Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2016 г. |
дело N А32-41396/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордейко М.А.,
при участии:
от истца: представителя Ешуговой Ф.М. по доверенности от 04.02.2016;
от ответчика: представителя Самусь Г.А. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2016 по делу N А32-41396/2015
по иску муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи
(ОГРН 1032305689217, ИНН 2310017921)
к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ОГРН 1022301616556, ИНН 2310021269)
о взыскании задолженности,
принятое судьей Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи (далее - истец, учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ответчик, управление) о взыскании задолженности в размере 1 180 316,01 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3, л.д. 198-200)).
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оказанию медицинских услуг.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Решение мотивировано тем, что факт оказания лицам, являющимся сотрудниками МВД России, медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям подтверждается материалами дела.
Возмещение управлением расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам, в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с командировкой, медицинской организации осуществляется на основании документов, указанных в пункте 4 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила), вне зависимости от того, заключен ли между медицинской организацией и органом договор или нет.
Наличие у ответчика задолженности перед истцом в размере 1 180 316,01 рублей подтверждено материалами дела. На момент рассмотрения настоящего спора доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме ответчиком не представлено.
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что:
- ответчик не был надлежащим образом уведомлен, о том, что истцом оказывались медицинские услуги и своевременно не направлялись документы подтверждающие факт оказания этих услуг;
- указание суда первой инстанции о том, что в 2014-2015 годах ответчику оказывались медицинские услуги в отсутствии заключенных договоров, противоречит материалам дела, в которых представлен государственный контракт N 206 от 14.12.2015 со сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2015;
- вывод суда о том, что доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме ответчиком не представлено, ошибочен, ввиду того что в материалы дела управлением представлены платежные поручения от 21.12.2015 N N 394747, 394748, 394751, 394752, 394753, 394754,394755 и платежное поручение от 13.12.2013 N 307, подтверждающие оплату ответчика за оказанные медицинские услуги согласно государственного контракта от 13.12.2013 N 306 и дополнительного соглашения к нему от 20.12.2013 N 323, а также государственного контракта от 14.12.2015 N 260;
- судом первой инстанции дано неверное толкование пункта 6 Правил, так как в указанном пункте предусмотрены частные случаи оказания медицинской помощи эпизодически, а не на постоянной основе в течении года без заключения контракта и неуведомления ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2016 по делу N А32-41396/2015 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец указал, что его требования основаны на п. 6 Правил, предусматривающих оказание медицинской помощи в отсутствие договора. В связи с этим нормы права, регламентирующие порядок размещения закупки, к данным отношениям не применяются. Порядок осуществления расчетов в отсутствие договора с медицинской организацией определен законодателем. Ссылки на невозможность практического применения ответчиком данных норм (невозможность оплаты без заключенного договора, отсутствие возможности дополнительного финансирования и т.п.), не является основанием для неоплаты фактически оказанных медицинских услуг.
Кроме того, лечебное учреждение не вправе отказать в медицинской помощи или прервать лечение, сославшись на отсутствие договора, документов; либо финансирования, поскольку жизнь и здоровье человека имеют приоритет над формальными доводами ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, своевременно не позаботившегося об урегулировании правовых и финансовых вопросов.
Факт оказания медицинских услуг подтвержден документами, имеющимися в деле. Стоимость оказанных услуг также документально обоснована, и не оспариваются ответчиком. Позиция истца неоднократно находила свое подтверждение в судебной практике: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.05.2015 по делу N А50-7104/2014; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.072014 по делу N А18-755/2013; Определение Верховного суда Российской Федерации от 13.08.2015 N 309-ЭС15-10308.
В отношении доводов ответчика о том, что в 2015 году услуги оказывались на основании заключенного контракта и в рамках данного контракта оплата оказанных услуг ответчиком произведена полностью, ответчик отмечает следующее.
Контракт на оказание соответствующих услуг заключен 14.12.2015, то есть услуги оказывались в 2015 году без заключенного контракта. Сотрудники ответчика направлялись в учреждение на лечение, что не мешало ответчику осуществлять приемку оказанных услуг ежемесячно и оплатить оказанные услуги в рамках суммы контракта. При этом превышение лимита по заключенному между истцом и ответчиком контракту обусловлено тем, что при обращении за экстренной помощью сотрудникам ответчика было проведено лечение, затраты на которое прогнозировать с точностью практически невозможно.
При указанных обстоятельствах, оказывая услуги ответчику в большем объеме, чем предусмотрено спорным договором, истец действовал в интересах ответчика, в условиях необходимости оказания экстренной медицинской помощи.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи и Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю был заключен государственный контракт N 306 от 13.12.2013. По условиям данного контракта истец (исполнитель) обязался оказывать медицинскую помощь надлежащего качества сотрудникам ответчика (заказчик), а заказчик обязался оплачивать исполнителю затраты, связанные с оказанием медицинской помощи. Срок действия указанного контракта указан в пункте 4.1, согласно которому контракт действует с момента заключения и до выполнения сторонами всех своих обязательств в полном объеме. Услуги оказываются по контракту с момента заключения по 31.12.2013. Цена указанного контракта составляла 1 000 000 рублей 00 копеек.
20.12.2013 между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к государственному контракту N 306 от 13.12.2013, в котором стороны согласились внести изменения в пункт 3.1 государственного контракта N 306 от 13.12.2013, определив, что сумма государственного контракта составит 999 202 рубля 82 копейки. В материалы дела ответчиком представлено платежное поручение N 9191742 от 25.12.2013, подтверждающее оплату ответчика в рамках государственного контракта N 306 в полном объеме.
Истец указывает, что услуги, оказанные учреждением в период с августа по октябрь 2013 года, не оплачены ответчиком, несмотря на то, что контракт заключен 13.12.2013.
В 2014 году между муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи и Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю государственные контракты не заключались, но истцом, в отсутствии государственного контракта, оказывались медицинские услуги, о чем свидетельствуют выписки из историй болезни, представленные истцом (т. 2, л.д. 11-67).
14.12.2015 между истцом и ответчиком заключен государственный контракт N 260 от 14.12.2015, в пункте 1.7 которого указан срок оказания медицинских услуг с 01.01.2015 по 31.12.2015. Цена контракта установлена в пункте 3.1 в размере 3 500 000 рублей.
Истцом в период с 09.01.2015 по 10.06.2015 оказывались медицинские услуги, о чем свидетельствуют выписки из историй болезни, представленные истцом (т. 1, л.д. 135-246, т. 2, л.д. 1-10), а также акт выполненных работ за период с 01.01.2015 по 01.07.2015 (т. 1, л.д.133-134).
Истец направил в адрес ответчика реестры больных, счета-фактуры.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал на отсутствие в полном объеме выполненного ответчиком обязательства, а именно по оплате оказанных услуг.
Материалами дела подтверждается, что лица, указанные в приложениях к заявлению об уточнении исковых требований и уменьшении суммы иска от 05.05.2016 N 2449/01-10 являются сотрудниками МВД России.
Также материалами дела подтверждается факт оказания указанным лицам медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям.
В представленных истцом в материалы дела пояснениях от 18.07.2016 указано, что из письма ФКУЗ "МСЧ МВД России по Краснодарскому краю" в адрес ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю от 19.04.2016 N 26/5-1040 следует, что согласно направленным спискам сотрудников, часть лиц не являлись сотрудниками ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю. Таким образом, остальные (не указанные в данных письмах) лица на момент прохождения лечения в МБУЗ КГК БСМП являлись сотрудниками ответчика, что подтверждено ответчиком.
К урегулированию настоящего спора суд первой инстанции обоснованно применил Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения".
В соответствии с пунктом 1 Правила определяют порядок оказания медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации), за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники) при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи.
Расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее - орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией в соответствии с примерной формой согласно приложению (далее - договор) (пункт 3 Правил).
Направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации осуществляется медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников (пункт 3 Правил).
Медицинская организация в течение 5 дней после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного с указанием кодифицированного диагноза в соответствии с международной классификацией болезней, счет-фактуру в связи с оказанием медицинской помощи и направляет их в соответствующий орган, с которым заключен договор. Указанные документы представляются 1 раз в месяц, не позднее 20-го числа, в отношении всех прошедших лечение в этот период сотрудников. Одновременно медицинская организация информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в медицинской организации сотрудников и о возмещении органом расходов на оказание сотрудникам медицинской помощи (пункт 4 Правил).
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на произведенную оплату по контрактам, действовавшим в конце 2013 года и в 2015 году (т. 2, л.д. 231-239) и указывает, что оплаченная сумма подтверждается документально, направления Главным управлением выписывались в пределах суммы государственного контракта. Направления в учреждение истца после оплаты государственных контрактов, ответчик сотрудникам не выдавал, следовательно, на лечение не направлял. В связи с чем ответчик полагает, что отсутствуют правовые основания для оплаты. В 2014 году государственный контракт не заключался ввиду отсутствия необходимости оказания медицинских услуг учреждением истца, так как были заключены государственные контракты с другими медицинскими учреждениями Краснодарского края.
Вместе с тем, заявляя указанный довод, ответчик не учитывает, что иск заявлен по основанию, предусмотренному пунктом 6 Правил. В соответствии с ним возмещение органом расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 4 данных Правил, представляемых медицинской организацией в орган.
Истец обоснованно указывает, что при обращении за экстренной помощью сотрудникам ответчика было проведено лечение, затраты на которое прогнозировать с точностью практически невозможно. Оказывая услуги ответчику в большем объеме, чем предусмотрено спорным договором, истец действовал в интересах ответчика, в условиях необходимости оказания экстренной медицинской помощи.
В Определении Верховного Суда РФ от 09.11.2015 по делу N 309-ЭС15-13500, А50-11238/2014 указано, что независимо от наличия контракта или договора, больница, имея статус государственного бюджетного учреждения здравоохранения, в силу Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232, является субъектом правоотношений по оказанию услуг сотрудникам управления, подлежащих оплате за счет бюджетных средств.
Соответственно, довод ответчика о том, что медицинские услуги подлежат оплате только в рамках заключенного контракта, подлежит отклонению.
Объем оказанных в порядке экстренной помощи медицинских услуг и их стоимость подтверждены материалами дела и ответчиком не оспорены.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Указанный вывод подтверждается также Определением Верховного Суда РФ от 13.08.2015 N 309-ЭС15-10308 по делу N А50-7104/2014; Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.10.2014 по делу N А18-755/2013.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2016 по делу N А32-41396/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41396/2015
Истец: МБУ Здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи
Ответчик: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по КК