Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф05-22032/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А41-12253/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от АО "АРМО-Инвест" - Шереметьев С.Е., по доверенности от 30.03.2016,
от администрации Красногорского муниципального района МО - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица Министерства имущественных отношений МО - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Красногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2016 года по делу N А41-12253/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.
по заявлению АО "АРМО-Инвест" к администрации Красногорского муниципального района Московской области в лице Главы Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа и обязании принять решение,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АРМО-Инвест" (далее - АО "АРМО-Инвест", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, содержащим следующие требования:
- признать незаконным полностью отказ администрации Красногорского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность АО "АРМО-Инвест" земельного участка площадью 1940+/-31 кв.м. расположенного по адресу: Москвоская область, д. Александровка, содержащийся в письме администрации от 09.12.2015 N 1.2.6-87/518, 1.2.18/235;
- обязать заинтересованное лицо в течение пяти дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении АО "АРМО-Инвест" в собственность за плату в размере 4 113 000 рублей 00 копеек земельный участок общей площадью 1940+/-31 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050403:1248, категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для размещения рекреационной зоны", расположенного по указанному адресу и в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка направить АО "АРМО-Инвест" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2016 года по делу N А41-12253/16 заявление удовлетворено (л.д. 101-105).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации Красногорского муниципального района МО и Министерства имущественных отношений МО, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "АРМО-Инвест" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 05 ноября 2013 года общество обратилось в администрацию Красногорского муниципального района с заявлением (Исх. N 43 от 31.10.2013 года) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1940 кв.м под рекреационные цели, расположенного вблизи деревни Александровка Красногорского муниципального района между земельными участками, принадлежащим обществу, в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ (л.д. 9).
25.11.2013 администрация Красногорского муниципального района направила в адрес общества ответ на указанное обращение, в котором указала на то, что орган местного самоуправления считает возможным формирование земельного участка площадью 1940 кв.м под заявленные цели на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласования и утверждения ее в установленном порядке (л.д. 10).
25.12.2013 общество обратилось с заявлением на имя Главы Красногорского муниципального района, в котором просило утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 11).
Постановлением Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 25.12.2014 N 2982/12 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1940 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного в Московской области, Красногорском муниципальном районе, сельском поселении Ильинское, д. Александровка (кадастровый квартал 50:11:0050403) (л.д. 12).
Указанным постановлением устанавливалась категория земельного участка: "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования - "размещение рекреационной зоны".
На основании утвержденной схемы в государственный кадастр недвижимости 12.01.2015 года были внесены сведения о земельном участке общей площадью 1940 кв.м с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0050403:1248.
05.03.2015 года в газете "Красногорские вести" N 26-27 было размещено информационное извещение о возможном предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
06.02.2015 года, 11.03.2015 года общество вновь обращалось в Администрацию Красногорского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1248 (л.д. 16, 17).
Администрация Красногорского муниципального района на основании данных обращений подготовила договор купли-продажи земельного участка и направила его в соответствии с законодательством Московской области на согласование в органы государственной власти Московской области.
23.07.2015 года вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность общества рассматривался на Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области.
По результатам рассмотрения было принято решение об отказе в согласовании проекта договора купли- продажи, ввиду нарушения порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса РФ.
09.12.2015 года N 1.2.6-87/518, 1.2.18/235 Администрация Красногорского муниципального района направила в адрес заявителя письмо, в котором сообщала об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с нарушением порядка, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса РФ (л.д. 19).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса (действующего на момент первоначального обращения общества в администрацию) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством предусмотрена различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса);
- предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса);
- для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с данным пунктом статьи 34 Земельного кодекса, указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 статьи 34 Земельного кодекса).
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Для того, чтобы определить круг лиц, претендующих на земельный участок, необходимо заблаговременно опубликовать информацию о предстоящем или возможном его предоставлении. Заблаговременно - это либо по инициативе органа местного самоуправления, либо на основании обращения заинтересованного лица, но, во всяком случае, до того, как будет принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и до постановки этого участка на кадастровый учет.
Указанные выводы соответствуют принципам земельного законодательства, и не противоречат требованиям статьи 34 Земельного кодекса.
В данном случае общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, в 2013 году (л.д. 30).
Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вынесено 25.12.2014, участок поставлен на кадастровый учет 12.01.2015.
Размещение информации о предоставлении земельного участка в официальном издании Красногорского района произведено только 05.03.2015, то есть после формирования земельного участка для заявителя и постановки его на кадастровый учет.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Из смысла приведенных положений Земельного кодекса следует, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В судебной практике сформировалась позиция, что при наличии нескольких заявлений уполномоченному органу следует проводить торги.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом не урегулирован.
Следовательно, претендент на земельный участок должен быть определен по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса путем выставления на торги права на заключение договора аренды земельного участка.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В связи с этим, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Такая правая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92.
Согласно служебной записке начальника управления природопользования администрации Соболева И.И. от 10.04.2015 N 89 в связи с опубликованием в газете "Красногорские вести" от 05.03.2015 N 26-27 объявления о предоставлении указанного земельного участка, в период с 05.03.2015 по 05.04.2015 поступило два обращения в адрес Главы Красногорского муниципального района: Коломойцева Е.Э. (от 10.03.2015) и акционерного общества "АРМО-Инвест" (от 11.03.2015) (л.д. 55).
При таких обстоятельствах испрашиваемый земельный участок подлежал выставлению на торги и не мог быть предоставлен обществу без проведения торгов.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, заинтересованные лица не могут быть лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Таким образом, при наличии нескольких заявок на приобретение земельного участка, администрация в данном случае обязана была выставить указанный земельный участок на торги.
Поскольку администрация этого не сделала, процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1248 была нарушена, на что она указала обществу, правомерно отказывая в предоставлении ему земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемый отказ администрации является законным, в удовлетворения заявленных требований обществу надлежит отказать.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2016 года по делу N А41-12253/16 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12253/2016
Истец: АО "АРМО-Инвест"
Ответчик: Глава администрации Красногорского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Глава администрации Красногорского муниципального района Московской области