Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2016 г. |
Дело N А42-1304/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены (уведомление N 49124)
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (регистрационный номер 13АП -18878/2016) на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.06.2016 по делу N А42-1304/2016 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Оленегорские тепловые сети" муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области
к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Оленегорские тепловые сети" муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области ( 184536, Мурманская обл., г.Оленегорск, ул.Бардина, д.25А, ОГРН 1025100676776, далее - МУП "Оленегорские тепловые сети" МО город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (183038, г.Мурманск, пр.Ленина, д.75, ОГРН 1045100171511, далее - Комитет, административный орган) от 24.02.2016 N 37 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в части назначенного обществу штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда первой инстанции заявленные требования предприятия удовлетворены, суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое постановление, в части наложения административного штрафа, превышающего 50 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по тарифному регулированию Мурманской области направил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с необоснованным снижением штрафных санкций, поскольку неразмещение предприятием на сайте Комитета информации о деятельности по водоотведению подтверждается материалами административного дела и заявителем не оспаривается, а размер штрафной санкции соотносится содеянному.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 17.12.2015 Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области по результатам систематического наблюдения и анализа информации установлено, что МУП "Оленегорские тепловые сети" МО город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, осуществляя деятельность по водоотведению поселка Высокий и города Оленегорска Мурманской области, как субъект естественных монополий, за 3-й квартал 2015 года не разместило на сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://tarif.govmurman.ru сведения, установленные подпунктом "е" пункта 35, пунктом 42 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6.
По факту нарушения стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности организаций в сфере водоотведения, в отношении предприятия Комитетом составлен протокол от 17.02.2016 N 37 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении 24.02.2016 Комитетом вынесено постановление N 37 о привлечении МУП "Оленегорские тепловые сети" МО город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Предприятие не согласилось с указанным постановлением и, ссылаясь на социально-значимый статус предприятия, несоразмерность штрафа содеянному, тяжелое финансовое положение, совершение правонарушения впервые и раскаяние в его совершении, просило признать его малозначительным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление в части размера, назначенного административного наказания, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права. Пункт 9 части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит утверждение стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 34 названного Федерального закона организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации.
Во исполнение указанных норм Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты), где раздел III регламентирует раскрытие информации регулируемыми организациями, осуществляющими водоотведение.
Подпункт "а" пункта 3 Стандартов под раскрытием информации понимает обязательное опубликование на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на территории Мурманской области является Комитет на основании пункта 2.2.3.8 Положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 N 265-ПП, а именно, Комитет осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), а также соблюдения требований стандартов раскрытия информации.
Следовательно, информация, установленная Стандартами должна раскрываться в сети "Интернет" на сайте Комитета.
В частности, в соответствии подпунктом "е" пункта 35 Стандартов регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения.
При этом в пункте 42 Стандартов раскрывается, что информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения содержит сведения: - о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе водоотведения; - о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе водоотведения; - о количестве заявок о подключении к централизованной системе водоотведения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин), в течение квартала; - о резерве мощности централизованной системы водоотведения в течение квартала.
Как видно из материалов дела, постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 18.12.2014 N 61/9 для предприятия установлены тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения (население), оказываемые в поселке Высокий и городе Оленегорске Мурманской области, на 2015 год, в связи с чем предприятие признается организацией, осуществляющей, в том числе, водоотведение, и к нему применимы требования Закона N 416-ФЗ.
На наличие у предприятия данной обязанности указывают также и положения Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", где пункт 1 статьи 4 к деятельности субъектов естественных монополий относит водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
В силу пункта 53 Стандартов информация, указанная в пункте 42 этого же документа, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация. С учетом изложенного, предприятие обязано было опубликовать информацию о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения за 1-й квартал 2015 года на сайте Комитета в сети "Интернет" в срок до 30.04.2015.
Однако в нарушение указанных требований необходимая информация была опубликована предприятием на сайте Комитета только 17.12.2015. Данный факт предприятием не отрицается и признается.
За нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Материалами дела подтверждается, что у предприятия имелась возможность соблюсти требования, установленные Стандартами в части соблюдения срока раскрытия информации, однако заявитель не сделал этого. В деле отсутствуют сведения об объективных препятствиях для своевременного исполнения предприятием публично-правовой обязанности по представлению необходимой информации, что свидетельствует о наличии вины во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений Комитетом в ходе привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное предприятием правонарушение по пункту 2.9 Кодекса как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях" реализовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что применительно к настоящему при разрешении вопроса о соразмерности допущенного предприятием нарушения к примененной ответственности и, как следствие, определения адекватной меры государственного понуждения необходимо учесть такие обстоятельства, как устранение нарушения; отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств; отрицательный финансовый результат деятельности предприятия, убыток от которой за 2014 год составил 65.478 тыс.рублей; одним из основных видов деятельности предприятия является поставка и покупка тепловой энергии и теплоносителя, а само предприятие является единственной теплоснабжающей организацией и гарантирующей организацией в зоне централизованного холодного водоснабжения и водоотведения в городе Оленегорске и населенном пункте Высокий; ранее предприятие к административной ответственности не привлекалось; само правонарушение предприятие признает и раскаивается в его совершении.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа обоснованно изменено судом первой инстанции путем снижения, назначенного предприятию наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную, объективную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.06.2016 по делу N А42-1304/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1304/2016
Истец: МУП "Оленегорские тепловые сети" муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ