Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 марта 2017 г. N Ф01-256/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А82-17315/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании лиц, участвующие в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карабиха"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2016 по делу N А82-17315/2015, принятое судом в составе судьи Секериной С.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карабиха" (ОРН: 1087627001593; ИНН: 7627032999)
к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области, Воронова Юлия Геннадьевна; кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Лимб" Алтынник Н.В.,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карабиха" (далее - заявитель, ООО "Карабиха", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация ЯМР ЯО) от 27.02.2015 N 1821 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства в дер. Карабиха Карабихского сельского округа", об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 76:17:151401:1003, площадью 1200 кв.м, расположенном по адресу: Ярославская область, Ярославский район, с/о Карабихский, дер. Карабиха, о признании незаконным предоставления земельного участка с кадастровым номером 76:17:151401:1003, о признании незаконным постановления Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района от 10.09.2015 N 742 "Об отказе ООО "Карабиха" в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", а также об устранении допущенных нарушений.
Арбитражным судом Ярославской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Ярославской области", Воронова Юлия Геннадьевна, кадастровый инженер ООО "Лимб" Алтынник Н.В.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Карабиха" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Администрация Карабихинского сельского поселения в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В частности, Администрация приводит доводы о том, что земельный участок, испрашиваемый ООО "Карабиха", не является свободным от прав третьих лиц и, в соответствии с требованиями земельного законодательства, не может быть предоставлен Обществу.
Администрация ЯМР ЯО в отзыве на апелляционную жалобу указывает на правильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области, Воронова Юлия Геннадьевна; кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Лимб" Алтынник Н.В. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Ответчики заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Карабиха" принадлежит на праве собственности жилой дом, 1-этажный, общей площадью 107,6 кв.м, расположенный по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, д.Карабиха, ул.Нагорная, д.2. Право собственности на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.04.2014 (т. 1, л.д. 7).
19.05.2014 ООО "Карабиха" обратилось в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, д.Карабиха, ул.Нагорная, д.2 для обслуживания и эксплуатации жилого дома.
27.05.2014 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР ЯО (далее - КУМИ Администрации ЯМР ЯО) направил в адрес заявителя выписку из протокола заседания комиссии по земельным отношениям и имущественным отношениям Ярославского муниципального района от 26.05.2014 N 18, указав, что решение комиссии действительно в течение шести месяцев. В названном протоколе отражено, что комиссией принято решение о возможности предоставления заявителю земельного участка в собственность за плату после предоставления заявителем межевого плана. МКУ "Центр земельных ресурсов ЯМР" необходимо подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка. После предоставления заявителем кадастрового паспорта на участок КУМИ Администрации ЯМР ЯО подготовить проект постановления и договор купли-продажи.
20.11.2014 ООО "Карабиха" обратилось в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, д.Карабиха, ул.Нагорная, д.2.
15.01.2015 Общество представило в Администрацию ЯМР ЯО письмо, в котором указало, что ООО "Карабиха" гарантирует организовать и обеспечить съезд с ул. Нагорная у дома N 2 к жилым домам между существующим прудом и формируемым земельным участком, взамен существующего согласно прилагаемой схемы.
27.02.2015 Администрацией ЯМР ЯО вынесено постановление N 1821 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, в отношении земельного участка проведены кадастровые работы, присвоен кадастровый номер 76:17:151401:1003. Указанное постановление издано на основании заявления Вороновой Ю.Г. от 16.01.2015 об осуществлении выбора земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства и предоставления в аренду земельного участка, решения от 20.01.2015 комиссии по земельным отношениям и имущественным отношениям Ярославского муниципального района о возможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей, а также заявления Вороновой Ю.Г. от 27.02.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером 76:17:151401:1003, расположенный по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, д.Карабиха, площадью 1200 кв.м. поставлен на кадастровый учет 29.04.2015 и имеет статус "временный" объект недвижимости, права на земельный участок не зарегистрированы. Испрашиваемый ООО "Карабиха" земельный участок частично налагается на границы земельного участка с кадастровым номером 76:17:151401:1003.
Письмом от 08.05.2015 N 2740 КУМИ Администрации ЯМР ЯО сообщил заявителю о невозможности подготовки проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, так как ООО "Карабиха" и Администрация Карабихского сельского поселения не урегулировали вопрос относительно съезда. Также в письме указано, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками осуществляет орган местного самоуправления поселения. Для урегулирования разногласий и за представлением муниципальной услуги Администрация рекомендовала заявителю обратиться в Карабихинское сельское поселение.
20.08.2015 ООО "Карабиха" обратилось в Администрацию Карабихского сельского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, д.Карабиха, ул.Нагорная, д.2.
10.09.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения принято постановление N 742 об отказе ООО "Карабиха" в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на пп.1 п.16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и п.4 ч.1 Приложения N 1 к приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762, в связи с тем, что при подготовке схемы расположения не учтены материалы и сведения о местоположении границ земельных участков.
Полагая, что постановление Администрации ЯМР ЯО от 27.02.2015 N 1821 и постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР от 10.09.2015 N 742 не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями статей 4, 198, 201 АПК РФ, статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшей на момент поступления в Администрацию Карабихского сельского поселения заявления Общества от 20.08.2015 о предоставлении спорного земельного участка в собственность, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Карабиха" как собственник жилого дома, расположенного по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, д.Карабиха, ул.Нагорная, д.2., обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, необходимого для использования данного объекта недвижимости.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
В частности, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В данном случае оспариваемое заявителем постановление Администрации Карабихского сельского поселения от 10.09.2015 N 742 "Об отказе ООО "Карабиха" в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" основано на положениях пп.1 п.16 статьи 11.10 ЗК РФ и п.4 ч.1 Приложения N1 к приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
На основании пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Приложения N 1 к приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 установлено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе материалы и сведения о местоположении границ земельных участков.
На основании представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном наложении границ земельного участка, испрашиваемого заявителем, и земельного участка с кадастровым номером 76:17:151401:1003. Данный факт ООО "Карабиха" не оспаривается.
Таким образом, представленная ООО "Карабиха" схема расположения земельного участка составлена без учета границ земельного участка с кадастровым номером 76:17:151401:1003, в отношении которого постановлением Администрации ЯМР ЯО от 27.02.2015 N 1821 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 76:17:151401. Наложение земельного участка, испрашиваемого Обществом, на указанный выше земельный участок является в силу пунктов 2, 3 части 16 статьи 11.10 и части 6 статьи 11.9 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу изложенного у Арбитражного суда Ярославской области отсутствовали, предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для признания недействительным постановления Администрации Карабихского сельского поселения от 10.09.2015 N 742, поскольку данное постановление принято в соответствии с приведенными выше положениями ЗК РФ и не нарушает права и законные интересы Общества.
В отношении признания недействительным постановления Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 27.02.2015 N 1821 и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 76:17:151401:1003, площадью 1200 кв.м, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из разъяснений, содержащихся в п. 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
В данном случае возникший спор о границах и площадях земельного участка с кадастровым номером 76:17:151401:1003 и земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ООО "Карабиха" на праве собственности жилого дома подлежит разрешению в самостоятельном исковом производстве, а не в рамках главы 24 АПК РФ. Общество не лишено возможности обратиться в суд с соответствующими исковыми требованиями, в том числе о корректировке границ земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для пересмотра соответствующих выводов суда первой инстанции не имеется.
Кроме того апелляционный суд полагает, что постановление Администрации ЯМР ЯО от 27.02.2015 N 1821 не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с тем, что данным постановлением утверждена схема расположения смежного земельного участка Вороновой Ю.Г. ранее обращения Общества.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Карабиха" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2016 по делу N А82-17315/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карабиха" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17315/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 марта 2017 г. N Ф01-256/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Карабиха"
Ответчик: Администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области
Третье лицо: Воронова Ю.Г., Воронова Юлия Геннадьевна, ООО кадастровому инженеру "Лимб" Алтыннику Н.В., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Ярославской области