город Ростов-на-Дону |
|
18 октября 2016 г. |
дело N А53-12351/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордейко М.А.,
при участии:
от истца- Безбородых А.А. по доверенности от 08.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации города Новошахтинска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2016 по делу N А53-12351/2016,
принятое в составе судьи Захарченко О.П.,
по иску Комитета по управлению имуществом администрации города Новошахтинска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
при участии третьих лиц: Трипалиной Ангелины Ивановны, муниципального образования "город Новошахтинск", муниципального образования "город Шахты" в лице администрации г. Шахты
о признании права муниципальной собственности, внесении изменений в ЕГРП,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации города Новошахтинска обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области о признании права собственности муниципального образования "город Новошахтинск" на земельный участок с кадастровым номером 61:59:0020420:1082, площадью 84 кв.м., расположенный по адресу: г. Шахты, ул. 50 лет ВЛКСМ, 1-б; о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части величины общей площади земельного с кадастровым номером 61:59:0020120:21, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. 50 лет ВЛКСМ, 1-б, указав его значение в размере 7016 кв.м. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2016 в иске отказано.
Комитет по управлению имуществом администрации города Новошахтинска обратился с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требовании. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Решение суда не законно и необоснованно. Реализовать легитимную приватизацию сооружения связи без одновременного отчуждения соответствующего земельного участка до настоящего времени не представляется возможным, что нарушает права и законные интересы муниципального образования "Город Новошахтинск".
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 61:59:0020420:0021 площадью 7100 кв.м. категории земель: земли населенных пунктов - для размещения промбазы управления производственно-технической связи, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Шахты, ул. 50 лет ВЛКСМ принадлежит на праве собственности Российской Федерации на основании распоряжения Правительства РФ N 634-р от 03.05.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 61АГ N 102052 от 29.06.2006 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.05.2016.
На указанном земельном участке в 2004 году на основании постановления Главы Администрации г. Шахты от 14.07.2004 N 2993 за счет бюджетного финансирования господдержки осуществлено строительство радиомачты башенного типа высотой 80 метров по адресу: г. Шахты, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 1-б в соответствии с разрешением на производство строительно-монтажных работ N 37 от 09.08.2004, выданным Начальником инспекции Госархстройнадзора в г. Шахты Ростовской области, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта государственной приемочной комиссией, утвержденным распоряжением мэра г. Шахты N 5178 от 18.11.2004.
В 2014 году за муниципальным образованием "Город Новошахтинск" зарегистрировано право собственности на сооружение связи общей площадью 69,6 кв.м с кадастровым номером 61:59:-0020420:753, расположенное по адресу: Россия, Ростовская обл., г. Шахты, ул. 50 лет ВЛКСМ, 1Б на основании акта приемки законченного строительством объекта государственной приемочной комиссии от 28.10.2004 и Распоряжения мэра г. Шахты N 5178 от 18.11.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 61-АИ N 352738 от 07.03.2014 и выпиской из Единого реестра муниципальной собственности г. Новошахтинск от 09.06.2016 N 130.
Указанное сооружение связи вошло в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества г. Новошахтинска на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утвержденный Решением Новошахтинской городской думы N 30 от 04.12.2013.
Также на земельном участке с кадастровым номером 61:59:0020420:0021 площадью 7100 кв.м расположены объекты недвижимости, принадлежащие Трипалиной Ангелине Ивановне, на основании договора дарения N 4 от 28.11.2013, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в установленном законом порядке 19.12.2013.
Из материалов дела следует, что истцом в адрес ответчика был предоставлен комплект документов в целях осуществления раздела земельного участка и передачи земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020420:1082 площадью 84 кв.м истцу, однако ответчик раздел земельного участка не произвел и земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего истцу на праве собственности сооружения связи, истцу в собственность не передал.
Из межевого плана от 07.10.2014 следует, что схема раздела земельного участка с сохранением исходного в измененных границах по ул. 50 лет ВЛКСМ, 1-б, г. Шахты, Ростовская обл. была согласована ТУ Росимущества в Ростовской области, что подтверждается подписью и печатью в графе согласования.
В результате оформления межевого плана от 07.12.2014, образуемый при разделе земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020420:0021 земельный участок был поставлен на временный кадастровый учет в декабре 2014 года.
Как усматривается из материалов дела в государственный кадастр недвижимости 05.12.2014 были внесены сведения, имеющие временный характер (дата истечения срока действия временного характера - 06.12.2019) об образованном земельном участке с кадастровым номером 61:59:0020420:1082 площадью 84 кв.м, необходимым для использования сооружения связи, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.12.2014.
Администрацией города Новошахтинска был предоставлен в ТУ Росимущества в Ростовской области кадастровый паспорт образованного земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020420:1082 (письмо N 2929 от 17.12.2014) в целях принятия ТУ Росимущества по Ростовской области решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020420:0021.
До настоящего времени процедура раздела земельного участка не завершена, сведения об образованном земельном участке не внесены в ЕГРП.
При этом доказательств принятия ТУ Росимущества по Ростовской области решения о передаче выделяемого земельного участка истцу в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательства разрешения собственника земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020420:0021 на строительство на нем истцом сооружения связи.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Согласно пункту 3 статьи 19 Земельного кодекса РФ в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Как следует из указанного положения Земельного кодекса РФ, допускается безвозмездная передача муниципальному образованию земли, находящейся в собственности субъекта Российской Федерации.
Однако из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок, принадлежит Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:59:0020420:0021 истцом не оспорено.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
От имени Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 федеральное агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности. На основании пункта 4 указанного Положения федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Ростовской области является территориальным органом федерального агентства, который осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Ростовской области.
Таким образом, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется строго в определенном порядке на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества.
Доказательств принятия ответчиком решения о передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность в материалы дела не представлено, а также не представлено доказательств получения истцом разрешения собственника земельного участка на строительство на нем сооружения связи.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Редакцией Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено следующее.
Пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривал, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 данного Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса).
По смыслу приведенных выше положений законодательства образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности, путем его раздела на несколько участков допускается в соответствии с решением уполномоченного органа или в судебном (обязательном) порядке при отсутствии для этого установленных законом препятствий (ограничений).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2016 по делу N А53-12351/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12351/2016
Истец: Комитет по управлению имуществом Администрации г. Новошахтинска
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
Третье лицо: Администрация город Шахты Ростовской области, Муниципальное образование "город Шахты" в лице Администрации г. Шахты Ростовской области, Трипалина Ангелина Ивановна