Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф09-12346/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А50-8556/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Поляковой М.А., Семёнова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис Звездного" (ООО "Энергосервис Звездного"): Голубцова В.Н. (паспорт, доверенность от 09.09.2016),
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю): Тутыниной О.И. (паспорт, доверенность от 16.12.2015)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "Энергосервис Звездного",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 июля 2016 года, принятое судьёй О.В. Вшивковой,
по делу N А50-8556/2016
по заявлению ООО "Энергосервис Звездного" (ОГРН 1065904117575, ИНН 5904146972)
к Управлению Росреестра по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис Звездного"
(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа N 000/101/2015-2911 в государственной регистрации права собственности на сооружение: воздушно-кабельную линию электропередачи 0,4кВ, площадью 389 м, кадастровый номер 59:01:0000000:80637, расположенную по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул.Рябиновая. Также
заявитель просит обязать заинтересованное лицо зарегистрировать право собственности заявителя на указанный объект.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что оспариваемое решение не соответствуют пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как спорный объект предназначен для присоединения жилого дома до точки подключения к системе электроснабжения, ссылаясь на договор N 13-12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный 16.02.2012 с собственником индивидуального жилого дома N 88 по ул.Рябиновая г.Перми, на технические условия на присоединение к электрическим сетям от 16.02.2012, на договор N44-15 субаренды земельного участка для строительства и заключение кадастрового инженера о месторасположении сооружения (воздушная линия 0,4кВ дома N 88 по ул.Рябиновая до опоры 1р1, находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:80637, расположенную по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, мкр.Бумажников.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебном заседании 11.10.2016 объявлен перерыв до 17.10.2016.
В судебном заседании 17.10.2016 представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании 17.10.2016 представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19 октября 2015 года заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлениями о государственной регистрации права собственности на сооружение, приложив к нему, в том числе, декларацию об объекте недвижимого имущества на сооружение ВЛ 0,4 кВ по адресу ул.Рябиновая г.Перми, созданной в 2013 году.
20 февраля 2016 года заинтересованное лицо оформило сообщение об отказе в государственной регистрации N 000/101/2015-2911, указав, что государственная регистрация права собственности не может быть проведена на основании декларации об объекте недвижимого имущества и правоустанавливающего документа, в отсутствие разрешения на строительство, поскольку характеристики сооружения не позволяют отнести его к участку сети, который предназначен для подключения конкретного объекта недвижимости; у заявителя отсутствовали права на земельный участок на момент возведения сооружения.
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации N 000/101/2015-2911 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 этого Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу п. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (п. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации прав).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав).
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Права на линейные объекты, имеющие признаки объекта недвижимого имущества, подлежат государственной регистрации.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 4 статьи 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае строительства, реконструкции в границах населенного пункта: сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства), до точки подключения к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.
Как следует из материалов дела, заявителем заинтересованному лицу были представлены: заявление, декларация об объекте недвижимого имущества от 28.10.2015, договор аренды земельного участка N 124-120/КС-П/12/186 от 25.05.2012, платежное поручение об уплате госпошлины.
В кадастровой выписке на сооружение с кадастровым номером 59:01:0000000:80637 от 24 сентября 2015 года значится объект: воздушная линия 0,4 кВ до дома N 88 по ул.Рябиновая до опоры 1р1, год постройки 2013. Согласно кадастровому паспорту земельного участка 59:01:0000000:1284, на котором расположен спорный объект недвижимости, разрешенным видом использования является: под строительство кабельных линий (т.1 л.д.60).
Согласно заключению кадастрового инженера от 07.07.2016 (т.1 л.д.57), сооружение - воздушная линия 0,4 кВ до дома N 88 по ул.Рябиновая до опоры 1р1 - расположено в пределах земельного участка 59:01:0000000:1284, технологическое присоединение, которого осуществляется от опоры 1р1 до индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул.Рябиновая,88. Технический план составлен на основании декларации на созданный объект недвижимости - воздушная линия 0,4 кВ до дома N 88 по ул.Рябиновая до опоры 1р1 (т.2 л.д.1-4).
Также, судом апелляционной инстанции исследованы представленные заявителем доказательства, свидетельствующие о характеристиках спорного объекта как объекта недвижимости. При этом, заинтересованным лицом, в порядке ст.65 АПК РФ, иного не доказано.
Приложенные Обществом к заявлению о государственной регистрации права собственности документы позволяли определить, что рассматриваемый объект недвижимости полностью соответствует критериям объекта недвижимости, на строительство и ввод в эксплуатацию которого в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации пункту 2 части 4 статьи 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" не требуется разрешение. Декларация об объекте недвижимого имущества предоставлена Обществом по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447. Общество является арендатором земельного участка (кадастровый номер 59:01:0000000:1284) на котором расположен спорный объект.
При этом, как следует из отзыва, заинтересованное лицо признает, что спорный объект является линейным объектом линии электропередачи.
Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исходя из кадастрового паспорта, а также документов, подтверждающих законность строительства объекта, выдача разрешения на строительство спорного объекта не требовалась, ее регистрация должна быть осуществлена на основании документов, предусмотренных в пункте 3 статьи 25.3 Закона о регистрации.
Исходя из оснований отказа Управления Росреестра в регистрации спорного объекта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в регистрирующий орган заявитель представил все необходимые документы и им соблюден установленный для обращения порядок для разрешения заявления на законной основе, правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления Общества не имелось.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено следующее.
В силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства не требуется, если не требовалось разрешение на строительство такого объекта.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, сооружения, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта, либо имеющие вспомогательный характер, и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" линии электропередачи относятся к объектам электросетевого хозяйства, предназначенным для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии.
Линией электропередачи по ГОСТу 24291-90, утвержденному Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, является электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Согласно пункту 2.4.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ представляет собой устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, относит к сооружениям законченные функциональные устройства для передачи энергии, то есть совокупность конструктивных элементов и устройств (трансформаторные подстанции, опоры линий электропередачи и т.п.), составляющих единый функциональный комплекс. При этом опора линии электропередачи, сама воздушная линия электропередач является конструктивным элементом сооружения и самостоятельного практического значения не имеет.
В связи с этим суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что являясь объектами инженерной инфраструктуры, линии электропередачи предназначены исключительно для обслуживания других объектов и не могут быть использованы никак иначе при отсутствии объектов, для обслуживания которых они предназначены.
Из материалов дела следует, что спорным объектом является высоковольтная линия электропередачи ВЛ 0,4 кВ, имеющая непосредственное присоединение к уже существующему объекту - опоре 1р1.
Таким образом, объект ВЛ-0,4 кВ предназначен исключительно для обслуживания основного сооружения, которые в совокупности составляют единый функциональный комплекс, и не может использоваться самостоятельно либо для иной деятельности.
Указание в отзыве на апелляционную жалобу на невозможность определения, к какому именно объекту относится спорный объект, судом не принимается, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, обжалуемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявленные требования подлежат удовлетворению.
Довод заинтересованного лица о том, что на схеме расположения сооружения с кадастровым номером 59:01:0000000:80637 между опорой 1р1 и жилым домом N 88 по ул.Рябиновая нанесены еще десять опор, а потому п.2 ч.4 ст.20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК применению не подлежит, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на предположении.
В обоснование данного довода, заинтересованное лицо ссылается на схему графического расположения объекта и его протяженность 389 м. и указывает, что объект недвижимости может быть подключен к нескольким зданиям.
Как уже было отмечено, суд апелляционной инстанции руководствовался, в том числе заключением кадастрового инженера от 07.07.2016 и техническим планом сооружения, которые не опровергнуты заинтересованным лицом.
Само по себе, нахождение около сооружения с кадастровым номером 59:01:0000000:80637 иных объектов недвижимости не свидетельствует об их подключенности к спорному объекту. Иного в порядке ст.65 АПК РФ заинтересованным лицом не доказано.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что названные положения Закона N 805-ПК подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку в рассматриваемом случае спорное сооружение предназначено для присоединения к конкретному отдельному объекту дому N 88 по ул.Рябиновая.
Довод заинтересованного лица о том, что на момент создания спорного сооружения, общества не имело прав на соответствующий земельный участок, что также является основанием для отказа в государственной регистрации, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с тем, что на момент обращения установлено наличие у заявителя права на земельный участок, на котором расположен объект вспомогательного использования, в связи с чем, отказ в государственной регистрации по мотиву отсутствия у Общества прав на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, является неправомерным.
Таким образом, Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июля 2016 года подлежит отмене на основании ч.4 п.1 ст.270 АПК РФ.
Госпошлина за подачу иска и апелляционной жалобы относится на заинтересованное лицо в соответствии со ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июля 2016 года по делу N А50-8556/2016 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю N 000/101/2015-2911 в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис Звездного" на сооружение - воздушно-кабельная линия электропередачи 0,4кВ, площадью 389 м, кадастровый номер 59:01:0000000:80637, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Рябиновая.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис Звездного" на сооружение - воздушно-кабельная линия электропередачи 0,4кВ, площадью 389 м, кадастровый номер 59:01:0000000:80637, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Рябиновая.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис Звездного" (ОГРН 1065904117575, ИНН 5904146972) 4500 руб. в возмещения расходов по оплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8556/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф09-12346/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС ЗВЕЗДНОГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ