Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2016 г. N Ф03-5990/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
14 октября 2016 г. |
А73-6869/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб", ОГРН 1102705000452: не явились;
от Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, ОГРН 1022700615849: не явились;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: не явились;
от Министерства финансов Хабаровского края: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 13.07.2016
по делу N А73-6869/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Стёпиной С.Д.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб"
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 1 348 046,03 руб.
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (далее - истец, ООО "ЖКХ Теплоснаб", общество) с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за апрель 2016 года в сумме 1 348 046,03 руб.
Определением от 20.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением от 13.07.2016 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что субвенция на возмещение спорных убытков по дополнительному коду 4402 перечислялась Министерством ответчику не в полном объеме, что повлекло убытки истца; субвенции, перечисленные третьим лицом ответчику, носят целевой характер; полагает, что суд первой инстанции не исследовал пообъектный объем отпущенной тепловой энергии.
Министерством финансов Хабаровского края представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие представителей названных лиц.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
ООО "ЖКХ Теплоснаб" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей в период с 2010 года по настоящее время услуги отопления, горячего и холодного водоснабжения на объекты жилищного фонда в с. Красное, с. Чнырах Николаевского муниципального района Хабаровского края, а также в муниципальные учреждения города Николаевска-на-Амуре.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.09.2015 N 26/34 для потребителей ООО "ЖКХ Теплоснаб" на 2016 год установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 3 616,85 руб. /Гкал.
Предельный тариф на тепловую энергию на 2016 год в соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 N 80 составил с 01 января по 30 июня в размере 2 209,41 руб. /Гкал без учета НДС; 2 607,11 руб./Гкал с учетом НДС.
По расчету истца в апреле 2016 года фактически отпущено тепловой энергии населению в объеме 957,7 Гкал на отопление, 0,1 Гкал на горячее водоснабжение, в связи с чем выпадающие доходы ресурсоснабжающей организации от межтарифной разницы составили 1 348 046,03 руб.
ООО "ЖКХ Теплоснаб" ссылается на то, что ответчик не возместил ему разницу в тарифах.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения истца в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положениями статей 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222) предусмотрено возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края (пункт 1 статьи 3 Закона N 222).
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка, организация перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
В этой связи Постановлением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 29.08.2011 N 494-па утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, в соответствии с которым организации для получения средств на возмещение убытков осуществляют учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
Объем тепловой энергии, отпущенной ООО "ЖКХ "Теплоснаб" населению в апреле 2016 года составил 957,7 Гкал на отопление, 0,1 Гкал на горячее водоснабжение, что подтверждено расчетом истца (л.д. 14).
Документально указанный объем отпущенной истцом тепловой энергии ответчиком не опровергнут в нарушение статьи 65 АПК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей (населения) и экономически обоснованным тарифом теплоснабжающей организации является неизбежным следствием государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с позиции поддержания баланса экономических интересов названных сторон посредством установления предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями.
Наличие межтарифной разницы предполагает необходимость возмещения теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь путем восполнения реальных затрат на производство тепловой энергии, заложенных в экономически обоснованный тариф.
Согласно подпунктам 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктами 2.2, 5.3 постановления правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, расчет субвенции осуществляется органом местного самоуправления, который несет ответственность за целевое использование субвенции и достоверность представляемых в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края сведений.
В пункте 3.1 Порядка возмещения убытков установлено, что расчет фактической суммы возмещения убытков осуществляется отдельно по каждой организации.
Таким образом, органы местного самоуправления, в том числе Николаевского муниципального района самостоятельно осуществляют расчет и возмещение убытков теплоснабжающим организациям района. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края непосредственно не осуществляет расчеты с теплоснабжающими организациями.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы администрации, аналогичные позиции, приведенной в апелляционной жалобе, о том, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края свою обязанность по перечислению денежных средств по коду бюджетной классификации 4402 (организациям, не участвующим в централизованном завозе топлива) не выполнило.
Дав оценку представленным Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края акту сверки за 2015 год, расчету, информации, отчету за январь-май 2016 года, суд установил, что ответчик получил субвенций из бюджета края на сумму 72 573 108,06 руб., Николаевским муниципальным районом получены субвенции за январь-май 2016 года на возмещение организациям убытков в сумме 42 582 650,40 руб.
Руководствуясь названными нормами права, суд обоснованно исходил из того, что перечисление субвенций иным организациям, участвующим в централизованном завозе топлива, не освобождают Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края от исполнения установленного законом обязательства по возмещению истцу затрат, связанных с поставкой тепловой энергии за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций.
Поскольку Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края документально подтвердило исполнение обязанности по перечислению в соответствии с запланированным размером субвенций в отношении ответчика на 2015 год и на январь-май 2016 года для реализации переданных государственных полномочий, нельзя признать обоснованным довод ответчика о недостаточном финансировании со стороны бюджета субъекта.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.07.2016 по делу N А73-6869/2016 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6869/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2016 г. N Ф03-5990/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЖКХ Теплоснаб"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края