Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 декабря 2016 г. N Ф05-19662/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании отсутствующим права собственности, о признании права собственности, о признании права федеральной собственности в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А41-23059/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Мищенко Е.А., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН 5032004222 ОГРН 1025004066966)- Шмитов И.С., представитель по доверенности N 117 от 30.12.2015 г.,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН 5032000299 ОГРН 1025004060014)- Шмитов И.С., представитель по доверенности N 14 от 23.01.2016 г.,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977) - Тимашова И.Ю., представитель по доверенности от 25.04.2016 г.,
от третьих лиц:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Общества с ограниченной ответственностью "Центр воднолыжного спорта - "Сервер" (ИНН 5032061894, ОГРН 1035006463777), представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Московского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН 7702667310, ОГРН 1087746311047) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Министерства экологии и природопользования Московской области (ИНН 5018061444 ОГРН 1025002042009) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2016 года по делу N А41-23059/16, принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
по исковому заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Общество с ограниченной ответственностью "Центр воднолыжного спорта - "Сервер"; Министерство имущественных отношений Московской области; Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству; Министерство экологии и природопользования Московской области о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010112:643 отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация) и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Комитет) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление Росимущества) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 13 200 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0010112:643, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, земли особо охраняемых территорий, для строительства центра воднолыжного спорта (т. 1 л.д. 5-11)..
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области); Общество с ограниченной ответственностью "Центр воднолыжного спорта - "Сервер" (далее - ООО "ЦВС-Сервер"); Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество); Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Московско-окское ТУ Росрыболовства); Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2016 года по делу N А41-23059/16, в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 7-10).
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела на основании Постановления Главы Одинцовского района Московской области N 1827 от 07.09.2000 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района (Арендодателем) и ООО "ЦВС-Сервер" (Арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 938 от 20.10.2000 (далее - договор), по условиям которого "Арендодатель" сдает, а "Арендатор" принимает в аренду земельный участок площадью (S)13200 кв.м. согласно прилагаемой экспликации и постановления Главы Одинцовского района N 1827 от 07.09.2000 г. по адресу в районе д. Мякинино, береговая полоса Мякининского затона, для строительства центра воднолыжного спорта (п.2.1. договора), сроком на 49 лет с 01.10.2000 по 30.09.2049 (т.1, л.д.16-19).
Договор зарегистрирован 23.11.2000 за государственным регистрационным номером 50-01.20-41.2000-35.1 (т.1, л.д.29,40).
27.11.2000 земельный участок площадью 14432 +/-32 кв.м. (уточняемая площадь 13200 кв.м), расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, категория земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования для строительства центра воднолыжного спорта, поставлен на государственный кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый номер -50:20:0010112:643. 15.01.2005 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ООО "ЦВХ-Сервер" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 20.10.2000 N 938, в соответствии с которым изменен размер арендной платы и с 01.01.2005 размер арендной платы стал составлять 155 232 руб. (т.1, л.д.20). 09.01.2008 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ООО "ЦВХ- Сервер" было заключено дополнительное соглашение к Договору, в соответствии с которым, был произведен перерасчет арендной платы и с 01.01.2008 размер оплаты стал составлять 519750 руб. в квартал (т.1. л.д.21).
ООО "ЦВС-Сервер" направило адрес Руководителя Администрации Одинцовского муниципального района Московской области письмо исх.N 16 от 30.09.2014, в котором сообщило, что в соответствии с предписанием Управления земельных ресурсов Администрации муниципального района N 223/2189юр от 28.02.2014 было установлено, что фактическая площадь участка составляет не 13 200 кв.м., а 14 432 кв.м., данные изменения были внесены в государственный кадастр 29.07.2014, в связи с чем общество просило внести изменяя в договор аренды (т.1, л.д.27-28).
ООО "ЦВС-Сервер" является собственником следующих объектов недвижимости: административное здание, назначение - нежилое, площадь 116 кв.м., количество- этажей - 2, адрес: Московская область, Одинцовский район, в районе дер.Мякино, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.06.2015 сделана запись регистрации N 50-50/020-50/066/005/2015-2427/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2015 (т.1, л.д.25); стартовая площадка водно-лыжной установки, назначение - нежилое,, площадь- 851,3 кв.м., количество этажей - 1, адрес: Московская область, Одинцовский район, в районе дер.Мякино, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.06.2015 сделана запись регистрации N 50-50/020- 50/066/005/2015-2429/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2015 (т.1, л.д.26).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 66/081/2014-107 от 22.12.2014, правообладателем земельного участка с кадастровыми номерами 50:20:0010112:643, указана Российская Федерация.
Администрация и Комитет, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратились в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из того, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером N 50:20:0010112:643, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Мякинино, возникло у Российской Федерации в силу закона.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Администрация указывает на то, что в материалы дела не представлены доказательства устанавливающие особый правовой режим данного земельного участка.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу положений пункта 1, 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", действовавших на момент регистрации права собственности Российской Федерации, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об учреждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 8 указанной статьи установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Аналогично пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Положением об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 N 71, установлен особый режим пользования береговой полосой.
Согласно представленным в материалах дела документам, Акту обследования участка от 11.11.2014 (т.1, л.д.36), Акту выбора земельного участка ( т.1 л.д.14), публичной кадастровой карте, территория спорного участка проходит вдоль акватории реки Москва. При этом земельный участок представляет собой береговую зону. Участок расположен на берегу бухты "Живописная" между поселком "Рублево" и д. Мякинино в (жесткой) прибрежной полосе 2-го пояса зоны санитарной охраны р. Москвы. В настоящее время участок представляет собой пляж ( л.д.15).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико- географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные (ч. 1 ст. 5 ВК РФ).
В части 3 ст. 5 Водного Кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В силу ч. 1 ст. 6 Водного Кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным Кодексом РФ.
Частью 6 этой же статьи ВК РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. При этом ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 метров.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 Кодекса (пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами).
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) одним из оснований отнесения земельных участков к федеральной собственности является признание их таковыми федеральными законами. Согласно кадастровый выписке на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010112:643 относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, поставлен на кадастровый учет 27.11.2000 г.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно части 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 указанной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно части 4 статьи 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, в материалы дела соисцами не представлены постановления органов субъекта либо местного самоуправления, устанавливающие для спорного земельного участка особый правовой режим.
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно положениям статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов", постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 284 "Об утверждении положения о федеральном агентстве водных ресурсов", владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, предоставление водных объектов в пользование, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов, предоставление информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ведение государственного водного реестра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использование относится к компетенции Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющего свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, в том числе бассейновые.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером N 50:20:0010112:643, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Мякинино, возникло у Российской Федерации в силу закона, является обоснованным..
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2016 года по делу N А41-23059/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23059/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 декабря 2016 г. N Ф05-19662/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по упралению государственным имуществом в МО
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области, ООО "Центр Воднолыжного спорта "Север", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ