Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 января 2017 г. N Ф01-5903/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий в отношении жилья
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А17-145/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Зеловой О.Н., действующей на основании доверенности от 23.12.2015, Крутовой Ю.П., действующей на основании доверенности от 23.12.2015,
представителей ответчика -Хлызовой К.А., действующей на основании доверенности от 28.03.2016,
представителя Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова - Шерстовой П.В., действующей на основании доверенности от 16.06.2016,
Чернюк О.П. (паспорт), представителя Чернюк О.П., адвоката Дрягиной М.В., действующей на основании ордера от 12.10.2016,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы Администрации города Иванова и Департамента строительства и архитектуры Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2016 по делу N А17-145/2016, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению Администрации города Иванова
к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области
с участием в деле третьих лиц: Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова; Чернюка Михаила Александровича; Чернюк Ольги Петровны; Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
о признании незаконными действий,
установил:
Администрация города Иванова (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области (далее - ответчик, Департамент) об обязании Департамента включить семью Чернюк в составе 3-х человек: Чернюк М.А. 10.11.1979 года рождения, Чернюк О.П. 25.12.1978 года рождения, Чернюк А.М. 16.09.2005 года рождения, в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2016 году и перечислить в бюджет городского округа Иваново федеральную и областную составляющие размера социальной выплаты в размере 473334,34 руб. для последующей выплаты семье Чернюк с целью исполнения решения Ленинского районного суда города Иванова от 24.02.2015 по делу N 2-105/15.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал Департамент строительства и архитектуры Ивановской области включить семью Чернюк в составе 3-х человек в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2016 году. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Иванова обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о перечислении в бюджет городского округа Иваново федеральную и областную составляющие размера социальной выплаты в сумме 473334,34 руб. для последующей выплаты семье Чернюк.
Администрация приводит доводы о том, что в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Ивановской области от 26.12.2014 N 116-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" главным распорядителем средств областного бюджета по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" является Департамент строительства и архитектуры Ивановской области. В 2016 году Ивановская область не участвовала в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (далее - подпрограмма), в связи с чем субсидия из федерального бюджета в бюджет Ивановской области в текущем году на реализацию подпрограммы не поступала. Вместе с тем отсутствие в 2016 году в бюджете Ивановской области денежных средств на реализацию мероприятий подпрограммы не является основанием для освобождения Департамента от исполнения обязательств по софинансированию социальной выплаты семьи Чернюк. Исходя из сложившейся судебной практики, отсутствие целевых бюджетных средств не может служить основанием для отказа в предоставлении гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер социальной государственной поддержки.
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области также не согласился с решением суда первой инстанции, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению ответчика, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Департамент полагает, что молодые семьи, достигшие возраста, определенного Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила N 1050), до включения их в списки претендентов на получение социальной выплаты, должны быть исключены из списков участников подпрограммы, формируемых органами местного самоуправления. Также ответчик приводит доводы об отсутствии финансирования мероприятий подпрограммы в 2016 году из средств областного и федерального бюджета, в связи с чем включение семьи Чернюк в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году приведет к незаконному выделению средств на предоставление социальной выплаты лицам, не имеющим право на ее получение.
В отзывах на апелляционные жалобы стороны возражают против приведенных в них доводов.
Чернюк М.А. в отзыве на апелляционную жалобу Департамента указывает, что его семья в составе 3-х человек была признана Администрацией г. Иванова нуждающейся в улучшении жилищных условий (постановление главы г. Иваново от 28.02.2008 N 499, протокол N 5) по основаниям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и включена в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы, входящей в состав целевой программы "Жилище" г. Иваново на 2003-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату по городскому округу Иваново. Все условия предоставления социальной выплаты со стороны семьи Чернюк были соблюдены. В связи с неполучением социальной выплаты до 2011 года и утверждением подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы семья Чернюк в установленном законом порядке прошла перерегистрацию. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Иванова (протокол от 23.10.2014 N 21, утвержденный постановлением Администрации от 23.10.2014 N 2224) семье Чернюк было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. На момент вынесения указанного постановления Чернюк М.А. 10.11.1979 и Чернюк О.П. не достигли предельного возраста, установленного названной программой. Данный отказ Администрации был признан незаконным решением Ленинского районного суда г. Иванова от 24.02.2015 по делу N 2-105/15. Таким образом семья Чернюк со своей стороны ничем не нарушила условия получения указанной социальной выплаты и с 2008 года ожидает ее получения.
Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г. Иванова в отзывах на апелляционные жалобы приводит доводы о законности и обоснованности заявленных Администрацией г. Иванова требований, просит апелляционную жалобу Администрации удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента - отказать. Управление указывает, что в соответствии с пунктом 4 Правил N 1050 выдача свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" осуществляется органом местного самоуправления (Администрацией г. Иванова) в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области) списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году; передача в Администрацию бланков свидетельств осуществляется Департаментом в соответствии с указанным списком. Размер социальной выплаты семье Чернюк на дату вступления в силу решения Ленинского районного суда г. Иванова от 24.02.2015 по делу N 2-105/15 - 03.04.2015 составляет 551993,40 руб., в том числе 237357,16 руб. - средства федерального бюджета, 235977,18 - средства областного бюджета, 78659,06 - средства бюджета городского округа Иваново. По мнению третьего лица, отсутствие целевых бюджетных средств не может служить основанием для отказа в предоставлении гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер социальной государственной поддержки.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционных жалобах и отзывах на них.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отзывы на апелляционные жалобы не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Министерства и Чернюк М.А., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Чернюк М.А. заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Иванова от 24.02.2015 по делу N 2-105/15 были признаны незаконными действия Администрации г. Иванова, выразившиеся в отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома семье Чернюк в составе 3-х человек. На Администрацию возложена обязанность выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Ивановской области семье Чернюк в составе 3-х человек: Чернюк М.А. 10.11.1979 г.р., Чернюк О. П. 25.12.1978 г.р., Чернюк А. М. 16.09.2005 г.р. Решение суда вступило в законную силу 03.04.2015.
В силу положений пунктов 4, 24, 26, 27 Приложения N 4 к Правилам N 1050 выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства производится Администрацией г. Иванова, формирующей списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, которые впоследствии утверждаются Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области исходя из объемов финансирования данной программы за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
В связи с указанными обстоятельствами Администрация г. Иванова направила в Департамент письма от 29.07.2015 N 02-25-1407 и от 01.12.2015 N 02-25-2244 о включении семьи Чернюк в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" - государственной программы Ивановской области.
Письмами от 07.08.2015 N 1395-011/12-13 и от 10.12.2015 N 2467-011/12-13 Департамент отказал во включении семьи Чернюк в составе 3-х человек в вышеназванный список, а также выразил мнение об отсутствии оснований для выдачи свидетельства по причине превышения претендентом на получение социальной выплаты предельного возраста.
Полагая, что отказ во включении семьи Чернюк в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Администрация г. Иванова обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь положениями статей 69, 198, 200 АПК РФ, Правилами N 1050, Законом Ивановской области от 26.12.2014 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Порядком предоставления и расходования субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" (далее - Порядок N 458-п), пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил N 1050 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 названных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Пунктами 20, 21, 24, 28 Правил N 1050 предусмотрена последовательность действий, необходимых для принятия решения об участии молодой семьи в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых приведен в пунктах 18 и 19 Правил N 1050.
Документы, предусмотренные пунктами 18 или 19, 31 и 32 Правил N 1050, могут быть поданы от имени молодой семьи одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (п. 20).
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (п.21).
Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.24).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28).
В соответствии с п. 31 Правил N 1050 для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение одного месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и соответствующие документы.
Как следует из материалов дела, решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иваново (протокол N 5, утвержденный постановлением Администрации от 28.02.2008 N 499) семья Чернюк в составе трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям ЖК РФ. Семья Чернюк была включена в список молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы, входящей в состав целевой программы "Жилище" г. Иваново на 2003-2010 годы. В установленном законом порядке семья Чернюк прошла перерегистрацию в связи с утверждением подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, что подтверждается выпиской из постановления Администрации г. Иваново от 28.04.2011 N707.
В период действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье Чернюк предоставлена не была.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Иванова (протокол N 21, утвержденный постановлением Администрации от 23.10.2014 N 2224) семье Чернюк было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Решением Ленинского районного суда г. Иванова от 24.02.2015 по делу N 2-105/15, вступившим в законную силу, данный отказ Администрации г. Иваново был признан незаконным, суд обязал Администрацию выдать заявителям свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Ивановской области семье Чернюк в составе 3-х человек: Чернюк М.А. 10.11.1979 г.р., Чернюк О.П. 25.12.1978 г.р., Чернюк А.М. 16.09.2005 г.р.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Таким образом, указанное выше решение Ленинского районного суда г. Иваново подлежит неукоснительному исполнению не только Администрацией г. Иваново, но и Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области, являющимся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на реализацию подпрограммы.
Учитывая вышеприведенные нормы права, а также принимая во внимание, что на момент формирования списка семья Чернюк отвечала критериям участников подпрограммы, оспариваемый в рамках названного дела N 2-105/15 спор связан с неправомерными действиями Администрации г. Иваново, суд первой инстанции обоснованно обязал Департамент включить семью Чернюк в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2016 году.
Доводы Департамента об отсутствии оснований для включения семьи Чернюк в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2016 году в связи с достижением Чернюк О.П. на момент принятия оспариваемого решения об отказе возраста 36 лет подлежат отклонению как несостоятельные. В данном случае, в связи с возникновением указанного выше спора в суде общей юрисдикции необходимо учитывать наличие у семьи Чернюк права на включение в список на момент возникновения данного спора, а не на момент исполнения решения Арбитражного суда Ивановской области по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Иваново о том, что оспариваемое решение Арбитражного суда Ивановской области в части отказа в удовлетворении требования об обязании Департамента перечислить в бюджет городского округа Иваново федеральную и областную составляющую размера социальной выплаты в размере 473334,34 руб. для последующей выплаты семье Чернюк подлежат отклонению на основании следующего.
Пунктами 26 и 27 Правил N 1050 установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы. Такой сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.03.2016 N 699-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Д. на нарушение ее конституционных прав подпунктом "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" возможность приобретения семьей Д. субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период неправомерного исключения ее семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Таким образом исполнение обязательств по финансированию социальной выплаты зависит от наличия и объема, в частности, федеральных субсидий.
Как установлено судом первой инстанции и следует материалов дела бюджетные обязательства федерального бюджета перед Ивановской областью в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 1166-р в 2015 году выполнены в полном объеме. По соглашению от 05.08.2015 N 05-267/С в бюджет области перечислено 46 137 850 руб.
В п. 2.3 протокола от 18.01.2016 N 1 заседания Комиссии по проведению отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы отражено, что Ивановская область в установленные приказом Минстроя России от 18.11.2015 N832/пр "О проведении отбора субъектов Российской Федерации для участия в 2016 году в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" сроки заявку не представила.
Поскольку софинансирование мероприятий подпрограммы для Ивановской области из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на 2016 год не предусмотрено, у Департамента отсутствуют обязательства перед Администрацией г. Иванова по перечислению в бюджет городского округа денежной суммы в размере 473 334,34 руб. Доводы Администрации об обратном противоречат положениям пунктов 26 и 27 Правил N 1050.
Кроме того возложение на ответчика обязанности по финансированию денежной выплаты не связано с основным требованием Администрации по настоящему делу - признанием незаконным отказа во включении семьи Чернюк в список претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году и не является в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ мерой восстановления нарушенного права применительно к предмету спора.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал Администрации в удовлетворении требований о взыскании с ответчика указанной социальной выплаты.
Таким образом, доводы, приведенные Администрацией и Департаментом в апелляционных жалобах, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2016 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация и Департамент освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2016 по делу N А17-145/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации города Иванова и Департамента строительства и архитектуры Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-145/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 января 2017 г. N Ф01-5903/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Иванова
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры Ивановской области
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова, Чернюк Михаил Александрович, Чернюк Ольга Петровна
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5903/16
14.10.2016 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-145/16
14.10.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6636/16
24.08.2016 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-145/16
31.05.2016 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-145/16