектов электросетевого хозяйства (сведения об этом обстоятельстве имелись в письме от 25.04.2016 N 411 - т.1, л.д.137) не свидетельствовал об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку в течение четырех месяцев Общество пренебрежительно относилось к формальным требованиям публичного права, нарушало права ООО "РЭК" на своевременное получение переоформленных документов и ограничило его в осуществлении с 01 января 2016 года предпринимательской деятельности по передаче электрической энергии лицам, электроустановки которых присоединены к ТП-558.
С учетом объекта посягательства, характера и обстоятельств совершения правонарушения исключительных оснований для признания его малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, равно как и для снижения штрафа на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2016 по делу N А26-5107/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5107/2016
Истец: АО "Петрозаводские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Респеблике Карелия