Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2016 г. N 11АП-14040/16
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18039/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А72-7420/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Барановская А.А. доверенность от 18.02.2016 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "Кавикорм Инжиниринг" - Галеева Э.Д. доверенность от 31.05.2016 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "Растительные белки" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.08.2016 года по делу N А72-7420/2016 (судья Чудинова В.А.),
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454), г. Москва,
к обществу с ограниченной ответственностью "Кавикорм Инжиниринг" (ОГРН 1127746019477, ИНН 7723825285), Ульяновская область, Мелекесский р-н,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Растительные белки", Ульяновская область, Мелекесский р-н, с. Лебяжье,
о взыскании гранта 20 000 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кавикорм Инжиниринг" (далее - ответчик, Общество) о взыскании гранта в размере 20 000 000 руб. (том 1 л.д. 4-6).
Определением суда от 20.07.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Растительные белки".
Решением суда первой инстанции от 18.08.2016 года исковые требования оставлены без удовлетворения (том 2 л.д. 145-148).
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из отсутствия надлежащих доказательств нецелевого, несвоевременного использования полученного Обществом гранта и наличия условий для его возврата.
Истец, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование поданной апелляционной жалобы истец указал на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Подробно доводы истца изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (вх. от 17.10.2016 г.).
Отчет об использовании средств гранта в указанных суммах с приложением документов, подтверждающих расходование денежных средств в указанных в них размерах Министерством не оспорен, возражения относительно полноты и достоверности указанных в них сведений заявлены не были.
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование на иные цели, не соответствующие заранее определенным.
Ответчиком представлены документы, подтверждающие направление средств гранта на деятельность, оговоренную Соглашением от 01.12.2015 г.
Истцом же, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, не представлено допустимых доказательств нецелевого использования денежных средств, представления ответчиком заведомо ложных сведений.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за ис-ключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуаль-ным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения не-дополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме ав-томобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном зако-ном субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и при-нимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполни-тельного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных пра-вовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Общество с ограниченной ответственностью "Кавикорм Инжиниринг" в октябре 2015 года, с целью привлечения дополнительных средств на разработку, модернизацию, создание и развитие "единой технологии" по Проекту "Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности", подало заявку на участие в отборе инновационных проектов по направлению "Инновационные проекты по развитию технологий кормопроизводства в области животноводства, пищеводства, аквакультуры".
По результатам отбора инновационных проектов комиссией Министерства сельского хозяйства Российской Федерации было принято решение о предоставлении целевого гранта ООО "Кавикорм Инжиниринг" в размере 20 000 000 руб.
Между сторонами было заключено Соглашение от 01.12.2015 г. N 1819/13-С, согласно которому Министерство предоставляет из федерального бюджета грант на реализацию перспективного инновационного проекта в агропромышленном комплексе "Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности" в размере 20 000 000 руб. за счет средств, предусмотренных Министерству в соответствии с Федеральным законом по коду главы 082 разделу 0405 2556736 810 функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в пределах, установленных пунктами 4 и 9 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета за реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2015 г. N 678, а исполнитель проекта обязуется обеспечить использование гранта по целевому назначению и вести работы в соответствии с Планом - графиком реализации инновационного проекта, согласно приложению N 1 к настоящему соглашению.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 Министерство обеспечивает перечисление средств на расчетный счет исполнителя инновационного проекта в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении гранта. Проводит ежегодную оценку эффективности осуществления исполнителем инновационного проекта затрат, источником финансового обеспечения которых является грант, исходя из степени достижения критериев результативности реализации инновационного проекта, установленных приложением N 2 к настоящему соглашению. Осуществляет проверки соблюдения исполнителем инновационного проекта порядка и условий предоставления гранта.
Министерство платежным поручением от 15.12.2015 г. N 529193 перечислило ответчику 20 000 000 руб.
Согласно пункту 2.2.7 соглашения ответчик обеспечивает целевое использование перечисленного Министерством гранта путем его направления на финансовое обеспечение следующих затрат: расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых в реализации инновационного проекта (пункт 2.2.7.1); материальные расходы, непосредственно связанные с реализацией инновационного проекта (пункт 2.2.7.2); расходы на приобретение специального оборудования для непосредственной реализации инновационного проекта (пункт 2.2.7.3); расходы на исследования и разработки, выполняемые организациями-соисполнителями в рамках реализации инновационного проекта (пункт 2.2.7.4).
Исполнитель инновационного проекта обеспечивает эффективное использование перечисленного Министерством гранта в соответствии со следующими значениями показателей реализации инновационного проекта:
- достижение объема инвестиций в разработку и освоение новых технологий в текущем финансовом году в размере 20 000 000 руб.;
- достижение объема инвестиций в опытное, опытно-технологическое и (или) опытно-промышленное производство в текущем финансовом году в размере 13 500 000 руб.
Обеспечивает в течение трех лет после окончания выполнения инновационного проекта производство продукции или предоставление услуги в объеме не менее двукратного превышения объема бюджетных затрат на реализацию инновационного проекта (пункты 2.2.8, 2.2.9 соглашения).
Согласно пунктам 4.1, 4.2 соглашения срок реализации инновационного проекта с 01.12.2015 г. по 30.12.2015 г.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).
Согласно пункту 5.2 соглашения в случае не достижения исполнителем инновационного проекта показателей результативности предоставления гранта исполнитель инновационного проекта обеспечивает возврат субсидии в федеральный бюджет в размере не менее 50 % от суммы гранта.
Неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток гранта подлежит возврату в федеральный бюджет исполнителем инновационного проекта.
В случае если неиспользованный остаток гранта не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункты 6.1, 6.2 соглашения).
Постановлением Правительства РФ от 07.07.2015 г. N 678 утверждены Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 3 Правил гранты предоставляются исполнителям перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе при соблюдении следующих условий:
а) соответствие тематики инновационного проекта приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса, а также критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
в) представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявки на получение гранта, представленной по форме и в сроки, которые установлены Министерством, содержащей в том числе сведения о государственной регистрации права собственности на производственные помещения, использование которых предусматривается при реализации инновационного проекта, либо о договоре аренды таких производственных помещений; технико-экономического обоснования затрат на реализацию инновационного проекта; соглашения между исполнителем инновационного проекта и инвестором софинансирования инновационного проекта о софинансировании инновационного проекта и дальнейшей коммерциализации его результатов, которое подтверждает заинтересованность инвестора софинансирования инновационного проекта в использовании разрабатываемых продукции, технологий или услуг и организации их промышленного производства;
г) соглашение, указанное в подпункте "в" настоящего пункта, предусматривает финансовые и материальные обязательства инвестора софинансирования инновационного проекта по обеспечению выполнения инновационного проекта на весь срок его реализации;
д) обладание правами на технологическую или конструкторскую документацию в объеме, необходимом для реализации инновационного проекта;
е) потребителями результатов инновационных проектов являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
В пункте 10 Правил указаны основания для мотивированного отказа в рассмотрении документов на предоставление гранта, а именно: несоблюдение условий, указанных в пункте 3 настоящих Правил; недостоверность представленных сведений; превышение размера гранта над лимитами бюджетных обязательств, предусмотренными на указанные цели.
В случае нарушения исполнителем инновационного проекта порядка и условий предоставления грантов, установленных настоящими Правилами, к исполнителю инновационного проекта применяются меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, и соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в установленном порядке (пункт 14 Правил).
В обоснование заявленных требований, истец указал на нарушение ответчиком условий предоставления гранта, поскольку ответчик использовал средства гранта не по целевому назначению, поскольку по договору купли-продажи N 1 от 21.12.2015 г. ответчик приобрел имущество, неподлежащее оплате за счет средств гранта.
Условия предоставления гранта содержатся в пункте 3 указанных выше Правил предоставления грантов.
При этом не соблюдение заявителем указанных условий является основанием для отказа в предоставлении гранта (пункт 10 Правил), а не возврата гранта.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 09.09.2015 г. между ответчиком и ООО "Растительные белки" был заключен Договор простого товарищества, согласно условиям которого участники простого товарищества обязуются соединить свои вклады, имущество, иные материальные и нематериальные ресурсы, деловую репутацию и деловые связи для совместной деятельности по модернизации существующей технологической линии и оборудования с целью производства полнорационных кормов для свиней, птицы и рыбы; разработке инновационной технологии универсального производства белкововитаминных добавок из таких отходов пищевых производств, как пивная дробина и пивные дрожжи, послеспиртовая барда, подсолнечный шрот и жмых, рапсовый шрот и жмых, шроты и жмыхи других масличных культур, свекловичный жом, отруби зерновых, боенские отходы и отходы рыбопереработки; разработке технологического регламента по применению в кормопроизводстве широко гаммы просроченных продуктов питания.
В соответствии с пунктом 1.2.2 указанного договора вкладом ООО "Растительные белки" является:
- аренда производственного комплекса, принадлежащего ООО "Кавикорм" в с. Лебяжье, Мелекесского района, Ульяновской области с целью выкупа материальных и нематериальных активов в 2015 году (до декабря) на планируемых торгах;
- проведение ремонтных работ, затрат по запуску и эксплуатации арендуемого производства.
ООО "Растительные белки" заключило с ответчиком договор аренды земельного участка, объектов недвижимого имущества, систем обеспечения здания, сетей, коммуникаций и технологического оборудования.
В целях продолжения сотрудничества сторон, реализации перспективных инновационных проектов участие в торгах приняло ООО "Кавикорм Инжиниринг", по результатам которых заключен договор купли-продажи N 1 от 21.12.2015 г.
Согласно пункту 1.1 указанного договора ответчик приобрел здание зернотока, земельный участок, оборудование, товарно-материальные ценности, сети, инфраструктуру, нематериальные активы, указанные в Приложении N 1 к договору (машины, водопроводы, канализации, котельную, газоснабжение, исключительные права на секрет производства (ноу-хау), патенты на изобретение, на полезную модель, товарный знак, прочее).
Ответчик представил фотоматериалы размещения на производственных площадях смонтированного оборудования технологии "Cavikorm".
При этом доказательств того, что указанное имущество ответчиком приобретено и используется не в целях, связанных с реализацией инновационного проекта "Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности", материалы дела не содержат.
Исходя из пояснений ответчика, часть имущества, приобретенная ответчиком с открытых торгов на сумму 6 022 763 руб., вошла в статью расходов согласно п. 1.2 Приложения N 1 к Соглашению "План-график реализации инновационного проекта "Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности" - "Оплата части оборудования технологической линии".
Средства в размере 7 305 337 руб. были направлены согласно п. 2.2.7.2 Соглашения на "Материальные расходы, непосредственно связанные с реализацией инновационного проекта" с целью создания "единой технологии", в которые входят: земельный участок (под производственной площадкой), здания и коммуникации, запасные части и ремонтные комплекты для оборудования технологической линии и производства в целом, расходные материалы, мебель на производстве и т.д., а так же изобретения (ноу-хау, патенты), полезные модели промышленные образцы (отдельного оборудования), программы для ЭВМ, зарегистрированный товарный знак, рекламные и презентационные ролики по технологии и др.
Ответчиком поданы заявки на патенты: изобретение "Способ приготовления белковых кормовых смесей", "Кормовая смесь на основе послеспиртовой барды"; договор простого товарищества от 09.09.2015 г., заключенный между ответчиком и ООО "Растительные белки", не расторгнут.
Доказательств того, что ответчиком были представлены недостоверные сведения при получении гранта, материалы дела не содержат.
Истец доказательств того, что ответчиком грант использован на иные цели, а не на затраты, связанные с реализацией инновационного проекта в агропромышленном комплексе, в материалы дела не представил, также как и образования остатков гранта, не использованных в отчетном финансовом году.
При указанных обстоятельствах, суд, с учетом отсутствия надлежащих доказательств нецелевого, несвоевременного использования полученного Обществом гранта, обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия признает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Министерства сельского хозяйства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.08.2016 года по делу N А72-7420/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7420/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18039/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "КАВИКОРМ ИНЖИНИРИНГ"
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2017 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10850/16
02.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18039/17
31.10.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14040/16
18.08.2016 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7420/16
20.07.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10850/16