Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2017 г. N Ф05-22044/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А41-51992/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ФГБУ науки "Институт динамики геосфер" Российской академии наук - Змойро А.Б., представитель по доверенности;
от Территориального управления Росимущества в Московской области - Тимашова И.Ю., представитель по доверенности от 25.04.2016 г.,
от Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен;
от Администрации Ступинского района - представитель не явился, извещен;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен;
от ФАНО - Полевец А.Г., представитель по доверенности N 432 от 30.11.2015 г.,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Игнатович А.В., представитель по доверенности от 03.08.2016 г.
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2016 по делу N А41-51992/15 по иску ФГБУ науки "Институт динамики геосфер" Российской академии наук, Территориального управления Росимущества в Московской области к Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области, Администрации Ступинского района, третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федеральное агентство научных организаций, Комитет лесного хозяйства Московской области, об установлении границ земельных участков
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт динамики геосфер" Российской академии наук (далее - Учреждение) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ, ТУ Росмущества) обратились в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации Ступинского района Московской области (далее - Администрация Ступинского района) и Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области (далее - Администрация с.п.Семеновское) с требованиями- Установить следующие координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060208:16:
Номер характ.точки границы |
КООРДИНАТЫ |
||
X |
Y |
||
1. |
380821,65 |
2203648,51 |
|
2. |
380777,13 |
2203907,98 |
|
3. |
380761,41 |
2203997,44 |
|
4. |
380743,40 |
2204098,37 |
|
5. |
380716,50 |
2204253,29 |
|
6. |
380696,18 |
2204369,72 |
|
7. |
380694,78 |
2204377,57 |
|
8. |
380184,23 |
2204300,62 |
|
9. |
379763,82 |
2204487,54 |
|
10. |
379672,50 |
2204472,39 |
|
11. |
379694,87 |
2204334,53 |
|
12. |
379719,18 |
2204186,85 |
|
13. |
379745,50 |
2204020,66 |
|
14. |
379779,95 |
2203805,87 |
|
15. |
379804,68 |
2203653,50 |
|
16. |
379832,29 |
2203482,66 |
|
17. |
380001,88 |
2203510,42 |
|
18. |
380284,22 1 |
2203557,15 |
|
Установить следующие координаты характерных земельного участка с кадастровым номером N 50:32:0060208:19 | |||
Номер характ.точки границы |
КООРДИНАТЫ |
||
X |
Y |
||
1. |
380694,78 |
2204377,58 |
|
2. |
380649,69 |
2204625,73 |
|
3. |
380293,68 |
2204570,93 |
|
4. |
380201,31 |
2204556,43 |
|
5. |
380013,87 |
2204527,63 |
|
6. |
379940,27 |
2204516,32 |
|
7. |
379763,82 |
2204487,55 |
|
8. |
380184,23 |
2204300,62 |
|
|
|
|
Уточнить часть границ земельного участка N 50:33:0000000:99,
N точки |
Координаты части границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:33:0000000:99 по сведениям государственного кадастра недвижимости в системе координат МСК-50 |
Уточненные координаты части границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:33:0000000:99, исключающие пересечение с земельными участками КН 50:32:0060208:0016 и 50:32:0060208:0019 |
||
X |
Y |
X |
Y |
|
201 |
379523,90 |
2205035,29 |
379523,90 |
2205035,29 |
202 |
380228,55 |
2204305,20 |
380013,87 |
2204527,63 |
н 1 |
- |
- |
380201,31 |
2204556,43 |
н2 |
- |
- |
380293,68 |
2204570,93 |
нЗ |
- |
- |
380649,69 |
2204625,73 |
н4 |
|
- |
380695,23 |
2204375,14 |
н5 |
- |
- |
380696,18 |
2204369,72 |
203 |
380749,88 |
2204377,13 |
380749,88 |
2204377,13 |
Уточнить часть границ части земельного участка N 50:33:0000000:99,
N точки |
Координаты части границы части земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:33:0000000:99 по сведениям государственного кадастра недвижимости в системе координат МСК-50 |
Уточненные координаты части границы части земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:33:0000000:99, исключающие пересечение с земельными участками КН 50:32:0060208:0016 и 50:32:0060208:0019 |
||
X |
Y |
X |
Y |
|
1518 |
380619,99 |
2204675,28 |
380619,99 |
2204675,28 |
1519 |
380645,05 |
2204575,81 |
380633,12 |
2204623,19 |
1520 |
380693,93 |
2204384,11 |
- |
- |
1521 |
380695,35 |
2204369,61 |
- |
- |
1490 |
380674,53 |
2204366,73 |
- |
- |
1491 |
380673,18 |
2204380,48 |
- |
- |
1492 |
380624,69 |
2204570,65 |
380612,26 |
2204619,98 |
1493 |
380599,64 |
2204670,08 |
380599,64 |
2204670,08 |
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федеральное агентство научных организаций, Комитет лесного хозяйства Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26.05.2016 суд объединил в одно производство настоящее дело А41-51992/2015 об установлении границ земельного участка с КН 50:32:0060208:16, с делом N А41-25548/2016, предметом требований по которому является установление границ земельных участков с КН 50:32:0060208:19 и 50:33:0000000:99.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.07.2016 по делу N А41-51992/15 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. (т. 6 л.д. 19-25).
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ФГБУ науки "Институт динамики геосфер" Российской академии наук, Территориального управления Росимущества в Московской области, Федерального агентства научных организаций возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области, Администрации Ступинского района, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ФГБУ науки "Институт динамики геосфер" Российской академии наук на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 83,5 га, расположенный в Серпуховском районе Московской области, что подтверждается Свидетельством на право постоянное (бессрочное) пользование от 28.06.1993 (л.д.45 т.1).
Указанный участок выделен институту Постановлением Главы администрации Серпуховского района от 24.06.1993 N 741, под сейсмостанцию Михнево. Участок состоит на кадастровом учете, имеет кадастровый номер 50:32:0060208:16 (дата внесения записи 24.06.1993), граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.78 т.1 - кадастровый паспорт).
В целях уточнения границ земельного участка истцом1 был в 2014 году подготовлен межевой план от 27.06.2014 и в июле 2014 года институт обратился в кадастровую палату с соответствующим заявлением и приложенным межевым планом.
Решением от 17.07.2014 орган кадастрового учета отказал в учете изменений сведений о местоположении границ и уточнении площади земельного участка с КН 50:32:0060208:16 на основании п. 5 ч. 2 ст. 27 закона о кадастре, в связи с тем, что уточняемые границы участка пересекают границы муниципального образования Семеновское с.пос., муниципального образования Ступинский муниципальный район.
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения правообладателей земельного участка - ФГБУ науки "Институт динамики геосфер" РАН и его собственника ТУ ФАУГИ в Московской области в арбитражный суд с настоящим иском об установлении границ, полагая наличие ошибки в определении границ муниципальных образований и в межевании территории, проведенных без согласования с истцами
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что границы земельного участка с КН 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19 определены экспертом и сохраняется целостность принадлежащих ФГБУ науки "Институт динамики геосфер" РАН земельных участков с КН 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Комитет указывает на то, что земельные участки накладываются на земли лесного фонда.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В силу ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Согласно ч. 1 ст. 45 закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии со статьей 42.10 настоящего Федерального закона считается согласованным, осуществляется кадастровый учет изменений в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или постановка его на кадастровый учет (ст. 45.1 закона N 221-ФЗ).
Согласно ст. 42.8 ЗК РФ при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 9 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия в указанных в части 9 статьи 38 настоящего Федерального закона документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
Частями 7, 9 ст. 38 закона N 221-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 38 закона N 221-ФЗ, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (с. 5 ст. 40 закона N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 закона N 221-ФЗ).
Судом первой инстанции для разрешения вопроса об определении местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:13 была проведена судебная экспертиза.
Перед экспертами ставились следующие вопросы: 1) Установить согласно данным правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060208:0016.
2) Указать координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060208:0016 в системе координат МСК-50.
3) Установить, имеется ли пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060208:0016 с границами муниципального образования Семеновского с/пос., муниципального образования Ступинского муниципального района? Если имеется, представить схему пересечения, а также указать координаты пересечения. Предложить варианты устранения пересечения.
Согласно заключению экспертизы, сделаны следующие выводы по поставленным вопросам.
В ответ на первый вопрос эксперты отобразили в Приложении N 4 к заключению границы земельного участка Института, восстановленные по лесоустроительным планшетам N 11, N 2 и N 3 и по плану отвода 1958 года, с КН 50:32:0060208:16 площадью 830847 кв.метров, расположенного в Серпуховском районе Московской области.
В ответ на второй вопрос эксперты указали координаты характерных точек границ земельного участка с КН 50:32:0060208:16 площадью 830847 кв.м., расположенного в Серпуховском районе Московской области, восстановленные по лесоустроительным планшетам N 11, N 2 и N 3 и по плану отвода 1958 года.
В ответ на третий вопрос эксперты указали, что установлено пересечение границ земельного участка с КН 50:32:0060208:16, границы которого восстановлены по лесоустроительным планшетам N 11, N 2 и N 3 и по плану отвода 1958 года, с границей муниципального образования с.п.Семеновское Ступинского района.
В Приложении N 5 к заключению представлена схема пересечения границ земельного участка с КН 50:32:0060208:16 с границей с.п.Семеновское Серпуховского района Московской области, с указанием координат пересечения. Также определены два варианта устранения пересечения границ. Первый вариант предполагает уточнение местоположения части границы Ступинского района, описанной в приложении к Закону Московской области "О статусе и границах Ступинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", в соответствии с местоположением границы Ступинского района, установленной по лесоустроительным планшетам N 11 ОЛХ "Русский лес" Хатунское лесничество, N 2 и N 3 ОЛХ "Русский лес" Отрадинское лесничество, и по плану отвода 1958 года.
Второй вариант предполагает перераспределение земель между земельными участками для сейсмостанции "Михнево" с КН 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19.
Кроме того,установлено, что с учетом уточненного местоположения границы Ступинского района в границах исследования, произошло перераспределение земель между земельными участками для сейсмостанции "Михнево" с КН 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19, с уменьшением площади земельного участка с КН 50:32:0060208:16 с 830847 кв.м. до 818429 кв.м. и с увеличением площади земельного участка с КН 50:32:0060208:19 с 165069 кв.м. до 177475 кв.м. На местности указанные участки представляют собой единый земельный участок, огороженный забором. Во втором варианте устранения пересечения границ земельных участков эксперты предлагают уточненные с учетом местоположения границы Ступинского района координаты характерных точек границ земельных участков с КН 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19, восстановленные по лесоустроительным планшетам N 11, N 2 и N 3 и по плану отвода 1958 года.
Таким образом, площадь участка с КН 50:32:0060208:16 составит 818429 кв.м., площадь участка с КН 50:32:0060208:19 составит 177475 кв.м.
В рамках исследования также выявлено пересечение границ участков с КН 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19 с границами участка лесного фонда с КН 50:33:0000000:99, сведения о местоположении границ которого содержатся в государственном кадастре недвижимости (кадастровая выписка от 14.12.2015).
Для устранения указанного пересечения экспертами предложено уточнить часть границы участка с КН 50:33:0000000:99 по указанным в заключении координатам.
Правообладатель указанных земельных участков, избрал второй вариант заключения судебной экспертизы, уточнил заявленные требования исходя из данного варианта. ТУ ФАУГИ с таким вариантом уточнения границ земельных участков согласен. Комитет лесного хозяйства Московской области возражений против уточнения границ участков по второму варианту судебной экспертизы не представил.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ обоснованно признано арбитражным судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
На основании вышеизложенного, а также с учетом ответов на вопросы экспертов, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются по следующим основаниям.
Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
- иные сведения в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В соответствии со ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Требования к содержанию заключения эксперта установлены статьей 25 Закона N 73-ФЗ, согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
С учетом требований изложенных выше норм права надлежащим образом выполненное экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 87 АПК РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Как следует из протокола судебного заседания Комитет экспертное заключение не оспорил, возражений против уточнения границ участков по второму варианту судебной экспертизы не представил.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в том числе в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.06 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Согласно части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Частью 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
В материалы дела представлено кадастровая выписка земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:99, из которого следует, что при постановке названного земельного участка на кадастровый учет его границы со смежными земелепользователями, в том числе земельного участка с кадастровыми номерами 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19 не согласовывались.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что границы земель лесного фонда были определены в установленном законом порядке, подлежат отклонению, поскольку в ходе проведения судебной экспертизы по настоящему делу был установлен факт наличия кадастровой ошибки в сведениях о границы участка лесного фонда.
Кроме того, данный участок был сформирован позже земельных участков с кадастровым номером 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19, которые более 20 лет находится в пользовании ФГБУ науки "Институт динамики геосфер" Российской академии наук. Отражение участка лесного фонда в планшете лесоустройства 2000 года также свидетельствует о том, что он был сформирован позже земельных участков с кадастровым номером 50:32:0060208:16 и 50:32:0060208:19.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2016 по делу N А41-51992/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51992/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2017 г. N Ф05-22044/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБУ науки "Институт динамики геосфер" Российской академии наук
Ответчик: Администрация сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района, Администрация сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области, Администрация Ступинский муниципальный район, Администрация Ступинский р-н
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное агенство научных организаций России, ООО "ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВИСХАГИ - ЦЕНТР- ГЕОИНФОРМ"