Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
13 октября 2016 г. |
Дело N А83-480/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объёме 13.10.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Горошко Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" - Сидорова Андрея Владимировича, действовавшего на основании решения Арбитражного суда Республики Крым от 11.06.2015 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Белогорского районного совета Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 августа 2016 года по делу N А83-480/2016 (судья Букина Е.Н.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" (ул. Ново-Садовая, д. 22, пгт. Зуя, Белогорский район, Республика Крым, 297630) к Белогорскому районному совету Республики Крым (ул. Мира, д. 1, г. Белогорск, Белогорский район, Республика Крым, 297600), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц - Совета министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Машинно - технологическая станция" Белогорского района Республики Крым (ул. Мира, д.1, г. Белогорск, Белогорский район, Республика Крым, 297600) о признании решения незаконным,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" (ул. Ново-Садовая, д. 22, пгт. Зуя, Белогорский район, Республика Крым, 297630) (далее - ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Белогорскому районному совету Республики Крым (ул. Мира, д. 1, г. Белогорск, Белогорский район, Республика Крым, 297600) (далее - заинтересованное лицо) о признании решения незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.08.2016 заявление Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" было удовлетворено полностью; решение Белогорского районного совета Республики Крым (17-я сессия 1 созыва) от 01.04.2015 N 202 "О даче согласия на принятие в собственность муниципального образования Белогорский район Республики Крым объекта - 5,85 га базы бывшего военного совхоза "Гурзуфский", расположенного в селе Межгорье Белогорского района Республики Крым было признано незаконным; с Белогорского районного совета Республики Крым в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" были взысканы судебный расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Белогорский районный совет Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предприятия. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства не было выяснено следующее обстоятельство: имеет ли договор безвозмездного пользования (договор ссуды), заключенный 28.05.2014 между ГУ СХП МТС "Центральная" и Военным совхозом "Гурзуфский", юридическую силу.
Конкурсный управляющий Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что Белогорский районный совет Республики Крым обосновывает свою позицию в данном споре лишь с точки зрения существующей необходимости в использовании земель Военного совхоза "Гурзуфский". При этом Белогорский совет не привел ни одного аргумента в подтверждении законности принятия им оспоренного решения.
Представитель Белогорского районного совета Республики Крым, Байрамгулова А.А., представила в дело ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, указав, что документы, свидетельствующие об уважительности причины ее отсутствия, будут представлены в следующее судебное заседание.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе, вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
При этом отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и надлежащим образом извещенного о судебном заседании, является правом, а не обязанностью суда.
Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Отказывая в удовлетворении данного ходатайства, апелляционный суд исходит из того, что Белогорский районный совета Республики Крым является органом власти и в его штат входят несколько специалистов различного профиля.
Кроме того, из материалов дела следует, что представитель Белогорского районного совета Республики Крым, не являлся в суд первой инстанции ни на одно судебное заседание (03.03.2016, 29.03.2016, 26.04.2016, 16.06.2016, 04.07.2016, 28.07.2016).
С учетом изложенного, принимая во внимание факт того, что отложение судебного разбирательства будет способствовать затягиванию сроков рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отказывает Белогорскому районному совету Республики Крым в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы, учитывая также не представление документального подтверждения невозможности явки на заседание суда.
Совет министров Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Машинно - технологическая станция" Белогорского района Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено в соответствии с нормами АПК РФ.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Совета министров Республики, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Машинно - технологическая станция" Белогорского района Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 04 августа 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в производстве Хозяйственного суда Республики Крым находится дело N 2-6/5329-2006 (новый N А83-5329/2006) о банкротстве Военного совхоза "Гурзуфский".
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 2 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 N 6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Соответственно, дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002.
В этой связи, определением Хозяйственного суда Республики Крым от 14.11.2014 ходатайство арбитражного управляющего Тамашова А.Г. о введении в отношении Военного совхоза "Гурзуфский" процедуры наблюдения, предусмотренной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" было удовлетворено; в отношении Военного совхоза "Гурзуфский" была введена процедура наблюдение сроком на шесть месяцев до 13.05.2015; Тамашов А.Г. был утвержден временным управляющим Военного совхоза "Гурзуфский".
В дальнейшем, решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.06.2015 по делу N А83-5329/2006 Военный совхоз "Гурзуфский" (297630, Республика Крым, Белогорский район, пгт. Зуя, ул. Новосадовая, 22; ЕГРПОУ 22995868) был признан несостоятельным (банкротом) и была введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев; конкурсным управляющим был назначен Сидоров Андрей Владимирович.
08.10.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Симферополю в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о регистрации (приведения учредительных документов) Военного совхоза "Гурзуфский" в соответствие с законодательством Российской Федерации и была произведена регистрация Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" (ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский", ОГРН 1159102121914, 111111 9109015770).
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 07.12.2015 по делу N А83- 5329/2006 срок конкурсного производства в отношении ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский" был продлен до 04.06.2016.
При этом решением Белогорского районного совета Республики Крым от 01.04.2015 N 202 (в связи с возникшей необходимостью размещения и хранения зерноуборочной техники) было принято решение следующего содержания: 1) дать согласие на принятие объекта 5,85 га базы бывшего военного совхоза "Гурзуфский" в селе Межгорье Белогорского района Республики Крым в собственность муниципального образования (Белогорский район Республики Крым); 2) закрепить объект 5,85 га бывшего военного совхоза "Гурзуфский" в селе Межгорье Белогорского района Республики Крым за вновь создаваемым муниципальным унитарным с/х предприятием "Машинно-технологическая станция" Белогорского района Республики Крым.
Не согласившись с решением Белогорского районного совета Республики Крым от 01.04.2015 N 202, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым о признании его незаконным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Белогорского совета Республики Крым незаконно, лишает должника, принадлежащего ему имущества, и позволяет третьему лицу безвозмездно, без наличия на то правовых оснований, пользоваться имуществом.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как судом указывалось ранее, Военный совхоз Гурзуфский был зарегистрирован по украинскому законодательству под кодом ЕГРПОУ 22995868; сведения об исключении данной организации из ЕГРПОУ, в материалах дела отсутствуют. После введения процедуры конкурсного производства в отношении Военного совхоза, учредительные документы организации были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации и 08.10.2015 в ЕГРЮЛ была внесена запись о регистрации Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" (ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский", ОГРН 1159102121914, ИНН 9109015770, адрес: 297630. Республика Крым, Белогорский район, пгт. Зуя, ул. Ново-садовая, 22).
В силу положений части 3 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N127-ФЗ), конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Согласно части 3 статьи 149 Закона N 127-ФЗ, определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Соответственно, следует признать факт того, что ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский" имеет правоспособность юридического лица и находится в стадии одной из процедур банкротства, что, в свою очередь, не влечет ликвидацию предприятия.
Относительно передачи спорного имущества - объекта 5,85 га бывшего военного совхоза "Гурзуфский" в селе Межгорье Белогорского района Республики Крым в муниципальную собственность суд апелляционной инстанции усматривает следующее.
Из решения Белогорского районного совета Республики Крым от 01.04.2015 N 202 следует, что оно принято в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 был утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (далее - Порядок).
Пунктом 1.1. Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает процедуру отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (далее - имущество Республики Крым).
Согласно пункта 3.7 Порядка, на основании решения Государственного Совета Республики Крым о согласовании передачи имущества Республики Крым в муниципальную собственность уполномоченный орган в 5-дневный срок готовит проект соответствующего акта Совета министров Республики Крым о передаче имущества в муниципальную собственность (далее - проект). В проекте соответствующего акта Совета министров Республики Крым указывается исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на подписание передаточного акта при передаче объектов имущества Республики Крым. Проект соответствующего акта, указанного в настоящем пункте, принимается в 30-дневный срок со дня его подготовки.
Пунктом 3.8 Порядка (в редакции от 24.04.2015) установлено, что в случае, если передаваемые объекты имущества Республики Крым закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, решение Совета министров Республики Крым либо уполномоченного органа о передаче имущества Республики Крым в муниципальную собственность является одновременно решением об изъятии указанных объектов из хозяйственного ведения или оперативного управления соответствующих государственных предприятий или учреждений.
На основании вышеизложенного суда апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Белогорским районным советом Республики Крым при передачи спорного имущества в муниципальную собственность был нарушен установленный Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438.
Как указывалось судом, решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.06.2015 по делу N А83-5329/2006, Военный совхоз "Гурзуфский" (ул. Новосадовая, 22, пгт. Зуя, Белогорский район, Республика Крым, 297630), был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
Также, определением Арбитражного суда Республики Крым от 04.12.2015 по делу N А83-5329/2006 было изменено наименование должника с Военного совхоза "Гурзуфский", пгт. Зуя, Белогорский район на Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский", а также продлен срок конкурсного производства в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Военный совхоз Гурзуфский" на шесть месяцев.
Статьей 129 Закона N 127-ФЗ установлено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 139 Закона N 127-ФЗ, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
Из материалов дела следует, что в состав конкурсной массы ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский", в том числе, входит земельный участок в селе Межгорье Белогорского района Республики Крым общей площадью 56,8 га., которые согласно инвентаризационной описи имущества должника (банкрота) вошло в состав ликвидационной массы.
Соответственно, следует признать факт того, что спорное имущество, входящее в конкурсную массу, подлежит реализации в соответствии с Законом о банкротстве.
Кроме того, согласно пункту 5 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым.
Пунктом 6 указанного постановления, государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Между тем, до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ все земли на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 N 5245 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности".
В соответствии с пунктам 3 и 4 Заключительных и переходных положений указанного Закона землями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад признаются: земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующих территориальных образований; земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций; все земельные участки, расположенные в пределах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной формы собственности.
Земельными участками государственной формы собственности признаются: земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, на которых находятся здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности; земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании государственных органов; земли обороны; все другие земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков коммунальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно земельные правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Земельным кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закона N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со статьей 2 Закона, права и объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной и правом общей собственности; право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
Таким образом, в настоящее время все земли на территории Республики Крым разграничены: к землям муниципальной собственности относятся земельные участки, находящиеся до вступления в силу Федерального конституционного закона в коммунальной собственности, а к землям собственности Республики Крым - земельные участки, не находящиеся в частной и муниципальной собственности.
Пунктом 4 Указа Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У установлено, что в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым, было образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство).
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", Глава Республики Крым в сфере управления и распоряжения собственностью (далее - имуществом) Республики Крым, в том числе, определяет исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, функции и полномочия собственника имущества Республики Крым; в пределах компетенции выступает в качестве истца и ответчика (третьего лица) в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом Республики Крым.
Согласно пункту 1 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе", исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
В соответствии с пунктами 2.5, 2.7 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157 (с изменениями от 20.02.2015 N 50), основными задачами Минимущества, является защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление в пределах компетенции контроль за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым.
Минимущество осуществляет в установленном порядке управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативно правовыми актами Республики Крым (пункт 4.47 Положения).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками, находящимися государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса. Частью 3 статьи 6 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю являются недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуальной определенной вещи.
В этой связи, следует признать факт того, что до вступления в силу Федерального конституционного закона все земли на территории Республики Крым были разграничены, земельный участок, который находится в постоянном пользовании ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский", является государственной собственностью Республики Крым.
В свою очередь, решений, в соответствии со статьей 10.1. Земельного кодекса Российской Федерации, о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не принималось.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу относительно того, что полномочий у Белогорского районного совета на распоряжение земельным участком, который принадлежит ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский", не имелось. Передача имущества в муниципальную собственность возможна только после вынесения соответствующего решения Государственным Советом Республики Крым, а также решения Совета министров Республики Крым. Такие документы указанными органами не принимались.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из материалов дела следует, что в состав конкурсной массы ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский", входит, в том числе, земельный участок в селе Межгорье Белогорского района Республики Крым, что подтверждается инвентаризационной описью от 27.08.2015 N 1 (размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 28.08.2015 N 727180).
Статьей 139 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
Таким образом, имущество, входящее в конкурсную массу, подлежит реализации в соответствии с Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а денежные средства, вырученные от продажи, идут на погашение расходов по делу о банкротстве, в том числе, погашение требований кредиторов.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что обжалуемое решение Белогорского совета Республики Крым, фактически лишает ГУП РК "Военный совхоз Гурзуфский", принадлежащего ему имущества и позволяет третьему лицу безвозмездно, без наличия на то правовых оснований, пользоваться имуществом.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 августа 2016 года по делу N А83-480/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Белогорского районного совета Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-480/2016
Истец: ГУП Конкурсный управляющий РК "ВС Гурзуфский" Сидоров Андрей Владимирович, ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОЕННЫЙ СОВХОЗ ГУРЗУФСКИЙ", Конкурсный управляющий ГУП РК "ВС Гурзуфский" Сидоров Андрей Владимирович, Сидоров А. В.
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ" БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Совет Министров Республики Крым, Байрамгулова Алия Айратовна, БЕЛОГОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ