Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2017 г. N Ф05-21716/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
25 октября 2016 г. |
дело N А40-36341/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Поташовой Ж.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ ФКП "Росреестра" по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2016
по делу N А40-36341/16, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ЗАО "Производственно-коммерческое предприятие "Кунцево" (364051, Чеченская республика, Грозный, улица Партизанская, дом 23/8; 143026, Московская область, Одинцовский район, Одинцово, село Немчиновка, улица Московская, дом 61, ОГРН 1027739381944)
к ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве (111397, Москва, Зеленый проспект, дом 20, ОГРН 1027700485757)
о признании незаконным решения; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов;
при участии:
от заявителя - Фисенко А.В. по доверенности от 16.03.2016;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2016 заявление ЗАО "Производственно-коммерческое предприятие "Кунцево" о признании незаконным решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по г. Москве) от 24.11.2015 N 77/601/15-85130 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2542, удовлетворено и в порядке устранения прав и законных интересов общества на учреждение возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта осуществить государственный учет изменений объекта недвижимости.
Учреждение, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал решение суда первой инстанции.
Представитель учреждения в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Производственно-коммерческое предприятие "Кунцево" является собственником артезианской скважины, расположенной по адресу: Москва, улица Горбунова, дом 14, сооружение 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АБ 798003 (том 1 л.д. 16).
В связи с принятием Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления N 560 "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" изменен адрес объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2542 (инвентарный номер 45:268:001:000000140:7004), принадлежащего на праве собственности ЗАО "ПКП "Кунцево".
22.08.2012 Главой городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области принято постановление N 824 "Об изменении и присвоении почтового адреса зданиям и земельным участкам, принадлежащим ЗАО "ПКП "Кунцево", расположенным в границах городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района, с местоположением в село Немчиновка".
12.08.2015 заявитель обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по г. Москве) с заявлением N 77-0-1-71/3001/2015-214 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2542 (инвентарный номер 45:268:001:000000140:7004), в связи с изменением адреса объекта - Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, село Немчиновка, улица Московская, дом 61, сооружение 6.
К заявлению приложено постановление Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 22.08.2015 N 824 "Об изменении и присвоении почтового адреса зданиям и земельным участкам, принадлежащим ЗАО "ПКП "Кунцево", расположенным в границах городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района, с местоположением в село Немчиновка".
24.08.2015 решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве N 77/601/15-59802 кадастровый учет приостановлен в связи с не представлением заявителем документа, подтверждающего изменение адреса объекта недвижимости и предложено в филиал "ФГБУ Росреестра" по Московской области с обращением о передаче сведений об объектах недвижимости из филиала "ФГБУ Росреестра" по г. Москве в филиал "ФГУБ Росреестра" по Московской области (том 1 л.д. 8-9).
24.11.2015 Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве принято решение N 77/601/15-85130 об отказе ЗАО "ПКП "Кунцево" в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2542, в связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (том 1 л.д. 10).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в учете изменений объекта недвижимости нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
Предусмотренные Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 Закона о государственном кадастре недвижимости, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом о государственном кадастре недвижимости правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона о государственном кадастре недвижимости применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии со ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).
В силу ч. 3 ст. 45 Закона о кадастре сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 221-ФЗ, необходимым для кадастрового учета документом является копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 7 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;
Частью 5 ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. п. 7, 13 - 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом не поступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона N 221-ФЗ, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с ч. 6 ст. 147 Регламента Совета Федерации копия постановления Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, границы между которыми изменены, а также вместе с копиями соглашения (договора) об изменении границ и приложений к нему в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и другие соответствующие федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
В силу ч. ч. 6, 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия предоставлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки. В случае, если такие сведения не поступили в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные ст. 15 названного Закона, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. В таком случае, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что ранее спорный объект входил в состав города Москвы и ему присвоен адрес - Москва, улица Горбунова, дом 14, сооружение 6 (л.д. 16).
В соответствии с соглашением об изменении границы г. Москвы и Московской области, утвержденным постановлением Московской городской думы от 07.12.2011 N 372 и постановлением Московской областной думы от 07.12.2011 N 1/177-П, постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" от 01.07.2012 изменены границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью, в соответствии с согласованными между ними картографическим изображением и картографическим описанием линии границы, в результате чего территория, на которой расположен спорный объект недвижимости, включен в состав Московской области.
Заявителем при обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве в обоснование необходимости учета изменений объекта недвижимости, представлено постановление Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области N 824 от 22.08.2012, которым присвоен адрес: с г. Москва, ул. Горбунова, дом 14, сооружение 6 на адрес: Московская область, Одинцовский район, городское поседение Одинцово, село Немчиновка, улица Московская, дом 61, сооружение 6 (п. 1.17 постановления) (л.д. 13).
В силу п. 1 ст. 22 названного Закона для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются документы, в том копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости (п. 6).
С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре, запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 4 ст. 21 Закона о кадастре).
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В связи с нахождением в собственности заявителя спорного объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, которого изменены границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью, в соответствии с согласованными между ними картографическим изображением и картографическим описанием линии границы, в результате чего территория, на которой расположен спорный объект недвижимости, включен в состав Московской области, собственник спорного объекта (сооружение - подъездная дорога) правомерно обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о государственном кадастровым учете изменений объекта недвижимости, по сути, об уточнении местоположения (адреса) объекта ранее учтенного по иному адресу.
Следует отметить, что положения Закона о кадастре носят общий характер и, по сути, регламентируют деятельность органа кадастрового учета.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о кадастре недвижимости порядок ведения государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу требований п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются определенные кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (ст. 15 Закона о кадастре недвижимости); исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Выполнение указанных кадастровых процедур согласно п. 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости сопровождается принятием решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); о снятии с учета объекта недвижимости; о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Заявитель, обращаясь за судебной защитой, указывает на наличие у него права собственности на указанный объект недвижимости и необходимость осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости (адрес местоположения объекта).
В соответствии с ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Поскольку документы, как это следует из материалов дела, необходимые для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2542, в связи с изменением адреса объекта представлены, то правовых оснований для отказа в проведении кадастрового учета у уполномоченного органа не имелось.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2016 по делу N А40-36341/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36341/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2017 г. N Ф05-21716/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КУНЦЕВО
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве, ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве