г. Москва |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А41-34560/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Поречье" - Калинцевой Г.К. (представителя по доверенности от 19.10.2016),
от комитета лесного хозяйства Московской области - Никитиной Ю.В. (представителя по доверенности от 22.12.2015),
от администрации Можайского муниципального района Московской области - Грибовой К.Д. (представителя по доверенности от 31.12.2015)
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2016 по делу N А41-34560/16, принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поречье" (далее - общество, ООО "Поречье") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации от 17.03.2016 N 4881/01-24 в подготовке проекта договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050405:376, местоположение: Московская область, Можайский район, д. Мотягино. Площадь участка 28 137 кв.м.;
- обязать администрацию в тридцатидневный срок со дня вступления решения арбитражного суда по данному делу в законную силу подготовить проект договора аренды с обществом данного земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.09.2016 требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах администрация и комитет просят решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представители администрации и комитета в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей общества, администрации и комитета, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Совхозу "Порецкий" выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.12.1992 N 577 на земельный участок общей площадью 11 285 га, расположенный в Можайском районе Московской области.
Постановлением Главы администрации от 28.12.1994 N 3523 указано:
1. передать АО "Поречье" земли в коллективно-долевую собственность на 1 175 человек, вид пользования - бесплатная собственность, всего земли - 7 802, в том числе: пашни - 6 126, сенокосов -417, пастбищ - 1259;
2. закрепить за АО "Поречье" в бессрочное (постоянное) пользование 2950 несельскохозяйственных угодий;
3. изъять в фонд перераспределения района 116 га (пашни - 17 га, пастбищ - 68 га, леса -31 га) и передать их в аренду, сроком на 1 год, АО "Поречье";
4. выдать АО "Поречье" свидетельства о праве собственности на землю.
ООО "Поречье" как правопреемник совхоза "Порецкий" и АО "Поречье" 24.08.2009 обратилось к Главе Можайского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении в собственность общества 334 земельных участков, образованных из указанного земельного участка, предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 23.09.2009 N 3383/1-24 администрация сообщила обществу об отказе в приобретении в собственность 334 земельных участков, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих возникновение у общества права постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками.
Не согласившись с администрацией, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации, комитету по управлению имуществом администрации, в котором просило признать незаконным отказ администрации от 23.09.2009 N 3383/1-24, решение земельной комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в городе Можайске и Можайском муниципальной районе от 21.09.2009, обязать комитет по управлению имуществом администрации заключить договоры купли-продажи земельных участков постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.11.2010 по делу N А41-300/10, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011, требования удовлетворены.
Постановлением от 01.08.2011 по тому же делу Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил эти судебные акты в силе.
Как установлено данными судебными актами судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, согласно упомянутому свидетельству от 09.12.1992 N 577 и названному постановлению Главы администрации от 28.12.1994 N 3523 у общества возникло право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 29 360 000 кв.м. (ранее 2 950 га несельскохозяйственных угодий) с кадастровым номером 50:18:0000000:116. Указанные 344 земельных участка сформированы именно из земельного массива, который предоставлен АО "Поречье" в 1994 году.
Помимо этих 344 земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:116 образован земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050405:376.
Согласно кадастровому паспорту от 12.11.2015 на данный земельный участок сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 12.11.2015.
Общество направило в адрес администрации письмо от 22.01.2016 с просьбой предоставить ему в долгосрочную аренду этот земельный участок в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 18.02.2016 N 233/01-24 администрация сообщила обществу о том, что проект договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050405:376 направлен на согласование в министерство.
Градостроительным советом Московской области 01.03.2016 принято решение отказать обществу в согласовании заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок ввиду пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050405:376 с границами земель лесного фонда. Этим же решением администрации рекомендовано предоставить обществу в аренду земельный участок после устранения пересечений границ с землями лесного фонда (подтверждается протоколом заседания от 01.03.2016).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2016 по делу N А41-61974/15 общество признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Копытова Наталья Михайловна.
Письмом от 17.03.2016 N 4881/01-24 администрация со ссылкой на решение Градостроительного совета Московской области 01.03.2016 и заключение комитета (лесного хозяйства Московской области) сообщила обществу об отказе в предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050405:376 ввиду пересечения его границ с границами земель лесного фонда и отказа Градостроительного совета Московской области в согласовании заключения договора аренды этого земельного участка.
Общество 04.04.2016 обратилось в администрацию с просьбой предоставить заключение комитета с координатами наложения на испрашиваемый земельный участок, на основании которого отказано в предоставлении участка в аренду, для устранения наложения границ испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда.
Общество направило комитету письмо (вх. от 18.04.2016) с просьбой предоставить заключение комитета с координатами наложения земель лесного фонда на участок с кадастровым номером 50:18:0050405:376 в целях устранения наложения границ испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда.
Письмом от 24.04.2016 исх. N 6372/27-08 комитет сообщил обществу о том, что по результатам визуального сопоставления данный участок накладывается на границы земель сельского участкового лесничества, квартал 22, определение местоположения участка возможно при предоставлении в комитет каталога координат поворотных точек его границ в системе координат МСК-50.
Письмом от 04.05.2016 N 1241/01-24 администрация сообщила обществу о том, что заключение комитета с координатами наложения на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050405:376 в адрес администрации не поступало.
Представления такого заключения общество так и не добилось. Как выяснилось, администрация, которая активно ссылалась это заключение, также не получала его.
Общество направило комитету письмо (вх. от 01.06.2016), приложив к нему каталог координат поворотных точек его границ в системе координат МСК-50, с очередной просьбой предоставить координаты наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050405:376 с землями лесного фонда.
Поскольку ни комитетом, ни администрацией так и не были представлены доказательства наложения границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, общество 16.06.2016 оспорило отказ администрации от 17.03.2016 N 4881/01-24 в подготовке проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка (с кадастровым номером 50:18:0050405:376) в судебном порядке.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.06.2016 заявление общества принято к производству, предварительное заседание по его рассмотрению назначено на 25.07.2016.
По обращению общества кадастровым инженером Вишняковой А.И. подготовлено заключение от 22.07.2016 (т1. Л.д.122-124), которым установлено, что противоречия в части местоположения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050405:376 могли возникнуть лишь с участком с кадастровым номером 50:18:0040101:184, учтенным в ГКН как земли лесного фонда, однако согласно сведениям из кадастровых выписок на указанные земельные участки пересечений границ эти участки не имеют, при постановке на кадастровый учет участка с кадастровым номером 50:18:0050405:376 были использованы сведения ГКН, в том числе сведения по участку с кадастровым номером 50:18:0040101:184.
Удовлетворяя требования общества решением от 15.09.2016, суд первой инстанции исходил из того, что общество вправе было требовать предоставления ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050405:376 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного пользования), а также указал на отсутствие доказательств, которыми бы могло подтверждаться наложение границ этого участка на земли лесного фонда.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
При этом в силу подпункта 11 пункта 2 статья 39.6 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, предоставляются в аренду без проведения торгов.
В случае, если осуществлен кадастровый учет земельного участка, предоставление такого участка без проведения торгов в соответствии с положениями статьи 39.14 Земельного кодекса осуществляется в следующем порядке:
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктами 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно которому при обращении с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 Земельного кодекса заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы:
документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Данные документы были представлены в администрацию.
Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный Закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса.
Тем самым, пунктом 2 статьи 3 Вводного закона предусмотрена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012.
Из данного пункта статьи 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление.
При этом установленная им дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
Более того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
Данная статья названного Кодекса подлежит применению с 01.01.2013.
Из этого следует, что после 01.07.2012, лица, владеющие правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, по-прежнему, вправе требовать переоформления такого права (в противном случае введение с 01.01.2013 административной ответственности за не переоформление этого права не имело бы смысла, поскольку привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности, которую нельзя по закону исполнить, не допустимо).
Аналогичный вывод сделан Десятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 15.07.2014 по делу N А41-1999/14 и подтвержден Арбитражным судом Московского округа в постановлении от 02.10.2014 по тому же делу, а также Верховным Судом Российской Федерации в определении от 06.05.2015 N 305-КГ14-7532, также принятом по данному делу.
Обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении обществу земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, общество имело право получить от администрации основанное на законе решение по его заявлению.
Статьей 39.16 Земельного кодекса предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае в качестве основания для отказа в предоставлении обществу земельного участка в аренду администрация сослалась на пересечение границ испрашиваемого обществом земельного участка с землями лесного фонда.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса.
В соответствии со статьями 67, 68 Лесного кодекса, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии"".
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статей 4.2 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
В рассматриваемом случае администрацией не представлены доказательства включения испрашиваемого земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, в частности не представлены материалы лесоустроительного дела, сформированного в соответствии с Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310, действовавший до 07.06.2012, и предусмотренным действующим с 08.06.2012 по настоящее время Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139.
Положением о колхозных лесах, утвержденным Постановлением СовМина СССР от 04.03.1968 N 144, установлено, что колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что по состоянию на 1992 год испрашиваемый земельный участок, указанный комитетом, в соответствии с частью 1 статьи 25 Лесного кодекса РСФСР, был учтен в земельно-учетных документах как колхозные леса и относился к землям лесного фонда или перевода спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в установленном законом порядке.
Ссылка комитета на справку без номера и без даты (л.д. 32) в качестве документа, подтверждающего наложение границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, не принимается, поскольку такой документ сам по себе не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего подобное обстоятельство.
Данная справка, как следует из ее содержания, основывается на сведениях Региональной геоинформационной системы Московской области (далее - РГИС Московской области).
Данная система создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом данным постановлением дано указание Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Сведения в данную программу вносились на основании данных, предоставляемых комитетом.
Тем самым, сведения РГИС Московской области сами по себе не являются надлежащим доказательством соотношения границ земельных участков с землями лесного фонда.
Надлежащими доказательствами могли бы выступать документы, на основании которых в РГИС Московской области были внесены сведения о границах земельных участков, земель лесного фонда. К таким доказательствам относятся планшеты лесоустройства и другие документы лесоустройства. Поэтому сами по себе указанная программа, РГИС Московской области и распечатки из нее не могут служить доказательствами по делу.
Таксационное описание Можайского района Московской области по состоянию на 01.01.2007 (т. 2 л.д. 33-36) содержит лишь информацию о составе лесов и позволяет разрешить вопрос о соотношении границ лесного фонда Можайского района Московской области с границами испрашиваемого обществом земельного участка.
Свидетельство о регистрации права собственности Российской Федерации от 09.04.2009 на лесные участки Можайского района Московской области (т.2 л.д. 40) также нельзя отнести к указанным доказательствам, поскольку в этом свидетельстве отсутствует информация о границах этих лесных участков.
План лесных участков Можайского района Московской области (т. 2 л.д. 37-39) сам по себе, равно как и каталог координат поворотных точек выделов 8,9,10 квартала Бородинского сельского участкового лесничества, представленный суду первой инстанции по его запросу ФГБУ "Рослесинфорг" Центролеспроекта с письмом от 23.08.2016 (т.2 л.д. 61), не позволяет разрешить упомянутый вопрос без проведения судебной экспертизы. Ходатайств о ее проведении ни администрацией, ни комитетом не заявлялось.
Кроме того, как обоснованно отмечает общество, на указанном Плане лесных участков Можайского района Московской области отсутствует информация о составившем его специалисте, отсутствует отметка о его утверждении, подписи, оттиски штампов. При таких обстоятельствах данный План лесных участков Можайского района Московской области представляет собой попросту распечатки, которые не могут рассматриваться в качестве доказательств по делу.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в ГКН участков лесного фонда на территории соответствующего кадастрового района, не представлено; в ГКН не содержатся сведения о границах земельных участков лесного фонда в месте расположения испрашиваемого обществом земельного участка (д. Мотягино Можайского района Московской области).
Не представлено также доказательств, что была изменена категория земельного участка, а именно произведен перевод спорной земельной территории из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда с соблюдением действующего законодательства (часть 3 статьи 4, статьи, 106 Лесного кодекса РСФСР, статья 47 Земельного кодекса РСФСР).
Каких либо сведений в ГКН о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050330:266 расположен на землях лесного фонда не имеется. Между тем, как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса, земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории. Доказательств перевода земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и пр., в земли лесного фонда в материалы дела не предоставлено. Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11.
В данном случае испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет и при его постановке не выявлено каких-либо данных о пересечении границ с другими земельными участками, в том числе участками лесного фонда, поставленными на кадастровый учет ранее, что дополнительно подтверждается представленным обществом в материалы дела заключением кадастрового инженера Вишняковой А.И. от 22.07.2016.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В рассматриваемом дела ни администрация, ни комитет не доказали то обстоятельство, которое положено в основу оспариваемого отказа в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка, а именно: наложение границ данного участка на земли лесного фонда.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, упомянутое заключение кадастрового инженера, а также документы, имеющиеся в материалах дела, апелляционный суд не находит оснований, которые могли бы исключать названное заключение из числа доказательств по делу, а также не усматривает оснований для вывода о том, что спорный земельный участок, его части накладываются на земли лесного фонда: в дело не представлены надлежащие доказательства, которые могли бы свидетельствовать об этом.
При таких обстоятельствах отклоняется и довод комитета о том, что при формировании этого земельного участка не согласовывались с Росимуществом: оснований для утверждения о том, что он граничит с землями Российской Федерации, в том числе землями лесного фонда не имеется.
Ссылка администрации в оспариваемом отказе на решение Градостроительного совета Московской области от 01.03.2016 об отсутствии основания для предоставления земельного участка обществу в аренду также отклоняется как несостоятельная.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Принимаемые Правительством Московской области или уполномоченными им центральными исполнительными органами государственной власти Московской области являются предварительными.
При этом одно лишь принятие либо не принятие таких решений не должно влечь каких-либо правовых последствий для заявителя в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса, Лесного кодекса и других федеральных законов), в связи с чем отказ в согласовании предоставления обществу испрашиваемого земельного участка сам по себе (без учета приведенной в нем мотивировки) не мог служить основанием для отказа администрации в предоставлении общества данного земельного участка (сходные выводы содержаться в постановлениях Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 по делу N А41-27802/2015, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А41-38134/15, от 03.02.2016 по делу N А41-65898/15 и др.).
При этом апелляционный суд также принимает во внимание, что решения таких органов исполнительной власти Московской области, реализующих публично-властные полномочия, не должны быть произвольными и противоречащими закону.
Упомянутый Закон Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ не дает права министерству, межведомственной комиссии, администрации нарушать земельное законодательство, а призван лишь обеспечить внутренне взаимодействие между органами исполнительной власти Московской области и органами местного самоуправления Московской области по вопросам предоставления заинтересованным лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Что касается вопроса о законности решения Градостроительного совета Московской области от 01.03.2016, то оно мотивировано пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050405:376 с границами земель лесного фонда, что, однако, не подтверждено ссылками на надлежащие доказательства.
Такие доказательства не представлены и в материалы судебного дела.
Тем самым указанный вывод Градостроительного совета Московской области нельзя признать законным.
Поэтому администрация в обоснование оспариваемого отказа неправомерно сослалась на упомянутое решение Градостроительного совета Московской области об отказе в согласовании в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является правильным.
Оснований для его отмены из доводов администрации, комитета, материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2016 по делу N А41-34560/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Можайского муниципального района Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34560/2016
Истец: ООО "Поречье"
Ответчик: Администрация Можайского муниципального района Московской области
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Можайского муниципального района Московской области