Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф02-68/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании неустойки, о взыскании пени по государственному контракту
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Красноярск |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А33-2674/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хабибулиной Ю.В.,
судей: Петровской О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Гефест": Турусиной С.В., представителя по доверенности от 15.07.2016;
от истца - краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства": Филиной Л.Н., представителя по доверенности от 10.11.2015 N 91,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гефест" (ИНН 2466234897, ОГРН 1102468054006),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 июня 2016 года по делу N А33-2674/2016,
принятое судьёй Мальцевой А.Н.,
установил:
краевое государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (ИНН 2466215220, ОГРН 1082468053040, далее - КГКУ "УКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Гефест" (ИНН 2466234897, ОГРН 1102468054006,далее - ООО "Гефест", ответчик) о взыскании 975 159 рублей 90 копеек неустойки (пени) за нарушение сроков выполненных работ в рамках государственного контракта N 195-01.1-13 от 26.06.2013.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2016 года исковые требования КГКУ "УКС" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда от 20.06.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", предусматривающие списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии, что их общая сумма не превышает пяти процентов от цены контракта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению жалобы на 12.10.2016,.
В судебном заседании представитель ООО "Гефест" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение арбитражного суда от 20.06.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель КГКУ "УКС" в судебном заседании представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0119200000113002026 от 04.06.2013 между краевым государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Гефест" (подрядчик) заключен государственный контракт от 26.06.2013 N 195-01.1-13 на выполнение работ по строительству объекта "Строительство поликлиники на 600 посещений в смену в п. Курагино Курагинского района".
Согласно пункту 1.1 указанного контракта подрядчик обязуется выполнить указанные в техническом задании (приложение N 1 к контракту) в соответствии с утвержденной заказчиком проектно-сметной документацией строительно-монтажные работы, комплекс работ необходимых для ввода объекта в эксплуатацию, работ по разбивке и закрепление основных осей зданий и сооружений (разбивка геодезической строительной основы), приобретение монтируемого оборудования по объекту "Строительство поликлиники на 600 посещений в смену в п. Курагино Курагинского района".
Заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ,
принять и оплатить результат работ в соответствии с условиями контракта (пункт 1.2 контракта).
В соответствии с пунктом 1.3 подрядчик обязуется в соответствии с контрактом завершить все работы в сроки, установленные п. 2.2. контракта.
Пунктом 2.1 контракта определено, что течение срока выполнения работ начинается на следующий день после даты заключения контракта.
Дата начала выполнения работ: 27.06.2013, дата окончания выполнения работ: 15.09.2015. Виды и сроки выполнения работ указываются в графике выполнения работ (приложение N 2 к контракту), который разрабатывается подрядчиком в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями контракта, утверждается заказчиком и является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2).
Как определено в пункте 3.1 контракта, стоимость работ, поручаемых подрядчику по контракту, составляет 301 844 534 рубля 72 копейки, с учетом НДС 18%. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
В силу пункта 9.2 контракта за нарушение конечного срока выполнения всех работ по контракту (в целом) заказчик имеет право требовать от подрядчика уплаты неустойки в
размере 0,1 процента от цены контракта за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением от 18.02.2015 N 1 в государственный контракт внесены изменения в части лимитов финансирования.
Сторонами контракта подписаны справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3: N 1 от 30.07.2013, N 2 от 02.09.2013, N 3 от 08.10.2013, N 4 от 30.10.2013, N 5 от 25.11.2015, N 6 от 16.12.2015, N 7 от 31.01.2014, N 8 от 18.02.2014, N 9 от 03.03.2014, N 10 от 31.03.2014, N 11 от 30.04.2014, N 12 от 05.06.2014, N 13, от04.07.2014, N 14 от 05.08.2014, N 15 от 05.09.2014, N 16 от 30.09.2014, N 17 от 08.10.2014, N 18 от 06.11.2014, N 19 от 05.12.2014, N 20 от 15.12.2014, N 21 от 02.03.2015, N 22 от 27.04.2015, N 23 от 04.06.2015, N 24 от 13.07.2015, N 25 от 03.09.2015, N 26 от 15.09.2015, N 27 от 14.12.2015.
Как следует из иска, на момент установленного контрактом срока окончания работ
(15.09.2015) подрядчик выполнил работы частично на сумму 290 639 811 рублей 13 копеек, окончательная сдача работ по контракту произведена подрядчиком 14.12.2015.
Претензией от 23.12.2015 N 01-7591 подрядчику предложено в течение 7 рабочих дней с момента получения требования уплатить 975 159 рублей 90 копеек неустойки за нарушение сроков.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что предметом спора по настоящему делу является взыскание КГКУ "УКС" (заказчик) с ООО "Гефест" (подрядчик) неустойки за нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту от 26.06.2013 N 195-01.1-13 на выполнение работ по строительству объекта "Строительство поликлиники на 600 посещений в смену в п. Курагино Курагинского района" (далее - контракт).
Факт просрочки исполнения обязательств по контракту установлен судом первой инстанции и подрядчиком не оспаривается.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Вместе с тем предмет регулирования норм гражданского законодательства закреплен в положениях статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом существующая система гражданского законодательства не исключает принципа специального регулирования правоотношений.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Суд первой инстанции, установив, что ООО "Гефест" нарушило установленный в пункте 2.2 контракта срок исполнения обязательств, признал правомерным иск КГКУ "УКС" в части взыскания с ООО "Гефест" 975 159 рублей 90 копеек неустойки, начисленной с 15.09.2015 по 14.12.2015.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 196) заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 196 установлено, что предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком, в числе прочего, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановление N 196 подготовлено во исполнение пункта 9 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 98-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" (далее - План).
Как указано в разделе I Плана, его целью является обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Одним из ключевых направлений действий Правительства Российской Федерации является содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек.
В пункте 9 раздела II Плана, именуемого "Перечень первоочередных мероприятий", в качестве одного из таких мероприятий значится обеспечение в 2015 году исполнения контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок посредством установления случаев и порядка предоставления государственными заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Как ожидаемый результат данного мероприятия указано поддержание стабильности функционирования системы государственных закупок.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило.
С учетом целей Постановления N 196, следующих из Плана, утвержденного Правительством Российской Федерации, при наличии предусмотренных Постановлением N 196 условий у заказчика возникает обязанность по списанию неустойки поставщику.
Согласно пункту 5 Постановления N 196 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Таким образом, осуществление описанной субъективной обязанности заказчика регламентировано Постановлением N 196, Порядком списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 N 98н (далее - Порядок N 98н) и Приказом Министерства финансов Красноярского края от 28.08.2015 N 66 "Об утверждении порядка списания заказчиками в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края" (далее - Приказ N 66). При этом Приказ N 66 регулирует отношения, связанные со списанием начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения государственных нужд Красноярского края.
Как указано в пункте 3 Приказа N 66, списание начисленных сумм задолженности производится на основании принятого заказчиком решения о списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам (далее - решение).
Решение принимается при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом "а" или "б" пункта 3 Постановления N 196, и на основании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, принятие заказчиком к учету задолженности поставщика (пункты 2,3 Приказа N 66).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает, что если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании начисленных сумм неустойки, то это не препятствует судебной защите интересов подрядчика, наделенного законодателем разумными ожиданиями исполнения заказчиком возложенной на него обязанности. Такая защита, в числе прочего может быть предоставлена судом путем отказа заказчику во взыскании безосновательно несписанной им неустойки.
Это соответствует законодательному запрету извлечения преимуществ из незаконного или недобросовестного поведения, а также контролю суда за реализацией участниками гражданского оборота своих прав в установленных пределах их осуществления, ограниченных таким основным началом гражданского законодательства как добросовестность (пункты 3, 4 статьи 1, статья 10 ГК РФ).
В силу пункта 4 Постановления N 196 заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
То есть, именно на заказчиков возложено исполнение Постановления N 196 как одного из первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Российской Федерации. Поэтому при наличии материально-правовых оснований для списания неустойки (в частности, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 196) субъективная обязанность заказчика по ее списанию должна быть исполнена, и заказчик не вправе в обоснование своего бездействия ссылаться на обстоятельства, находящиеся в сфере его контроля.
Довод истца о наличии препятствий к списанию спорной неустойки в силу отсутствия подтверждения наличия задолженности со стороны ответчика, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 4 Приказа N 66 не допускается принятие решения о списании задолженности, требование об уплате которой направлялось заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, в случае неподтверждения подрядчиком казанной задолженности.
Согласно пункту 2 Приказа N 66 заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с подрядчиком неуплаченной задолженности. Доказательств исполнения заказчиком данной обязанности в материалы дела, а также доказательств неподтверждения подрядчиком именно спорной задолженности в материалы дела не представлено. В судебном порядке истец обратился за взысканием 27 132 742 рублей 38 копеек пени, размер которой в ходе судебного разбирательства истцом был уменьшен до 975 159 рублей 90 копеек.
Таким образом, списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью, а не правом государственного заказчика.
Как следует из материалов дела, задолженность ООО "Гефест" перед КГКУ "УКС" составила 975 159 рублей 90 копеек, что не превышает пяти процентов цены государственного контракта от 26.06.2013 N 195-01.1-13.
При таких обстоятельствах задолженность ООО "Гефест" по начисленной неустойке подлежала списанию.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения искового требования КГКУ "УКС" о взыскании с ООО "Гефест" 975 159 рублей 90 копеек неустойки за нарушение сроков выполнения работ по строительству объекта, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2016 года по настоящему делу подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права (пункт 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2016 года по делу N А33-2674/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении искового заявления отказать.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства (ИНН 2466215220, ОГРН 1082468053040) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гефест" (ИНН 2466234897, ОГРН 1102468054006) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.В. Хабибулина |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2674/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф02-68/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КГКУ УКС, краевое государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства"
Ответчик: ООО "Гефест", ООО Гефест
Третье лицо: представитель Юрченко Д.А.
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-68/17
24.10.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4601/16
24.08.2016 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4451/16
20.06.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-2674/16