Требование: о признании недействительным договора, о признании торгов недействительными в отношении земельного участка
Вывод суда: производство по делу прекращено, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2016 г. |
дело N А32-6104/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
при участии:
от истца - Коваленко Светлана Евгеньевна по доверенности от 23.06.2016,
от ответчика ООО "ВВВ" - Забунян Амаяк Григорович по доверенности от 02.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Хостинского внутригородского района города Сочи и администрации города Сочи; общества с ограниченной ответственностью "ВВВ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2016 по делу N А32-6104/2016, принятое в составе судьи Левченко О.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Прима-Фарм" (ОГРН 1132367008157, ИНН 2319055262)
к администрации Хостинского внутригородского района города Сочи (ОГРН 1022302829713/ ИНН 2319021841),
обществу с ограниченной ответственностью "ВВВ" (ОГРН 114236604670, ИНН 2320220552),
при участии третьего лица: администрации города Сочи (ОГРН 1022302934367/ ИНН 2320037148),
о признании недействительными торгов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прима-Фарм" (далее - истец, ООО "Прима-Фарм") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Хостинского внутригородского района города Сочи и обществу с ограниченной ответственностью "ВВВ" о признании недействительными результатов торгов в отношении лота N 77, на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта (павильон площадью 80 кв.м.) на земельном участке: г. Сочи, Курортный проспект, в районе автобусной остановки "Приморье" (в сторону Адлера), (организатор торгов (конкурса) администрация Хостинского района), как проведенные с нарушением правил, установленных законом;
признании недействительным протокола рассмотрения заявок N 4-2015/2 от 17.11.2015 в отношении лота N 77 в результате, которого в конкурсе заявка N 53 от 27.10.2015 ООО "Прим-Фарм" признана несоответствующей условиям конкурса и отклонена от участия в конкурсе по причине: "В нарушении пункта 3 конкурсной документации претендентом на участие в конкурсе не представлено информационное письмо о соответствии участника конкурса требованиям конкурсной документации - не приложены копии ранее выданных разрешительных документов на размещение НТО по заявленному лоту;
признании недействительным договора о размещении нестационарного торгового объекта (павильон площадью 80 кв.м.) на земельном участке: г. Сочи, Курортный проспект, в районе автобусной остановки "Приморье" (в сторону Адлера), заключенный, на основании проведенных торгов, между администрацией Хостинского внутригородского района г. Сочи (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ВВВ" (арендатор).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2016 исковые требования удовлетворены.
Администрация Хостинского внутригородского района города Сочи, администрации города Сочи; общество с ограниченной ответственностью "ВВВ" обратились с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2016.
Апелляционная жалоба Администрация Хостинского внутригородского района города Сочи и администрации города Сочи мотивирована тем, что согласно протокола рассмотрения заявок N 4-2015/2 от 17.11.2015 заявка ООО "Прима-Фарм" признана не соответствующей условиям конкурсной документации и отклонена от участия в конкурсе в связи с тем, что истцом не представлены копии ранее выданных разрешительных документов на размещение НТО по заявленному лоту. Договор о размещении нестационарного торгового объекта был заключен с единственным участником конкурса по лоту N 77 ООО "ВВВ".
Апелляционная жалоба ООО "ВВВ" мотивирована тем, что в соответствии с протоколом вскрытия конвертов ООО "Прима-Фарм" не представило два документа из необходимого перечня: копии ранее выданных разрешительных документов и информационное письмо о необходимости представления которых, что было указано организатором конкурса в информационном письме, опубликованном на интернет-портале 17.09.2015 и 09.10.2015. Данному факту судом оценка не дана.
В отзыве на жалобы истец указал, что о необходимости предоставления информационного письма истцу стало известно только после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Из пояснений организатора конкурса следует, что информационное письмо было включено в перечень на основании изменений в информационное сообщение от 17.09.2015 о проведении конкурса, которое было размещено на официальном сайте администрации города Сочи 09.10.2015, тогда как истец 17.09.2015 сформировал соответствующий пакет документов согласно опубликованному перечню. При этом, организатором конкурса нарушены пункты 14,16 Положения об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, утв. постановлением администрации г.Сочи от 30.12.2013 N 2967.
06.09.2016 от администрации поступило заявление об отказе от апелляционной жалобы, мотивированное тем, что в целях урегулирования спора администрацией и истцом подписано мировое соглашение. В ходатайстве от 26.09.2016 администрация г.Сочи просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя и принять отказ от апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ООО "ВВВ" апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, против принятия отказа от апелляционной жалобы администрации г.Сочи возразил.
Представитель истца апелляционные жалобы не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, против принятия отказа администрации г.Сочи от апелляционной жалобы не возразил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией Хостинского внутригородского района объявлено о проведении 17 ноября 2015 года конкурса открытого по составу участков в целях предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории Хостинского внутригородского района города Сочи в соответствии с утвержденной схемой нестационарных торговых объектов, предусмотренных к размещению (информация о проведении 05.11.2015 открытого конкурса N 4-2015 на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена).
В целях участия в конкурсе о предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта - павильон площадью 80 кв. м на земельном участке: г. Сочи, Курортный проспект, в районе автобусной остановки "Приморье" в сторону Адлера (лот N 77), ООО "Прима-Фарм" и ООО "ВВВ", поданы соответствующие заявки.
Согласно протокола рассмотрения заявок N 4-2015/2 от 17.11.2015 заявка ООО "Прима-Фарм" признана не соответствующей условиям конкурсной документации и отклонена от участия в Конкурсе, в связи с тем, что истцом не представлены копии ранее выданных разрешительных документов на размещение НТО по заявленному лоту; не представлено информационное письмо о соответствии участника конкурса требованиям конкурсной документации.
По итогам указанного конкурса, договор о размещении нестационарного торгового объекта (павильон площадью 80 кв.м.) на земельном участке: г. Сочи, Курортный проспект, в районе автобусной остановки "Приморье" (в сторону Адлера), заключен с единственным участником конкурса по лоту N 77 - ООО "ВВВ".
Полагая, что заявка об участии в конкурсе отклонена не законно, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Кроме того, основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов (пункт 5 названного информационного письма).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании торговой деятельности) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского о округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Законом о регулировании торговой деятельности. Частью 3 статьи 3 указанного Закона органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Законом о регулировании торговой деятельности (пункт 6 статьи 2) нестационарные торговые объекты определяются как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 3 и 5 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятельности).
Постановлением Администрации города Сочи от 30.12.2013 N 2967 "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования город Сочи, на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" утверждено Положение об организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 21 Положения участник конкурса подает в письменной форме заявку на участие в конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную организатором конкурса в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения извещения о проведении конкурса;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности). В случае если от имени участника Конкурса действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса либо ее копию, заверенную в установленном порядке;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным организатором конкурса в конкурсной документации в соответствии с настоящим Положением, или копии таких документов, а также информационное письмо о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с настоящим Положением;
д) копии учредительных документов участника конкурса (для юридического лица);
2) предложение участника конкурса в отношении предмета кс указанием предлагаемой цены предмета конкурса и приложением эскиза, дизайн-проекта НТО, согласованного с департаментом оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи.
К заявке на участие в конкурсе могут быть приложены иные документы, позволяющие оценить поданную заявку в соответствии с критериями оценки заявок, установленными конкурсной документацией.
Для участия в конкурсе согласно пункта 3 Информации, необходимо предоставить следующие документы: копии учредительных документов (для юридического лица); копию свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (юридических лиц); копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; выписку из единого государственного реестра юридических лиц либо выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании, либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, к заявке на участие в конкурсе должна прилагается также доверенность на осуществление действий от имени заявителя; документы, подтверждающие отсутствие у заявителя недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательствам платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах); финансовые предложения заявителя в отношении предмета Конкурса с указанием предлагаемой цены предмета конкурса; эскизное предложение нестационарного торгового объекта, согласованного с департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи либо отделом архитектуры и градостроительства администрации Хостинского внутригородского района города Сочи; копии ранее выданных разрешительных документов на размещение нестационарного торгового объекта по заявленному лоту (при наличии таковых).
ООО "Прима-Фарм" не представлены копии ранее выданных разрешительных документов на размещение НТО по заявленному лоту и информационное письмо. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие копии ранее выданных разрешительных документов на размещение нестационарного торгового объекта по заявленному лоту (при наличии таковых) не может являться основанием для признания заявки в участии в конкурсе не соответствующей, поскольку указанные разрешения выдаются непосредственно администрацией (в настоящем случае администрацией Хостинского внутригородского района) и соответственно ответчик располагал указанными сведениями.
Согласно информации о проведении 05.11.2015 открытого конкурса N 4-2015 информационное сообщение о внесении изменений в информационное сообщение от 17.09.2015, предусматривающее необходимость предоставления информационного письма об участнике конкурса о соответствии требованиям конкурсной документации, опубликованы на официальном сайте администрации г.Сочи 09.10.2015.
Доказательства размещения информации о внесении указанных изменений в конкурсную документацию в средствах массовой информации - газете "Новости Сочи" в материалы дела не представлены, что свидетельствует о нарушении п. 18 Положения об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, утв. постановлением администрации г.Сочи от 30.12.2013 N 2967.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Следовательно, результаты торгов в отношении лота N 77, на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта (павильон площадью 80 кв. м) на земельном участке: г. Сочи, Курортный проспект, в районе автобусной остановки "Приморье" (в сторону Адлера), (организатор торгов (конкурса) администрация Хостинского района), являются недействительными, как проведенные с нарушением правил, установленных законом.
В силу положений пункта 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор о размещении нестационарного торгового объекта (павильон площадью 80 кв. м.) на земельном участке: г. Сочи, Курортный проспект, в районе автобусной остановки "Приморье" (в сторону Адлера), заключенный, на основании проведенных торгов, между администрацией Хостинского внутригородского района г.Сочи (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ВВВ" (арендатор), является недействительным.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Согласно части 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявленное администрацией города Сочи ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что отказ от апелляционной жалобы не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, подписан представителем А.В. Левентюком в пределах предоставленных доверенностью от 23.12.2015 полномочий, в связи с чем, подлежит принятию, а производство по апелляционной жалобе администрации города Сочи - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 265, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ администрации города Сочи от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2016 по делу N А32-6104/2016, производство по апелляционной жалобе прекратить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2016 по делу N А32-6104/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Хостинского внутригородского района города Сочи и общества с ограниченной ответственностью "ВВВ" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6104/2016
Истец: ООО "Прима-Фарм"
Ответчик: Администрация Хостинского внутригородского района города Сочи, ООО "ВВВ"
Третье лицо: Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи