г. Владимир |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А43-17004/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.10.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сават" (ИНН 5262048136, ОГРН 1025203723148)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.08.2016 по делу N А43-17004/2016, принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению заместителя прокурора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сават" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель заместителя прокурора Нижегородской области - Ярцев Ю.В. по поручению от 26.09.2016 N 8-19-2016.
Общество с ограниченной ответственностью "Сават" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (конверт N 42015), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, письмом от 11.10.2016 N 58 (входящий N 01АП-7025/16 от 12.10.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Приокского района г. Нижнего Новгорода проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Сават" (далее по тексту - Общество) требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеке, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Кемеровская, д.16/1.
По факту выявленных нарушений прокурор Приокского района г.Нижнего Новгорода в отношении Общества вынес постановление от 26.05.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, заместитель прокурора Нижегородской области обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 15.08.2016 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что оно привлечено к административной ответственности при отсутствии доказательств, с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Прокурор Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно подпункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ) фармацевтическая деятельность относится к подлежащей лицензированию деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее по тексту - Положение) к грубым нарушениям отнесено невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 этого Положения.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, -правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с частью 3 статьи 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, и медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения, путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - специальные журналы).
Как следует из материалов дела, 18.08.2008 Обществу выдана лицензия N 99-02-006366 на осуществление фармацевтической деятельности по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Кемеровская, д.16/1.
На момент проверки в аптеке Общества, по указанному адресу, установлены нарушения требований части 3 статьи 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пунктов 2, 7, 8, 10, 32, 40, 42, 70 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N706, а именно:
1. в аптеке отсутствует специальный журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения не ведется. При этом в аптеке выявлены препараты, подлежащие предметно-количественному учету (спирт этиловый);
2. хранение лекарственных препаратов для медицинского применения не соответствует требованиям государственной фармакопеи: отсутствие необходимого комплекса помещений для хранения; отсутствие термографов и терморегистраторов, необходимых для непрерывного контроля температурного режима, показания которых регистрируют не реже двух раз в сутки; отсутствие фармацевтических холодильников или холодильников для крови и ее препаратов; размещение лекарственных средств на полу без поддона;
3. не представлены данные о поверке гигрометров, показания гигрометра не позволяют определить влажность воздуха в помещении;
4. хранение лекарственных препаратов не систематизировано, лекарственные препараты хранятся не в соответствии с фармакологическими группами;
5. стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств не идентифицированы, стеллажные карты отсутствуют;
6. лекарственные препараты хранятся с нарушением температурного режима;
7. лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету хранятся открыто не в шкафах (этиловый спирт);
8. на задней внутренней стенке холодильника видны капли воды, к задней внутренней стенке прислонена промокшая картонка, лекарственные препараты на полках накрыты газетой. Такое оборудование не позволяет обеспечить сохранность лекарственных препаратов.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о нарушении Обществом требований подпунктов "г" и "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности соответствует материалам дела.
В подпункте "з" пункта 5 Положения установлена обязанность по соблюдению лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств.
Между тем, объектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Согласно части 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706-н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее по тексту - Правила N 706н).
Факты нарушения Обществом условий хранения лекарственных препаратов установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела.
Вместе с тем, отношения, возникающие в связи с обращением, в том числе с реализацией лекарственных средств на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, ответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Под подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов являются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, эксплуатации, хранения, реализации, утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с вышеуказанной нормой.
Как следует из положений статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств, утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.
Правила хранения лекарственных средств утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н (далее по тексту - Правила хранения лекарственных средств).
Нарушение правил и условий хранения лекарственных средств характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей. Осуществление фармацевтической деятельности без соблюдения правил и условий хранения лекарственных препаратов посягает в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц и законодательство Российской Федерации о техническом регулировании.
Поскольку Обществом допущено нарушение Правил хранения лекарственных средств, Закона N 61-ФЗ, то есть обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, то указанное нарушение подлежит квалификации по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции. Соблюдение данных требований направлено на охрану здоровья, благополучие населения, что свидетельствует о приоритете данной нормы.
Между тем, неправильная квалификация нарушений, связанных с условиями хранения лекарственных средств, не привела к принятию незаконного судебного акта, поскольку отсутствие в аптеке специального журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения, при том, что в аптеке выявлены препараты, подлежащие предметно-количественному учету (спирт этиловый), является нарушением подпункта "г" пункта 5 Положения и образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.
Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности. Признаков малозначительности в совершённом деянии не имеется.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.08.2016 по делу N А43-17004/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сават" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-17004/2016
Истец: Прокуратура Нижегородской области
Ответчик: ООО "САВАТ"