Требование: о понуждении заключить договор по муниципальному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
25 октября 2016 г. |
Дело N А34-2340/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела образования администрации Шумихинского района на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.08.2016 по делу N А34-2340/2016 (судья Радаева О.В.).
Отдел образования Администрации Шумихинского района (далее - Отдел образования, истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области к акционерному обществу "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - АО "ЭК "Восток", ответчик) с исковым заявлением об установлении в редакции истца условий муниципального контракта N 60247012 от 15.02.2016 и обязании АО "ЭК "Восток" заключить с Отделом образования муниципальный контракт на условиях, установленных судом.
Решением арбитражного суда от 09.08.2016 п. 5.1 муниципального контракта N 60247012 от 15.02.2016 принят в редакции АО "ЭК "Восток":
"Цена настоящего контракта составляет ориентировочно 474 851 руб., в том числе НДС 72 434, 90 руб.
Расчеты за электрическую энергию (мощность) по настоящему контракту осуществляются по нерегулируемым ценам с учетом их дифференциации в рамках предельных уровней нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории, выбранной заказчиком, если законодательством не предусмотрено применение регулируемых цен (тарифов).
Предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории, выбранной заказчиком, рассчитываются исполнителем в соответствии со структурой нерегулируемой цены, установленной Основными положениями, и согласно формулам (правилам), установленным правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными соответствующими постановлениями Правительства РФ.
При наличии у заказчика различных тарификационных групп/ценовых категорий и т.д. расчеты производятся дифференцированно по каждой группе.
В случае если в ходе исполнения настоящего контракта вступит в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по настоящему контракту стороны с момента введения нормативного акта (цены) в действие при осуществлении расчетов по настоящему контракту обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену без переоформления, внесения изменений в настоящий контракт." (л.д. 113-116).
В апелляционной жалобе Отдел образования просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым п. 5.1 муниципального контракта N 60247012 от 15.02.2016 принять в редакции истца.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Отдел образования сослался на то, что истец, являясь отраслевым органом органа местного самоуправления муниципального образования Шумихинский район и бюджетной организацией, обязан осуществлять заключение муниципальных контрактов только в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Полагает, что истец, заключая муниципальные контракты в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок понесет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не указание твердой цены в данном контракте будет являться нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Указание ориентировочной цены контракта на оказание услуг энергоснабжения является неправомерным.
До начала судебного заседания АО "ЭК "Восток" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель истца не явился.
До начала судебного заседания Отдел образования представил в арбитражный апелляционный суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя истца.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца.
К апелляционной жалобе истцом приложено дополнительное доказательство: копия письма N Д28и-1896 от 20.07.2016 Министерства экономического развития Российской Федерации "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
В приобщении к материалам дела копии письма N Д28и-1896 от 20.07.2016 Министерства экономического развития Российской Федерации "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" отказано на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку Отделом образования не обосновано то, что имели место объективные причины, которые могли бы быть признаны препятствовавшими представлению дополнительных доказательств при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.02.2016 между АО "ЭК "Восток" (исполнитель) и Отделом образования (заказчик) подписан муниципальный контракт N 60247012, по условиям которого исполнитель обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) заказчику, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии заказчику в точках поставки, определенных приложением N 1 к контракту, а заказчик обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные контрактом (л.д. 8-26).
Цена контракта составляет ориентировочно 474 851 руб., в том числе НДС 72 434, 90 руб. (п. 5.1 контракта).
Расчеты за электрическую энергию (мощность) по контракту осуществляются по нерегулируемым ценам с учетом их дифференциации в рамках предельных уровней нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории, выбранной заказчиком, если законодательством не предусмотрено применение регулируемых цен (тарифов).
Предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории, выбранной заказчиком, рассчитываются исполнителем в соответствии со структурой нерегулируемой цены, установленной Основными положениями, и согласно формулам (правилам), установленным правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
При наличии у заказчика различных тарификационных групп/ценовых категорий и т.д. расчеты производятся дифференцированно по каждой группе.
В случае если в ходе исполнения контракта вступит в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту стороны с момента введения нормативного акта (цены) в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену без переоформления, внесения изменений в контракт.
Указанный контракт подписан истцом с протоколом урегулирования разногласий от 15.02.2016 (л.д. 28-30), согласно которому п. 5.1 контракта изложен в редакции заказчика:
"п. 5.1 Цена контракта является твердой, определяется на весь период действия контракта и составляет 474 851 руб., в том числе НДС 72 434, 90 руб.
Расчеты за электрическую энергию (мощность) по контракту осуществляются по нерегулируемым ценам с учетом их дифференциации в рамках предельных уровней нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории, выбранной заказчиком, если законодательством не предусмотрено применение регулируемых цен (тарифов).
Предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории, выбранной заказчиком, рассчитываются исполнителем в соответствии со структурой нерегулируемой цены, установленной Основными положениями, и согласно формулам (правилам), установленным правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
При наличии у заказчика различных тарификационных групп/ценовых категорий и т.д. расчеты производятся дифференцированно по каждой группе.
В случае если в ходе исполнения контракта вступит в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту стороны с момента введения нормативного акта (цены) в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену без переоформления, внесения изменений в контракт.
Изменение цены контракта возможно в случае увеличения или уменьшения объема услуг не более чем на 10%".
Ответчиком в адрес истца направлено письмо исх.N И-ЭК-2016-6930 от 02.03.2016 с протоколом согласования разногласий (л.д. 31-33) с просьбой рассмотреть и подписать.
Согласно протоколу согласования разногласий п. 5.1 изложен в следующей редакции ответчика:
"Цена контракта составляет ориентировочно 474 851 руб., в том числе НДС 72 434, 90 руб.
Расчеты за электрическую энергию (мощность) по контракту осуществляются по нерегулируемым ценам с учетом их дифференциации в рамках предельных уровней нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории, выбранной заказчиком, если законодательством не предусмотрено применение регулируемых цен (тарифов).
Предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующей ценовой категории, выбранной заказчиком, рассчитываются исполнителем в соответствии со структурой нерегулируемой цены, установленной Основными положениями, и согласно формулам (правилам), установленным правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
При наличии у заказчика различных тарификационных групп/ценовых категории и т.д. расчеты производятся дифференцированно по каждой группе.
В случае если в ходе исполнения контракта вступит в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по контракту стороны с момента введения нормативного акта (цены) в действие при осуществлении расчетов по контракту обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену без переоформления, внесения изменений в контракт".
Протокол согласования разногласий истцом не подписан.
Ссылаясь на то, что стороны не пришли к согласию в части установления условия о цене в п. 5.1 муниципального контракта N 60247012 от 15.02.2016, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По результатам правовой оценки искового заявления арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для принятия п. 5.1 муниципального контракта N 60247012 от 15.02.2016 в редакции ответчика, поскольку оплате подлежит фактически принятое абонентом количество энергии (ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора.
Вместе с тем, из содержания п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что стороны договора вправе по своей воле определять его содержание и формировать его конкретные условия, если только содержание какого-либо условия императивно не определено законом или иными правовыми актами.
В силу норм ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы на рассмотрение суда на основании ст. 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон. В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании абз. 2 п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно редакции п. 5.1, предложенной ответчиком и принятой судом первой инстанции: "Цена контракта составляет ориентировочно 474 851 руб., в том числе НДС 72 434, 90 руб.".
Истец в протоколе урегулирования разногласий предложил изложить данное условие договора в следующей редакции:
"Цена контракта является твердой, определяется на весь период действия контракта и составляет 474 851 руб., в том числе НДС 72 434, 90 руб.".
Принимая п. 5.1 в редакции ответчика, суд первой инстанции правомерно исходили из того, что предложенная истцом редакция названного пункта будет ограничивать право гарантирующего поставщика на получение платы за фактически поставленное количество электрической энергии в рамках контракта.
АО "ЭК "Восток", являясь субъектом оптового рынка электрической энергии, а также гарантирующим поставщиком электрической энергии, осуществляет ее поставку потребителям, чьи энергопринимающие устройства расположены на территории Курганской области.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.
В соответствии с п. 4 ст. 37 Закона об электроэнергетике отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Указанной нормой не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. В связи с чем, данным положением исключается возможность конкуренции норм, в том числе с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на которые ссылается истец.
Согласно п. 3 ст. 37 Закона об электроэнергетике Основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются, в том числе правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров.
Таким образом, при заключении договоров энергоснабжения и определения условий их исполнения надлежит руководствоваться Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В силу п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим и социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно Приложению к Правилам N 442, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 названных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони и прекращение подачи электрической энергии не допускается.
Согласно приложению N 1 контракта точкой поставки является школа-интернат (л.д. 27), относящаяся к социально значимой категории потребителей.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 28 Основных положений N 442, по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как верно отметил суд первой инстанции, при изложении условий о цене договора необходимо учитывать непрерывность цикла передачи электрической энергии независимо от размера лимитов, доведенных до получателя бюджетных средств, а также необходимо принимать во внимание, что цена на электрическую энергию (мощность) поставляемые по договорам энергоснабжения на каждый расчетный период определяется в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно п. 78 Основных положений N 442 расчеты за электроэнергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что стоимость электроэнергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электроэнергии (мощности), стоимость услуг по передаче электроэнергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям.
Средневзвешенные свободные (нерегулируемые) цены на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности рассчитываются ОАО "АТС" в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила оптового рынка).
В связи со свободным характером установления на оптовом рынке средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии, окончательный тариф за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.
Так, АО "ЭК "Восток" приобретает на оптовом рынке электрическую энергию в полном объеме по свободным (нерегулируемым) ценам, рассчитываемым ОАО "АТС", реализует приобретенную электроэнергию на розничном рынке, за исключением населения и приравненных к ней группам, также по свободной цене.
При таких обстоятельствах не представляется возможным определить стоимость электроэнергии до окончания расчетных периодов на период заключения договора.
Таким образом, условие о твердой цене контракта будет ограничивать право АО "ЭК "Восток" на получение стоимости за фактически оказанные услуги по энергоснабжению.
С учетом изложенного, также не подлежит включению условие о том, что изменение цены контракта возможно в случае увеличения или уменьшения объема услуг не более чем на 10%. В рассматриваемом случае не представляется возможным определить цену контракта.
Ссылка подателя жалобы на то, что истец, заключая муниципальные контракты в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок понесет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку по существу выражает несогласии заявителя жалобы с произведенной судом первой инстанции оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены обжалуемого решения. В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплате подлежит фактически принятое абонентом количество энергии.
Утверждение подателя жалобы о том, что не указание твердой цены в данном контракте будет являться нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, апелляционным судом не принимается. Как верно отметил суд первой инстанции, норма п. 2 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применительно к отношениям по энергоснабжению фактически противоречит ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющей более высокую юридическую силу.
Таким образом, доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 09.08.2016 по делу N А34-2340/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела образования администрации Шумихинского района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Фотина |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2340/2016
Истец: Отдел образования Администрации Шумихинского района
Ответчик: АО "Энергесбытовая компания "Восток", АО "Энергосбытовая компания "Восток"