Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
12 октября 2016 г. |
Дело N А50-9410/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Т. М.
судей Виноградовой Л.Ф., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" (ООО "СХО "Мостовское"): Окулова Р.А. (паспорт, доверенность от 27.06.2016),
от заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "Двуреченское сельское поселение": Бейлина М.М. (удостоверение, доверенность от 13.05.2016)
от Муниципального казенного учреждение "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района": не явились (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "СХО "Мостовское",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 июля 2016 года,
принятое судьёй И.В. Елизаровой,
по делу N А50-9410/2016
по заявлению ООО "СХО "Мостовское" (ОГРН 1025902401447, ИНН 5948021811)
к Администрации муниципального образования "Двуреченское сельское поселение" (ОГРН 1085948002722, ИНН 5948035638)
заинтересованное лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" (ОГРН 1135948001530, ИНН 5948044696)
о признании незаконным отказ в части предварительного согласования предоставления в аренду и согласовании схем земельных участков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Двуреченское сельское поселение" (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в части предварительного согласования предоставления в аренду и согласовании схем земельных участков общей площадью 1457 кв.м. и 1020 кв.в., расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, д.Слепушки, общей площадью 592 кв.м. и 2004 кв.в., расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, д.Комарово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, обязании устранить допущенные нарушения прав общества путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления в аренду и согласовании схем земельных участков.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечено
муниципальное казенное учреждение "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на п.6 ст.11 Земельного Кодекса Российской Федерации, п.60 приказа Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, письмо Министерства экономического развития РФ от 02.03.2010 N Д23-671, указывает на то, что суд ошибочно истолковал закон таким образом, что в схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории необходимо отобразить границы исходного земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:159. Считает, что суд наложил дополнительную обязанность на заявителя отображать границы исходного участка, а именно устанавливать его границы, характерные точки, что не требуется в соответствии с законодательством РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованные лица не представили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования "Двуреченское сельское поселение" поддержал позицию, изложенную в обжалуемом судебном акте.
В судебное заседание Муниципальное казенное учреждение "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явилось, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:159, что подтверждается государственным актом N ПМО-246-000-1081.
09.11.2015 ООО "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" обратилось в Администрацию Двуреченского сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду на срок 49 лет для сельскохозяйственного производства и утверждении схем расположения земельных участков общей площадью 1457 кв.м. и 1020 кв.в., расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, д.Слепушки, общей площадью 592 кв.м. и 2004 кв.в., расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, д.Комарово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Согласно приложению вместе с заявлением обществом были представлены копии государственного акта N ПМО-246-000-1081, согласие общества на образование земельных участков, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Письмом N 35 от 11.02.2016 Администрация муниципального образования "Двуреченское сельское поселение" заявителю сообщила о несоответствии схемы расположения Приказу Министерства экономического развития РФ от 27.10.2014 N 762, в связи с тем, что на схеме не отображены границы исходного земельного участка, предложено предоставить доверенность, привести схему в соответствие и сдать повторно.
Полагая, что в предварительном согласовании и утверждении схем ответчиком отказано неправомерно, что нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) беспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка в случае, если принято решение о предварительном огласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора аренды земельного участка.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
Требования к содержанию заявления и перечень документов, прилагаемых к такому заявлению, определены в статье 39.15 Земельного кодекса РФ, среди необходимых документов указана в том числе и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в
границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно ч.7 ст.11.4 Земельного кодекса РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
В силу п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
По правилам п.п.12, 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для
отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка_" схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. При этом, в схеме расположения земельного участка приводится, в том числе, изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков.
Между тем, в представленных в материалы дела схемах спорных земельных участков изображение границ исходного земельного участка, отсутствует. Из кадастрового паспорта от 15.06.2016 исходного земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:159 следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При указанных обстоятельствах, ввиду несоответствия представленных схем расположения земельных участков, установленным требованиям, у ответчика оснований для их утверждения и принятия решений о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков не имелось.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение принято ответчиком правомерно и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Приведенные заявителем доводы о невозможности уточнения границ принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, доказательствами не подтверждены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на не правильном толковании норм права.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взыскивается с заявителя согласно ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 июля 2016 года по делу N А50-9410/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9410/2016
Истец: ООО "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО "МОСТОВСКОЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДВУРЕЧЕНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"