Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2017 г. N Ф01-5868/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
28 октября 2016 г. |
Дело N А31-5404/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Цымбал О.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.07.2016 по делу N А31-5404/2016, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная Компания"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АгроПромышленная Компания" (далее - заявитель, ООО "АПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (далее - ТУ Росимущества в Костромской области, Территориальное управление) о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления Общества от 09.03.2016 о разделе земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:574, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, Бакшеевское с/и, д.Василево, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 2339 274 кв.м, обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу утвердить схему расположения земельного участка с условным номером 44:07:000000:574:ЗУ1 на кадастровом плане территории и принять решение об образовании земельного участка общей площадью 125691 кв.м, с координатами точек границ земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:574.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 29.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ТУ Росимущества в Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению ответчика, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В частности, в жалобе приведены доводы о том, что суд не принял во внимание отсутствие у ТУ Росимущества в Костромской области полномочий на самостоятельное принятие решений об образовании земельных участков площадью более десяти гектар; Территориальным управлением предпринимались действия по заявлению ООО "АПК" о разделе земельного участка, что свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия.
ООО "АПК" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество считает, что критерием бездействия в данном случае выступает именно отсутствие окончательного решения по заявлению ООО "АПК", действия ТУ Росимущества в Костромской области по рассмотрению заявления от 09.03.2016 носят промежуточный характер и не свидетельствуют о рассмотрении заявления о разделе земельных участков в установленный срок.
Подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Росимущество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Общество является собственником 15 нежилых строений, входящих в состав производственного телочного комплекса, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области 08.02.2013.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 44:07:000000:574, местонахождение: Костромская область, Костромской район, Бакшеевское с/п, д.Василево, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 2339274 кв.м, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области 15.08.2013.
Указанный земельный участок используются ООО "АПК" на безвозмездной основе.
В целях формирования земельных участков, необходимых для эксплуатации вышеуказанных объектов недвижимости, Общество 10.03.2016 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением об образовании соответствующих земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:574, приложив, в том числе, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (письмо от 09.03.2016 N 6).
Так как по состоянию на 18.05.2016 решение о разделе земельного участка не было принято и в адрес Общества не поступало каких-либо дополнительных сведений от ТУ Росимущества или Росимущества по заявлению от 09.03.2016, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с требованием о признании незаконным бездействия.
Письмом от 07.06.2016 N 2738 Территориальное управление сообщило Обществу о направлении пакета документов для принятия решения о разделе земельных участков в адрес Росимущества (сопроводительное письмо от 07.06.2016 N 2726).
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 11.2-11.4, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Росимуществе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) федеральное агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности. На основании пункта 4 указанного Положения федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии пунктом 4.2.25 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (утверждено Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374) решение об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар, территориальный орган принимает по поручению федерального агентства.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области является территориальным органом Росимущества, который осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Костромской области.
С учетом системного толкования приведенных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно ТУ Росимущества в Костромской области наделено полномочиями собственников земельных участков, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ и правом на принятие решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этих участков.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что, к заявлению Общества, поданному в ТУ Росимущества 09.03.2016, была приложена, в том числе, схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Данные документы 07.06.2016 (после обращения ООО "АПК" в арбитражный суд с рассматриваемым требованием) направлены Территориальным управлением в Росимущество для принятия решения о разделе земельного участка и им получены. На момент обращения Общества в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемым по настоящему делу заявлением от 13.05.2016 решение об утверждении схемы расположения земельного участка, о разделе (об отказе в разделе) земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:574 не было принято в течение 2 месяцев, что свидетельствует о допущенном ответчиками незаконном бездействии.
В силу части 7 статьи 11.4 ЗК РФ ТУ Росимущества должно было принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка или решение об отказе в утверждении схемы в течение 1 месяца со дня подачи Обществом соответствующего заявления, то есть не позднее 09.04.2016.
Апелляционный суд полагает, что направление в Росимущество заявления Общества о разделе земельного участка не освобождает Территориальное Управление Росимущества от возложенной на него законом обязанности по принятию решения по заявлению Общества в установленные сроки. При этом организационные особенности процедуры принятия решения, предусматривающие направление Росимуществом соответствующего поручения, не свидетельствуют о законности допущенного Территориальным управлением бездействия. Необходимость соблюдения внутриведомственных процедур между Росимуществом и его Территориальным управлением не может служить основанием для бездействия и несоблюдения требований закона, в данном случае части 7 статьи 11.4 ЗК РФ в части срока рассмотрения соответствующего заявления.
В силу пункта 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку Обществом представлены все необходимые для принятия решения об образовании земельного участка (иного Территориальным управлением в нарушение положений ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано), и ответчиком каких-либо объективных причин, препятствующих принятию решения о разделе земельного участка, не приведено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие ответчика не соответствует положениям статей 11.3, 11.4 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя как пользователя земельных участков, расположенных под принадлежащими ООО "АПК" на праве собственности объектами недвижимости. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы ТУ Росимущества в Костромской области о неправильном применении Арбитражным судом Костромской области норм материального права, подлежат отклонению, поскольку ошибочные ссылки суда первой инстанции на утратившие силу положения Земельного кодекса Российской Федерации не привели к принятию неправильного судебного акта.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе указание на возлагаемую на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В этой связи возложение арбитражным судом первой инстанции в резолютивной части решения по данному делу на ТУ Росимущества обязанности утвердить схему земельного участка с условным номером 44:07:000000:574:ЗУ1 и принять решение об образовании испрашиваемых земельных участков соответствует положениям части 4 статьи 201 АПК РФ и не противоречит статье 170 АПК РФ.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана правильная оценка, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Костромской области от 29.07.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Костромской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.07.2016 по делу N А31-5404/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5404/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2017 г. N Ф01-5868/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АгроПромышленная Компания"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Костромской области
Третье лицо: ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Костромской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом