г. Вологда |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А66-5505/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Ловчикова О.В. по доверенности от 02.09.2016 N Д-ТВ/24/187,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 августа 2016 года по делу N А66-5505/2016 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 690067107; место нахождения: 127018, город Москва, улица 2-Я Ямская, дом 4; далее - ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Тверской области (ОГРН 1047796716890, ИНН 7727521471; место нахождения: 119991, город Москва, проспект Ленинский, дом 9; далее - управление, административный орган) об отмене постановления от 29.04.2016 по делу об административном правонарушении N 0385/214-ШЮ, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 августа 2016 года по делу N А66-5505/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения. Считает, что совершенное правонарушение имеет признаки малозначительности.
Управление отзыв на жалобу не представило.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.02.2016 N 0385 управлением в период с 25.02.2016 по 25.03.2016 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения граждан, проживающих в деревне Рыжиково Рамешковского района Тверской области, на ненадлежащее качество предоставляемой электроэнергии.
В ходе проверки выявлено, что общество в период проверки с 25.02.2016 по 03.03.2016 осуществляло передачу электрической энергии потребителям деревни Рыжково Рамешковского района Тверской области с нарушением обязательных требований, установленных пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013. Межгосударственный стандарт "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013), введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст, что отражено в протоколе испытания качества электрической энергии от 09.03.2016 N 06/КЭ-2016, экспертном заключении от 11.03.2016 N 06.
При вынесении экспертного заключения принято во внимание, что электрическую энергию общество осуществляет от КТП "Рыжково" по ВЛ-04 кВ. В точке передачи обществом потребителю электрическая энергия не соответствует требованиям названного ГОСТ 32144-2013.
Выявленное нарушение отражено в акте проверки от 25.03.2016 N 0385/214.
По результатам рассмотрения материалов административного дела управлением в отношении общества 04.04.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 1/0385/214-ПЮ, а 29.04.2016 вынесено постановление N 0385/214-ШЮ, в соответствии с которым ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования.
Объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием), нарушающим установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции и связанными с требованиями к продукции процессам реализации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации понимается, в частности, состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.
Пунктом 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
На основании статьи 3 данного Федерального закона к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Положениями пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
При этом пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ГОСТ 32144-2013 установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемой электроэнергии.
Согласно протоколу от 25.02.2016 N 0385 в ходе проверки осуществлен отбор образцов электрической энергии для проверки на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013.
По результатам испытаний отобранных образцов электроэнергии на предмет их соответствия ГОСТ 32144-2013, проведенных в испытательной лаборатории федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Московской области" установлено, что качество предоставляемой обществом электрической энергии не соответствует требованиям по положительному отклонению напряжения передаваемой электрической энергии от номинального значения.
Указанные испытания оформлены протоколом от 09.03.2016 N 06/КЭ-2016. Методика контроля качества электрической энергии соответствовала ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения"; ГОСТ 30804.4.30 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерения показателей качества электрической энергии".
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 N 304-АД15-4508 по делу N А03-7692/2014, указывает на то, что ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" являясь сетевой организацией не имеет договорных отношений непосредственно с гражданами-потребителями и не получает денежные средства от граждан за поставленную энергию, в связи с этим к административной ответственности должен быть привлечен гарантирующий поставщик, которым в рассматриваемом случае является акционерное общество "АТОМЭНЕРГОСБЫТ".
Приведенные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - постановление N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (пункт 120 постановления N 442).
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
Согласно пункту 15 "а" Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
На основании пункта 3.5.1 договора от 01.04.2014 N 69800126 оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного открытым акционерным обществом "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" (заказчик) и ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" (исполнитель), исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей, в интересах которых заключен настоящий договор, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с соблюдением величин аварийной и технологической брони, в пределах максимальной мощности (приложение 3 к договору).
С учетом особенностей электрической энергии как продукции (производится и потребляется одномоментно, не является предметом, имеющим стабильные физические характеристики; параметры напряжения зависят от характеристик сети) влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей, действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго", будучи сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, является субъектом, на которого может быть возложена обязанность по обеспечению качества электроэнергии.
Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производители электроэнергии, сетевые организации, обязаны обеспечить качество электроэнергии на пути от генерирующей организации до потребителя. Производство, передача и продажа электроэнергии представляют собой единый процесс. Нарушение требований стандарта качества на одном из этапов приведет к понижению качества электроэнергии, следовательно при передаче сетевой организацией некачественной электроэнергии невозможно обеспечение поставки потребителям электроэнергии, соответствующей требованиям государственных стандартов качества.
Таким образом, общество как сетевая организация является субъектом вмененного ему в вину правонарушения и на него распространяются положения ГОСТ 32144-2013, в соответствии с которым ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" обязано поддерживать качество подаваемой электрической энергии потребителю, проводить периодические испытания проверок оценки соответствия значений показателей качества электрической энергии (периодичность проведения контроля качества электрической энергии).
Материалами дела подтверждено, что обществом допущено нарушение обязательных требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, поскольку общество не обеспечивало соответствие качества электрической энергии по положительному отклонению напряжения передаваемой электрической энергии от номинального значения.
Следовательно, в деянии общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с этим вина заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения также доказана.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено управлением в пределах сроков давности, установленных статье 4.5 КоАП РФ.
ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в минимальном размере санкции, предусмотренной указанной статьей.
Доводы заявителя о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применении статьи 2.9 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением от 01.04.2016 N 0385/214/2-УЮ, направленным в адрес самого общества, а также его Тверского филиала по электронной почте (том 2, листы 17, 18); протокол об административном правонарушении составлен в присутствии заместителя главного инженера - начальника управления распределительных сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" Панибратова П.Н., действующего на основании доверенности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 августа 2016 года по делу N А66-5505/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5505/2016
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"-"Тверьэнерго", ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРА", в лице Филиала "Тверьэнерго"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ