Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2017 г. N Ф09-251/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А76-11732/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметовой Р.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тюменьэнерго" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.09.2016 по делу N А76-11732/2016 (судья Калинина Т.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" - Наконечный Д.В. (доверенность N 20908 от 21.04.2016);
открытого акционерного общества "Фортум" - Попова Е.С. (доверенность от 05.09.2016), Шумилов А.С. (доверенность от 11.10.2016), Титов Е.Н. (доверенность от 11.10.2016).
Акционерное общество "Тюменьэнерго" (далее - АО "Тюменьэнерго", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Фортум" (далее - ОАО "Фортум", ответчик) о взыскании 37 603 947 руб. неосновательного обогащения в виде перечисленной предварительной оплаты по договору об осуществлении технологического присоединения от 26.11.2010 N 22/60-10.
ОАО "Фортум" обратилось с встречным иском о взыскании 40 575 772, 30 руб. основного долга по договору об осуществлении технологического присоединения от 26.11.2010 N 22/60-10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Тюменской области Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры Ямало-Ненецкого Автономного округа (далее - РЭК Тюменской области ХМАО-Югра ЯНАО, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.09.2016 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен; распределены судебные расходы (т. 4, л.д. 133-139).
В апелляционной жалобе АО "Тюменьэнерго" просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска и об отказе в удовлетворении встречного.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что ответчиком не доказан факт исполнения договора от 26.11.2010 N 22/60-10, поскольку акт о технологическом присоединении со стороны АО "Тюменьэнерго" не подписан. Размер платы по договору об осуществлении технологического присоединения уполномоченным органом исполнительной власти государственного регулирования тарифов не установлен, в связи с чем договор является незаключенным. Вывод суда о том, что основанием для сооружения ЛЭП-110 кВ Тюменская ТЭЦ-2 - Ожогино 1,2 цепь является инвестиционная программа АО "Тюменьэнерго" на 2012-2017 годы, является ошибочным.
ОАО "Фортум" в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии судебного акта, в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В ходе судебного заседания представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представители ответчика просили решение оставить в силе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что письмом N ДО-2401 от 27.04.2010 АО "Тюменьэнерго" направило ОАО "Фортум" заявку на технологическое присоединение вновь сооружаемых ЛЭП-110 кВ Тюменская ТЭЦ-2 - Ожогино 1,2 цепь к ОРУ-110 кВ Тюменской ТЭЦ-2 (т.1, л.д. 74-77; т.3, л.д.13-16).
Основанием для сооружения указанной ЛЭП является инвестиционная программа сроком начала строительства в 2008 году, что подтверждается инвестиционной программой ОАО "Тюменьэнерго" на 2012-2017 годы и техническим заданием на проектирование ЛЭП ПОкВ ТТЭЦ-2-Ожогино 1,2 (т.3, л.д. 17-37).
При формировании технических условий на технологическое присоединение ОАО "Фортум" установило необходимость завершения работ на ТТЭЦ-2 в рамках другого инвестиционного проекта ОАО "Тюменьэнерго" по титулу "Надстройка 220 кВ 110/10 кВ Ожогино с переводом ВЛ 110 кВ ТТЭЦ-2-Ожогино на напряжение 220 кВ" до осуществления работ по технологическому присоединению вновь сооружаемых ЛЭП-110 кВ.
Указанный инвестиционный проект являлся частью собственной программы АО "Тюменьэнерго", что подтверждается соглашением о взаимодействии по реализации предприятий от 2006 года, техническим заданием на выполнение рабочего проекта "Надстройка 220 кВ 110/10кВ Ожогино с переводом ВЛ 110 кВ ТТЭЦ-2-Ожогино на напряжение 220 кВ" (т.3, л.д. 38-53).
26.11.2010 между ОАО "Фортум" (исполнитель) и ОАО "Тюменьэнерго" (заявитель) подписан договор об осуществлении технологического присоединения N 22/60-10 с протоколом разногласий, по условиям которого исполнитель обязался выполнить мероприятия по технологическому присоединению к своей электрической сети, а именно к ОРУ-110 кВ Тюменской ТЭЦ-2 вновь сооружаемых ЛЭП 110 кВ Тюменская ТЭЦ-2 -Ожогино 1, 2 цепь с отпайками на ПС 110 Широтная, а заявитель обязался оплатить мероприятия по технологическому присоединению согласно условиям договора (т.1, л.д.14-20, 82-84; т.2, л.д. 63-73; т.3, л.д. 60-83).
В случае необходимости заключения договора об осуществлении технологического присоединения между исполнителем и третьими лицами, а также в случае, если при подготовке технических условий, проекта электроснабжения заявитель и (или) исполнитель выявят необходимость строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, исполнитель подготавливает и направляет заявителю для подписания дополнительное соглашение к договору, включающее в себя, скорректированные сроки и скорректированную стоимость осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Предварительный размер платы за выполнение исполнителем мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя определен в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2009 N 201-э/1 и составляет 37 603 947 руб., что включает в себя расходы исполнителя, связанные с подготовкой технических условий, проверкой исполнителем выполнения технических условий заявителем, выполнение исполнителем п. 7.1 технических условий, разработкой проектной документации исполнителем (п. 3.1 договора).
Размер платы за выполнение исполнителем комплекса мероприятий по договору в рамках выполнения технических условий определяется по результатам проведения исполнителем конкурсных процедур на основании выполненной проектно-сметной документации, заключения договоров подряда.
В случаях, предусмотренных п. 2.1.3 договора, стоимость мероприятий по технологическому присоединению и порядок расчетов определяются в соответствии с условиями дополнительного соглашения. Стороны согласовывают указанный размер платы путем подписания дополнительного соглашения к договору. Заявитель обязан подписать и возвратить дополнительное соглашение в течение 15 рабочих дней с момента его получения от исполнителя, либо составить мотивированный отказ (п. 3.2 договора).
Исполнитель не позднее 15 рабочих со дня подписания сторонами дополнительного соглашения, указанного в п. 3.2 договора, обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулировании тарифов с заявкой на установление или утверждение платы за технологическое присоединение энергетических установок заявителя (п. 3.3 договора).
В случае если уполномоченный орган в области регулирования тарифов установит или утвердит размер платы за технологическое присоединение, отличный от указанного в п. 3.2 договора, сторонами заключается дополнительное соглашение к договору, изменяющее раздел 3 договора в соответствии с решением уполномоченного органа (п. 3.4 договора).
К договору представлены дополнительные соглашения N N 1, 3 и технические условия на технологическое присоединение (т.1, л.д. 22-23, 85-86; т.2, л.д. 78-81; т.3, л.д. 54-59, 82-83).
Истец по платежному поручению N 2597 от 25.02.2011 произвел предварительную оплату технологического присоединения по договору в размере 37 603 947 руб. (т.1, л.д. 40, 87).
Письмом N ПД-5640 от 15.09.2014 АО "Тюменьэнерго" обратилось к ОАО "Фортум" за корректировкой технических условий на технологическое присоединение, которая произведена путем подписания дополнительного соглашения N 3 к договору (т.1, л.д. 20-21; т.3, л.д. 84).
Предусмотренные договором мероприятия выполнены в полном объеме, что подтверждается актами о выполнении технических условий на технологическое присоединение от 19.12.2014, 02.11.2015, актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 14.10.2015, актом сдачи-приемки услуг по договору на сумму 78 179 719, 30 руб. (т.1, л.д. 88-101; т.2, л.д. 87-88; т.3, л.д. 85-94).
АО "Тюменьэнерго" получены разрешения технадзора на допуск в эксплуатацию электроустановки N Р-451/5711 от 27.08.2014, что явилось основанием для ввода в работу ЛЭП 110 кВ ТТЭЦ-Ожогино 1,2 в 2015 году (т.1, л.д. 102-103; т.3, л.д. 95-96).
На основании заявки N ПА-00-033/9366 от 01.08.2014 между истцом и ответчиком также заключен договор об осуществлении технологического присоединения N Т13/14/0062-ДТП от 02.02.2015 с протоколом согласований, предметом которого является технологического присоединения по причине увеличение мощности ПГУ-2 Тюменской ТЭЦ-1 (т.1, л.д. 25-30).
К договору представлены технические условия на технологическое присоединение с приложением (т.1, л.д. 31-34).
ОАО "Фортум" обратилось в РЭК Тюменской области ХМАО-Югра ЯНАО с заявлением N ПА-00-033/11015 от 19.08.2015 об установлении платы за технологическое присоединение (т.1, л.д. 38; т.3, л.д. 97-98).
Письмом N 22/1728 от 08.10.2015 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие полномочий для утверждения платы за технологическое присоединение (т.1, л.д. 37, 107; т.3, л.д. 99).
Рассмотрев обращение ОАО "Фортум" о правомерности отказа РЭК Тюменской области ХМАО-Югра ЯНАО в установлении платы за технологическое присоединение, Федеральная антимонопольная служба в письме N 76688/15 от 30.12.2015 сообщила, что плата за технологическое соединение к генерирующим источникам не подлежит государственному регулированию (т.1, л.д. 108; т.3, л.д.100).
В целях согласования размера платы за технологическое соединение, ОАО "Фортум" с письмом N ПД-440 от 25.01.2016 направило в АО "Тюменьэнерго" проект дополнительного соглашения N 2 к договору, которое последним не подписано (т.1, л.д. 35; т.3, л.д.101).
ОАО "Фортум" письмом N ПА-00-033/1370 от 15.02.2016 направило истцу дополнительное соглашение N 4 с указанием размера платы за технологическое присоединение по результатам заключения договоров подряда на сумму 40 575 772, 30 руб., которое последним также не подписано (т.1, л.д. 36, 105-106; т.3, л.д. 102-103).
Письмами от 13.04.2016 N N ПА-00-033/3441, ПА-00-033/3442 ОАО "Фортум" направлены акт об осуществлении технологического присоединения, а также претензия об оплате услуг по договору за технологическое присоединение на сумму 40 575 772, 30 руб. (т.1, л.д. 109-154; т. 2, л.д. 1-86).
Неисполнение ОАО "Фортум" обязанности по возвращению предварительной оплаты, а АО "Тюменьэнерго" - договорного обязательства по оплате услуг технологического присоединения послужило самостоятельными основаниями для их обращения в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречного, арбитражный суд правомерно пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Под сетевыми организациями в силу п. 1 Правил от 27.12.2004 N 861 понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Для признания организации сетевой необходимо соблюдение двух условий: организация должна владеть объектами электросетевого хозяйства; с использованием указанных объектов организация должна оказывать услуги по передаче электрической энергии и осуществлять в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей.
Следовательно, ответчик не является сетевой организацией, в связи с чем заключение договора на технологическое присоединение к своим объектам для ОАО "Фортум" не является обязательным.
В п. 23.1 Закона об электроэнергетике установлен исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию в электроэнергетике, который не подлежит расширительному толкованию и в котором отсутствует указание об установлении платы за технологическое присоединение электрических сетей к распределительным устройствам электростанции.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, последовательно выраженной в постановлениях от 18.05.2010 N 1404/10 и от 08.02.2011 N 13970/10, от 05.02.2013 N 12444/12 требования к существенным условиям договоров устанавливаются законодателем с целью недопущения неопределенности в правоотношениях сторон и для предупреждения разногласий относительно исполнения договора. Однако если одна сторона договора совершает действия по исполнению договора, а другая сторона принимает их без каких-либо возражений, то неопределенность в отношении содержания договоренностей сторон отсутствует.
Поскольку в законе или иных правовых актах не закреплена норма о необходимости определения в договоре технологического присоединения к объектам электростанции платы за технологическое присоединение, а в разделе 1 договора от 26.11.2010 N 22/60-10 сторонами согласован его предмет, то основания для признания незаключенным указанного договора у суда первой инстанции отсутствовали.
Положениями п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Таким образом, иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны: факт получения имущества ответчиком, отсутствие для этого должного основания, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца. Недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Обязательства по договору от 26.11.2010 N 22/60-10 ОАО "Фортум" исполнены в полном объеме, что подтверждается актами о выполнении технических условий на технологическое присоединение от 19.12.2014, 02.11.2015, актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 14.10.2015, актом сдачи-приемки услуг по договору на сумму 78 179 719, 30 руб. (т.1, л.д. 88-101; т.2, л.д. 87-88; т.3, л.д. 85-94).
По платежному поручению от 25.02.2011 N 2597 на сумму 37 603 947 руб. (т. 1, л.д. 40, 87) истец перечислил ответчику предварительную оплату за определенное договором обязательство - услуга технологического присоединения, в связи с чем неосновательное обогащение на стороне ответчика отсутствует.
Учитывая изложенное, а также отсутствие доказательств оплаты заявленной ко взысканию задолженности, суд первой инстанции правомерно взыскал с АО "Тюменьэнерго" 40 575 772, 30 руб. (78 179 719, 30 руб. - 37 603 947 руб.) задолженности (т. 1, л.д. 117).
Довод подателя жалобы о том, что ответчиком не доказан факт исполнения договора от 26.11.2010 N 22/60-10, поскольку акт о технологическом присоединении со стороны АО "Тюменьэнерго" не подписан, подлежит отклонению в силу следующего.
ОАО "Фортум" письмом от 13.04.2016 N ПА-00-033/3441 направило в адрес истца акт об осуществлении технологического присоединения. Также в адрес ОАО "Тюменьэнерго" был направлен для подписания акт сдачи-приемки оказанных услуг.
Согласно п. 2.3.10 договора исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения от исполнителя акта об осуществлении технологического присоединения, акта сдачи-приемки услуг подписать их и направить исполнителю. Если исполнитель не получит от заявителя подписанный акт сдачи-приемки услуг в течение 30 дней со дня его направления заявителю, услуги по договору считаются оказанными и подлежат оплате по цене, определнной договором.
В нарушение п. 2.3.10 договора истец не возвратил подписанные со своей стороны акты, мотивированный отказ от их подписания также не представил.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению считаются ответчиком выполненными.
Довод подателя жалобы о том, что наличие в инвестиционной программе ОАО "Тюменьэнерго" на 2012-2017 годы мероприятий по сооружению ЛЭП-110 кВ Тюменская ТЭЦ-2 - Ожогино 1,2 цепь не подтверждает заинтересованность АО "Тюменьэнерго" в выполнении мероприятий по договору, а обусловлено необходимостью выполнения данных мероприятий для осуществления технологического присоединения объектов ОАО "Фортум" в рамках договоров от 20.08.2009 N 22/75-09, от 02.02.2015 N Т13-14/0062-ДТП, является ошибочным.
Перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для осуществления технологического присоединения ПГУ-2 Тюменской ТЭЦ-1 в рамках договора от 20.08.2009 N 22-75-09 был сформирован по инициативе ОАО "Тюменьэнерго" и был принят за основу в виде согласованных с системным оператором технических условиях на технологическое присоединение (ТУ) N ДО-6618 от 02.11.2010.
При этом, в инвестиционной программе указан год начала строительства ЛЭП-110 кВ Тюменьская ТЭЦ-2 - Ожогино 1,2 цепь, а именно 2008 год. Таким образом, необходимость строительства ЛЭП-110 кВ Тюменьская ТЭЦ-2 - Ожогино 1,2 цепь была определена раньше, чем были утверждены ТУ N ДО-6618 от 02.11.2010 и, следовательно, наличие в инвестиционной программе ОАО "Тюменьэнерго" на 2012-2017 годы мероприятий по сооружению ЛЭП-110 кВ Тюменьская ТЭЦ-2 - Ожогино 1,2 цепь со сроком начала строительства в 2008 году не могут быть обусловлены необходимостью выполнения мероприятий по технологическому присоединению ПГУ-2 Тюменской ТЭЦ-1, первые ТУ на которое датированы 02.11.2010.
При таких обстоятельствах решение от 02.09.2016 по приведенным в жалобе доводам отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.09.2016 по делу N А76-11732/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тюменьэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Фотина |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11732/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2017 г. N Ф09-251/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО энергетики и электрификации "Тюменьэнерго"
Ответчик: ОАО "Фортум"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА