Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
21 октября 2016 г. |
Дело N А79-646/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Урлекова В.Н., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.07.2016 по делу N А79-646/2016, принятое судьей Красновым А.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (ОГРН 1062130004210, ИНН 2130001337, г. Чебоксары, пр. Мира, д. 1) о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике от 22.01.2016.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 37804), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило. Письмом от 07.10.2016 N 557 (входящий N 01АП-6652/16 от 07.10.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 37805), в судебное заседание не явился, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 37807), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 37806), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (далее - ООО "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы", общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике от 22.01.2016 о возбуждении исполнительного производства N 2773/16/21002-ИП и его приостановлении.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что предъявленный к исполнению акт фонда социального страхования не является исполнительным документом в смысле положений пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 13.07.2016 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано. При этом суд первой инстанции возобновил исполнительное производство N 2773/16/21002-ИП от 22.01.2016, которое приостанавливалось до рассмотрения спора по существу.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям неправильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике направило в Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике постановление от 18.01.2016 N 18011 о взыскании с общества задолженности по страховым взносам за счет имущества плательщика в сумме 39 369 руб. 65 коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике от 22.01.2016, вынесенным на основании постановления Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике от 18.01.2016 N 18011, возбуждено исполнительное производство N 2773/16/21002-ИП о взыскании с ООО "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" в пользу Фонда социального страхования 39 369 руб. 65 коп.
Не согласившись с возбуждением исполнительного производства, общество оспорило постановление судебного пристава-исполнителя в суде.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Виды исполнительных документов перечислены в статье 12 Федерального закона N 229-ФЗ.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, приведены в статье 13 Федерального закона N 229-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 указанного Закона (часть 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
На основании части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 5 и 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что в силу положений статьи 47 НК РФ и статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
В частности, к исполнительным документам относятся постановления Фонда социального страхования о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества должника-плательщика страховых взносов, принимаемые в порядке, установленном статьей 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике в отношении общества принято постановление от 18.01.2016 N 18011 о взыскании 39 369 руб. 65 коп. страховых взносов за счет имущества должника.
В силу части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: 1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; 2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; 3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; 5) сведения о должнике и взыскателе; 6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; 7) дата выдачи исполнительного документа.
Согласно правоположениям статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Нормами статьи 31 Закона об исполнительном производстве установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 названного Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что направленное региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике в УФССП России по Чувашской Республике постановление является исполнительным документом и соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве, предъявляемым к исполнительным документам.
К постановлению приложены сведения о выставленных на оплату инкассовых поручениях, которые поставлены в очередь неисполненных в срок распоряжений, что свидетельствует о недостаточности средств для погашения задолженности в порядке статьи 19 Закона N 212-ФЗ (л.д.32-39).
При этом следует отметить, что Закон об исполнительном производстве не предоставляет судебному приставу-исполнителю право требовать от органа, направившего исполнительный документ (в рассматриваемом случае постановление фонда социального страхования), подпадающий под действие пункта 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, предоставления каких-либо дополнительных документов, подтверждающих отсутствие информации о счетах должника, а также недостаточность или отсутствие на них денежных средств. Отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства по причине непредставления указанных документов может быть признан незаконным (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Более того, постановление Фонда социального страхования по Чувашской Республике о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества должника-плательщика страховых взносов от 18.01.2016 N 18011 в установленном законом порядке не признано недействительным (вступившее в законную силу определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.04.2016 по делу N А79-864/2016 об оставлении без рассмотрения заявления ООО "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" о признании недействительным постановления ГУ-РО ФСС России по Чувашской Республике от 18.01.2016 N 18011).
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено уполномоченным лицом, соответствует требованиям Федерального закона N 229-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
При этом суд правомерно возобновил приостановленное им исполнительное производство, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для его приостановления, отпали (часть 2 статьи 42 Федерального закона N 229-ФЗ).
В связи с вышеизложенным, апелляционная жалоба ООО "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" подлежит отклонению.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.07.2016 по делу N А79-646/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-646/2016
Истец: ООО "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы"
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР, Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике
Третье лицо: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии