Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А41-19424/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа N 1499 имени героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина" - Абкадыровой Ф.Р. (представителя по доверенности от 19.10.2016), Махониной Л.Е. (представителя по доверенности от 19.10.2016),
от Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по городу Москве и Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по городу Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2016 по делу N А41-19424/16, принятое судьей Захаровой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа N 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича ДокукинаN (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) и отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании недействительным решения от 20.11.2014 N 087 305 14 РК 0089589 и уведомления от 30.09.2015 N ТД-11/51622.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2016 производство по делу в части требования об оспаривания уведомления от 30.09.2015 N ТД-11/51622 прекращено в связи с отказом учреждения от данного требования, требование об оспаривании решения от 20.11.2014 N 087 305 14 РК 0089589 удовлетворено.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители учреждения в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя пенсионного фонда.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей учреждения, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", ГБОУ Школа N 1499 является бюджетным учреждением, основной деятельностью которого является деятельность по организации образовательного процесса. Финансирование образовательного процесса происходит за счет субсидий на выполнение государственного задания в расчете фиксированной суммы на единицу обучающегося.
В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 10.07.2013 N 315 "О реорганизации государственных бюджетных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных Северо-Восточному окружному управлению образования Департамента образования города Москвы", Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 1499, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа N 352, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида N 711, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида N 1247, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад N 711 реорганизованы в форме слияния (статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации), что подтверждается листом записи Единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение является правопреемником перечисленных организаций.
Для завершения ликвидации реорганизуемых учреждений (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо было предоставить отчет за I квартал 2014 года в пенсионный фонд. На дату сдачи отчетности в пенсионный фонд отчеты по новой форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей не принимались, что подтверждается служебной запиской от 12.08.2016, согласно которой программные комплексы до 03.03.2014 не были адаптированы для формирования новой отчетности. В межрасчетный период при ликвидации (реорганизации) организации страхователям было рекомендовано представлять отчетность за I квартал 2014 года на бумажных носителях (лично, почтой).
На основании временных рекомендаций по порядку приема расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, представленных плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, после получения отчетности на бумажном носителе, специалист отела приема отчетности проводил визуальный контроль, после чего ставилась отметка о принятии отчетности к проверке.
С 01.04.2014 программные комплексы были доработаны и позволяли формировать отчетность за I квартал 2014 года в электронной форме.
Отчет по форме РСВ-1 за I квартал 2014 года с отметкой "Л" (ликвидационный) сдан представителем учреждения лично на бумажных носителях в пенсионный фонд 28.03.2014, о чем свидетельствует отметка уполномоченного специалиста о принятии пенсионным фондом указанного отчета.
Данный расчет не прошел предварительную проверку, так как не соответствовал форме расчета, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2 п.
Повторно отчетность за I квартал 2014 года представлена учреждением за ГБОУ СОШ N 352 29.07.2014. Документы не прошли предбазовую проверку и не были приняты по причине наличия ошибок, были сформированы отрицательные протоколы с указанием имеющихся ошибок, о чем 29.07.2014 и 02.09.2014 сообщено плательщику. Отчетность за I квартал 2014 года, не содержащая ошибок, представлена плательщиком 08.09.2014.
По завершению камеральной проверки пенсионный фонд сформировал акт камеральной проверки от 29.09.2014 N 087 305 30077182 и вынесено решение от 20.11.2014 N 087 305 14 РК 0089589 о привлечении плательщика страховых взносов (учреждения) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в виде 631 663 рублей 33 копеек выплаты штрафных санкций и пеней.
Учреждение неоднократно направляло жалобы в отделение пенсионного фонда. После рассмотрения жалобы с исходящим от 21.08.2015 N 64 отделением пенсионного фонда принято решение от 30.09.2015 N ТД-11/51622 о снижении суммы долга до 315 916 рублей 57 копеек.
Не согласившись с решением пенсионного фонда от 20.11.2014 N 087 305 14 РК 0089589, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя данное требование учреждения, суд первой инстанции признал его обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно части 1 статьи 46 Закона о страховых взносах непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1.000 руб.
При вынесении решение от 20.11.2014 N 087 305 14 РК 0089589 пенсионный фонд руководствовался тем, что датой сдачи отчетности РСВ-1 ГБОУ СОШ N 352 за I квартал 2014 года является дата первичного представления отчетности (по новой форме), то есть 29.07.2014.
Как усматривается из материалов дела, отчет по форме РСВ-1 за I квартал 2014 года с отметкой "Л" (ликвидационный) был сдан представителем ГБОУ СОШ N 352 лично на бумажных носителях в пенсионный фонд 28.03.2014, о чем свидетельствует отметка уполномоченного специалиста о принятии пенсионным фондом указанного расчета.
Довод пенсионного фонда о том, что расчет не соответствовал форме расчета, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2 п., не может быть принят, поскольку в пенсионный фонд отчеты по новой форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей до 01.04.2014 не принимал.
То обстоятельство, что в представленном учреждением расчете содержались ошибки и расхождения, не влияет на определение момента его представления в орган по контролю за уплатой страховых взносов, поскольку Закон о страховых взносах устанавливает ответственность только за непредставление расчета в срок, а не за допущенные при этом ошибки и расхождения.
Довод пенсионного фонда о возможности не принимать расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в случае выявления в нем ошибок не основан на положениях законодательства о страховых взносах, вследствие чего подлежит отклонению.
Указанная в оспариваемом решении пенсионного фонда ссылка на пункт 24 административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н, также не может быть принята, поскольку не является актом законодательства, регулирующим отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Получение учреждением отрицательного протокола проверки отчетности и принятия отчетности после исправления ошибок 08.09.2014 не может свидетельствовать о нарушении учреждением срока представления отчетности.
Статьей 46 Закона о страховых взносах предусмотрена ответственность лишь за факт непредставления плательщиком страховых взносов в установленный Законом о страховых срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета. Оформление расчета с ошибкой не образует состава правонарушения, указанного в названной норме закона.
Тем самым, правовые основания для привлечения учреждения к ответственности в порядке части 1 статьи 46 Закона о страховых взносах у пенсионного фонда отсутствовали.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, формальный подход к подобного рода правоотношениям со стороны пенсионного фонда недопустим.
Из доводов учреждения, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2016 по делу N А41-19424/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19424/2016
Истец: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы, "Школа N1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина"
Ответчик: ГУ "Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области"
Третье лицо: ГУ "Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области"