Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А60-22218/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ФГБУ науки Институт иммунологии и физиологии Уральского отделения Российской академии наук (ИНН 6670031206, ОГРН 1036603517994) - Ленкова Н.А., удостоверение, доверенность от 12.10.2016;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга (ИНН 6660154801, ОГРН 1026604943309) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2016 года
по делу N А60-22218/2016,
принятое судьей Хачевым И.В.
по заявлению ФГБУ науки Институт иммунологии и физиологии Уральского отделения Российской академии наук
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
ФГБУ науки Институт иммунологии и физиологии Уральского отделения Российской академии наук (далее - заявитель, учреждение, ИИФ УРО РАН, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения от 11.02.2016 N 075/030/1759-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права, не дана правовая оценка доводам Управления. Настаивает на том, что суммы выплат (за исключением поименованных в ст. 9 Закона N 212-Ф) независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств полученного гранта, подлежат обложению страховыми взносами.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя в соответствии с доводами письменного отзыва просил решение суда оставить без изменения, жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Управление о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.09.2015 начальником УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга принято решение N 075/030/1759-2015 о проведении выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в отношении плательщика страховых взносов - ИИФ УРО РАН.
В соответствии с указанным решением в период с 11.09.2015 по 10.11.2015 проведена выездная проверка в отношении ИИФ УРО РАН, по результатам которой составлен акт от 31.12.2015 N 075/030/1759-2015, выявивший ошибки плательщика в определении объекта обложения страховыми взносами и необоснованное отнесение выплаты к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами.
Управлением принято решение от 11.02.2016 N 075/030/1759-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершенное нарушение законодательства РФ о страховых взносах (ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 108 626,01 руб., начислены пени по состоянию на 11.02.2016 в размере: 69 023,52 руб., а также доначислены страховые взносы: на страховую часть - 467 007,11 руб.; на накопительную часть - 247,00 руб.; в ФФОМС - 75 875,90 руб.
При вынесении решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах установлено, что не были начислены страховые взносы на суммы: начисленных работникам выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования РФ; начисленных работникам выплат, за выполнение работ по проектам РФФИ.
Полагая, что решение Управления от 11.02.2016 N 075/030/1759-2015 вынесено неправомерно, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для начисления страховых взносов на указанные выплаты за выполнение работ по проектам РФФИ, а также на суммы начисленных работникам выплат, которые не приняты к зачету территориальным органов Фонда социального страхования РФ, у Управления не имелось.
Заявитель жалобы настаивает на том, что решение суда подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судами установлено, что заявитель производил выплаты за выполнение работ по проектам РФФИ на основании трехсторонних договоров, заключенных между ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований", получателями грантов Фонда и заявителем.
В соответствии с данными договорами ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований" предоставляет физическим лицам, объединившимся в коллектив, гранты за счет средств целевой субсидии из федерального бюджета на выполнение научных проектов, получивших поддержку Фонда по результатам конкурсов. От имени коллектива договор подписывает Руководитель проекта. Организация (Заявитель) содействует выполнению проекта (предоставляет условия для выполнения проекта), оказывает получателям гранта услуги, в том числе агентского характера.
В проверяемом периоде исполнители оказывали услугу, а ИИФ УРО РАН выплачивал им вознаграждение, которое не включал в налоговую базу при исчислении страховых взносов.
Принимая решение от 11.02.2016 N 075/030/1759-2015 о доначислении учреждению страховых взносов, начислении пени, штрафа, Управление, в том числе исходило из того, что указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ от 24.07.2009 года данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, в частности, в Фонд социального страхования на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно п. 1 ст. 7 названного Закона объектом обложения взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Пп. 2 п. 1 ст. 9 названного Закона предусмотрено следующее исключение - в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Следовательно, при исчислении страховых взносов, подлежащих уплате в соответствующие Фонды, не должны включаться спорные выплаты в силу того, что они произведены физическим лицам, хотя и состоящим в трудовых отношениях с институтом, но на основании гражданско-правовых договоров.
Как следует из материалов дела, во всех договорах заявитель предоставляет получателю гранта условия для выполнения работ по Проекту; принимает на свой счет грант, выделенный Фондом получателю гранта, и по поручению получателя гранта перечисляет (выдает) денежные средства получателю гранта на цели, предусмотренные Перечнем допускаемых расходов, Приложение 19, (документ Фонда, устанавливающий ограничения на расходование гранта); получатель гранта, выполняет работы по проекту, расходует грант в соответствии с Перечнем допускаемых Фондом расходов и компенсирует расходы Заявителя на выполнение проекта из гранта. Размер компенсации Заявитель и получатель гранта определяют по согласованию.
Законодательство не запрещает заключение между работодателем и работником отдельного гражданско-правового договора. Квалификация отношений устанавливается на основании прав и обязанностей, предусмотренных договором. Указанные договоры не предусматривают выплату исполнителю заработной платы, подчинение внутреннему трудовому распорядку, выполнение работы по определенной должности (специальности). Таким образом, спорные договоры является не трудовым, а гражданско-правовым и произведенные по нему выплаты не должны включаться в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем (заявителем) и работниками учреждения не может быть положен в основу вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последних, в том числе, выплаты в виде грантов представляют собой оплату их труда.
Указанная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 18.08.2016 N 306-КГ16-10328.
Также подлежит отклонению довод Управления о том, что суммы начисленных работникам выплат, которые не приняты к зачету ТФОМС, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст.ст. 7. 9 Закона N 212-ФЗ на общих основаниях.
Согласно оспариваемому решению, по данному основанию в облагаемую базу включены выплаты Быковой М.Ю.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, осуществленные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В силу п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенного отказ Фонда в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению. При этом в отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
Таким образом, оснований для включения выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование у Управления не имелось.
Указанная правовая позиция закреплена, в том числе в определении Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 310-КГ16-10201.
На основании изложенного в удовлетворении требований Управления отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы по существу выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2016 года по делу N А60-22218/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-22218/2016
Истец: ФГБУ НАУКИ ИНСТИТУТ ИММУНОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ