Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А35-4460/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Курской области от 02.09.2016 по делу N А35- 4460/2016 (судья Григоржевич Е.М.) по заявлению индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича (ИНН 463001755200, ОГРН 310463206800340) к комитету потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области (ИНН 4632052071, ОГРН 1054639031480) о признании недействительным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 15.04.2016 N 9-2016,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич (далее - ИП Алябьев В.Н., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Комитету потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области (далее - Комитет, административный орган) о признании недействительным постановления от 15.04.2016 N 9-2016, в соответствии с которым ИП Алябьев В.Н. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Решением суда от 02.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что срок составления протокола об административном правонарушении пропущен. Индивидуальный предприниматель не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что состав вменяемого административного правонарушения доказан. Заявитель является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, что подтверждается материалами дела.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 10.03.2016 при осуществлении информационно-аналитического наблюдения ярмарки на основании приказа от 10.03.2016 N 38 "О проведении информационно- аналитического наблюдения за соблюдением требований по организации и проведению ярмарок на территории Курской области" должностным лицом Комитета - Гуляевой Л.И., было выявлено, что проведение ярмарки, организатором которой являлся индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич, расположенной по адресу: г.Курск, проспект Дружбы, 1 (на площадке, прилегающей к магазинам "Пятерочка", "Магнит"), проходит с нарушениями Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 02.03.2016 N 103-па (далее - Порядок), а именно: п.п. 4.3. Порядка, 4.14 Порядка,4.10 Порядка, 5.1, 5.4 Порядка, п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров.
Должностным лицом - ведущим специалистом 1 разряда управления потребительского рынка Комитета Гуляевой Л.И. 10.03.2016 при осуществлении информационно- аналитического наблюдения ярмарки, организатором которой являлся индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич, в присутствии понятых: регионального руководителя проекта "Народный контроль" партии "Единая России" Григорова А.Н., эксперта ОБУ "Курский центр контроля качества" Косиловой И.М. был составлен протокол осмотра места проведения ярмарки, осуществлены фото и видео съемка.
Посредством телефонной связи 10.03.2016 в 11-56 Предприниматель был приглашен на место проведения ярмарки для составления протокола осмотра, однако явку проигнорировал, что подтверждается детализацией звонков с номера 8-910-319-78-67 (л.д.52).
Предприниматель, извещенный о месте и времени составления протокола, в том числе, посредством телефонной связи, при составлении протокола не присутствовал.
ИП Алябьев В.Н. был приглашен на составление и подписание протокола об административном правонарушении извещением от 11.03.2016, которое было направлено 11.03.2016 заказным письмом с почтовым идентификатором 30500295006202. Указанное уведомление было вручено Предпринимателю 14.03.2016, что подтверждается копией уведомления о вручении почтовой корреспонденции (л.д.65).
Кроме того, о дате и месте составления протокола (30.03.2016 в 16-00) ИП Алябьев В.Н. дополнительно был извещен посредством сотовой связи: 29.03.2016 в 16 час. 26 мин. на сотовый номер заявителя 8-910-731-25-65 с номера 8-910-319-78-67 было направлено напоминание (CMC-сообщение) с указанием даты и времени составления Протокола, сообщение доставлено заявителю 29.03.2016 в 16 час. 27 мин. Однако на составление протокола ИП Алябьев В.Н., извещенный должным образом, не явился.
Ведущим специалистом 1 разряда управления потребительского рынка Комитета Гуляевой Л.И. в отсутствие ИП Алябьева В.Н. 30.03.2016 был составлен протокол N 9 об административном правонарушении в отношении организатора ярмарки - ИП Алябьева В.Н., в котором были отражены указанные выше нарушения Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области.
Копия протокола ИП Алябьеву В.Н. была направлена 01.04.2016 заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор 30500297001274), что подтверждается материалами административного дела (л.д. 55-57).
Заместителем председателя Комитета - Аксёновым М.Н. в отношении индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича 15.04.2016 было вынесено Постановление N 9-2016 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении, согласно части 2 статьи 53.5. Закона Курской области от 04.01.2003 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" и назначено административное наказание в виде 50000 руб. штрафа.
Считая вынесенное постановление незаконным, Индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях индивидуального предпринимателя имеется состав вменяемо административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" устанавливает административную ответственность за нарушение порядка организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок в виде наложения штрафа на должностных лиц - в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - в размере ста пятидесяти тысяч рублей. Те же действия, совершенные повторно, - влекут наложение штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение порядка организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок и "Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 19.09.2015).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, нарушающих порядок организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок и Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Субъектом данного правонарушения признаются, в том числе и индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию ярмарок.
Для выявления в действиях субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы лицо совершило действие (бездействие), нарушающее порядок организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок, санитарных норм и правил.
Постановлением Администрации Курской области от 02.03.2015 N 103-па утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области (далее - Порядок).
В соответствии с п.1.2 Порядка основными целями организации ярмарок являются: насыщение потребительского рынка разнообразными товарами (услугами), наиболее полное удовлетворение в них населения по доступным ценам, расширение рынка сбыта производимой в области продукции, повышение качества, конкурентоспособности, обновления ассортимента товаров (работ, услуг).
Ярмарка - мероприятие для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), организуемое в целях повышения доступности товаров (работ, услуг) для населения, реализации межрегиональных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества, поддержки российских и региональных производителей товаров и проводимое на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях (далее - площадка) (п. 2.1 Порядка).
В соответствии с подпунктом 3.4.3 Порядка организатором ярмарки могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели - организаторы универсальных муниципальных ярмарок, специализированных ярмарок.
Как было установлено в процессе проведения информационно-аналитического наблюдения за осуществлением торговой деятельности на ярмарке, проводимой по адресу: г.Курск, проспект Дружбы, 1 (на площадке, прилегающей к магазинам "Пятерочка", "Магнит") организатором ярмарки выступал ИП Алябьев В.Н., информация об организаторе ярмарки размещена на штендере.
Данный факт подтверждается справкой о проведении информационно-аналитического наблюдения от 10.03.2016, протоколом об административном правонарушении N 9 от 30.03.2016 и фотоматериалом.
Из анализа фотографии видно, что межрегиональная универсальная ярмарка, проводимая с 9 по 13 марта, организована ИП Алябьевым В.Н. Время работы: с 10:00 до 18:00 часов.
Данные доказательства соответствуют требованиям относимости и допустимости.
Таким образом, ИП Алябьев В.Н. является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению, как несостоятельные.
В соответствии с п. 4.3 Порядка ярмарки, организуемые органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводятся в соответствии с графиками проведения ярмарок, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они проводятся.
Утвержденные графики направляются в Комитет для составления обобщенного графика проведения ярмарок на территории Курской области в срок до 20 ноября года, предшествующего их проведению.
Как было установлено в ходе проверочных мероприятий ярмарка проводилась без согласования с органами местного самоуправления, вне графика проведения ярмарок, утвержденного правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого она проводится.
Организатор ярмарки рассматривает заявление и не позднее дня, следующего за днем представления заявления, выдает разрешение на участие в ярмарке, составленное по форме, установленной организатором ярмарки, либо письменно отказывает в выдаче такого разрешения с указанием оснований отказа (п. 4.14 Порядка).
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что хозяйствующим субъектам не были выданы разрешения (договоры) на участие в ярмарке.
В соответствии с п. 4.10 Порядка место проведения ярмарки в установленном порядке оформляется вывеской с указанием наименования организатора ярмарки, места его нахождения, контактного телефона, режима работы ярмарки, схемы размещения объектов на территории ярмарки, адресов и телефонов контролирующих органов.
Как было установлено в ходе проверки, не было предусмотрено наличие схемы размещения объектов торговли при организации ярмарочных мероприятий.
Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, ветеринарным и фитосанитарным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, правилами продажи отдельных видов товаров и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями. (п. 5.1 Порядка).
В соответствии с п. 5.2 Порядка участники, том числе осуществляющие продажу товаров с автотранспортных средств, обязаны: орудовать свое место для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) вывеской с информацией об участнике ярмарки, торговым оборудованием, предназначенным для выкладки товаров (столы, поддоны, подтоварники для хранения товарного запаса), специализированным холодильным оборудованием для продажи товаров, требующих определенных условий хранения, средствами измерения, прошедшими поверку в установленном порядке, при продаже весовых товаров; обеспечить надлежащее санитарно-техническое состояние места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В ходе проверки было выявлено, что организатором ярмарки не было обеспечено соблюдение требований, предъявляемых к организации продажи товаров согласно пункту 5.1 и 5.4 Порядка.
Согласно пункту 19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Административным органом было установлено, что отсутствовали ценники установленного образца на реализуемые товары (п.5.4 Порядка).
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая вышеизложенное, вина ИП Алябьева В.Н. во вменяемом административном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении N 9 от 30.03.2016 (л.д. 61-63), фотоматериалами (л.д. 72-77), протоколом осмотра места проведения ярмарки от 10.03.2016 (л.д. 82-83) и имеющимися в материалах дела доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Вывод суда области о доказанности вины индивидуального предпринимателя во вменяемом административном правонарушении, признается апелляционным судом правомерным.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Доказательств принятия ИП Алябьевым В.Н. всех зависящих от него необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области, санитарных норм на территории Курской области, в материалах дела не имеется.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины индивидуального предпринимателя во вмененном ему правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину в нарушении установленных антимонопольным законодательством требований, судом не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности антимонопольным органом соблюдена.
Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Довод апелляционной жалобы о пропуске срока составления протокола об административном правонарушении подлежит отклонению, как несостоятельный, поскольку основан на неверном толковании норм права и обстоятельств дела.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности постановления от 15.04.2016 N 9-2016 об административном правонарушении.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.09.2016 по делу N А35-4460/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4460/2016
Истец: ИП Алябьев Владимир Николаевич
Ответчик: Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области