г. Самара |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А65-10496/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Кайбицкое жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 августа 2016 года по делу N А65-10496/2016 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Кайбицкое жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1021606762649, ИНН 1621000252), Республика Татарстан, Кайбицкий район, с.Большие Кайбицы,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1061644004487, ИНН 1644036551), Республика Татарстан, г.Казань,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Кайбицкое жилищно-коммунальное Хозяйство", Кайбицкий район, с. Большие Кайбицы (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик, антимонопольный орган), об отмене постановления по делу об административном правонарушении N А05- 469/2016 от 20.04.2016 года о наложении административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком, МУП "Кайбицкое жилищно-коммунальное хозяйство" добровольно устранило выявленные нарушения, установило в здании Общественного центра прибор учета холодной воды, имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции от муниципального унитарного предприятия "Кайбицкое жилищно-коммунальное хозяйство" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
По результатам проведенной плановой проверки Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района установлено, что в здании Общественного центра, который находится на балансе Исполнительного комитета Большекайбицкого сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан отсутствует прибор учета водоснабжения.
В ходе проверки установлено, что по договору на отпуск питьевой воды и сточных вод N 11 от 01.01.2015 г. ресурсоснабжающей организацией в отношении Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан является МУП "Кайбицкое ЖКХ".
Однако? учет объемов потребления услуг водоснабжения в здании Общественного центра, который находится на балансе Исполнительного комитета Большекайбицкого сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан осуществляется без использования приборов учета.
По данному факту ответчиком составлен протокол об административном правонарушении N А05-469/2016 от 07.04.2016 г., на основании которого вынесено Постановление от 20.04.2016 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-469/2016 по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, пунктом 7 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3-6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Данной же нормой установлено, что после 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 статьи 13 Закона об энергосбережении, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении должны выполняться во всех случаях выявления указанными в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организациями фактов нарушений установленных статьей 13 Закона об энергосбережении требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Судом установлено и следует из материалов дела, МУП "Кайбицкое ЖКХ" оказывает услуги водоснабжения на основании заключенных договоров.
Однако, учет объемов потребления услуг водоснабжения в здании Общественного центра, который находится на балансе Исполнительного комитета Большекайбицкого сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан осуществляется без использования приборов учета.
Так, между МУП "Кайбицкое ЖКХ" и Исполнительным комитетом Большекайбицкого сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан заключен договор на отпуск питьевой воды и сточных вод N 11 от 01.01.2015 г., но по которым объем потребления услуг водоснабжения определяется без использования приборов учета ввиду их отсутствия.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении после 1 января 2013 года в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов, положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления организациями, указанными в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Как следует из материалов дела, на дату заключения указанных договоров и по истечении двух месяцев со дня их заключения (01.03.2015 года), приборы учета объемов потребляемых услуг водоснабжения в зданиях, используемых в здании Общественного центра, который находится на балансе Исполнительного комитета Большекайбицкого сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, не установлены, определение объемов потребленных ресурсов осуществляется без использования приборов учета.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что МУП "Кайбицкое ЖКХ", зная об отсутствии прибора учета воды в зданиях, в здании Общественного центра, который находится на балансе Исполнительного комитета Большекайбицкого сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, в нарушение части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не совершило действий по оснащению приборами учета воды, снабжение которыми оно осуществляет, зданий, используемых для размещения государственных учреждений и организации, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим МУП "Кайбицкое ЖКХ" сетям инженерно-технического обеспечения и которые, в нарушение требований ч. 3 - 6 данной статьи, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях, МУП "Кайбицкое ЖКХ" признаков правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Факт правонарушения признан заявителем при рассмотрении дела об административном правонарушении, нарушение добровольно устранено.
Однако, в данном случае действия Муниципального унитарного предприятия "Кайбицкое жилищно-коммунальное хозяйство", Кайбицкий район по установке прибора учета холодного водоснабжения в период рассмотрения административного дела N А05-469/2016 не свидетельствуют о надлежащем исполнении заявителем установленных частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязательных требований об установке приборов учета.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности антимонопольным органом соблюдена, сроки давности привлечения к административной ответственности не пропущены. Штраф назначен в минимальном размере. Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Суд первой инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, правильно указал, что в данном конкретном случае отсутствуют основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Заявителем не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, препятствовавших соблюдению законодательства.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 августа 2016 года по делу N А65-10496/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10496/2016
Истец: МУП "Кайбицкое жилищно-коммунальное хозяйство", Кайбицкий район, с. Большие Кайбицы
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань