Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2017 г. N Ф01-6377/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
28 октября 2016 г. |
Дело N А79-3124/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Новиковой Л.П., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Яблоковой С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семёновой Елены Леонидовны на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.08.2016 по делу N А79-3124/2016, принятое судьёй Афанасьевым А.А., по исковому заявлению казенного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (ИНН 1833035803, ОГРН 1051801769360), 426034, Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Базисная, д.17, к индивидуальному предпринимателю Семёновой Елене Леонидовне (ИНН 212701331197, ОГРН 304212711100123) 429903, Россия, Чувашская Республика, Цивильский район, с. Визикасы, о взыскании 203 879 руб. 00 коп., с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Артемьева Ревы Ивановича, 429900, Россия, Чувашская Республика, Цивильский район, д. Унгасемы,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (далее - КУ "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Семёновой Елене Леонидовне (далее - ИП Семенова Е.Л.) о возмещении 203 879 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам транспортным средством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Артемьев Рева Иванович.
Решением от 17.08.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики взыскал с ИП Семеновой Е.Л. в пользу КУ "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" 203 879 руб. ущерба, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7077 руб. 94 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Семенова Е.Л. обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнением к ней, в которых просит решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств публикации результатов диагностического исследования дорог при введении временных ограничений.
Считает, что расчет ущерба должен производиться согласно значениям, указанным в таблице N 2 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 без учета письма Минтранса России от 28.06.2012 N 02-01/11-1308ик.
Полагает, что у истца отсутствуют полномочия по начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, поскольку маршрут проходил по автомобильным дорогам федерального значения, автомобильным дорогам двух и более субъектов Российской Федерации.
Истец возразил против доводов жалобы, сославшись на соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.04.2013 сотрудниками службы весового контроля выявлено превышение транспортным средством тягач марки МАЗ-544008-060-031, государственный регистрационный номер А 591 ВХ 21, полуприцеп марки МАЗ-975800-013, государственный регистрационный номер АВ 2328 21 следовавшим по маршруту "гр. Пермского края - Кельчино - Воткинск - Кукуи - Аэропорт - Завьялово - Каменное - М/7", установленных ограничений по осевой нагрузке.
Данный факт зафиксирован в акте весового контроля транспортного средства от 16.04.2013 N 142, в соответствии с которым выявлены нарушения в виде превышения осевых нагрузок транспортного средства, в соответствии с которым превышение осевой нагрузки составило: на 2 ось -2,30 т (при допустимой 7 т, фактическая составила 9,34 т), на 3 ось - 1,33 т (при допустимой 5 т, фактическая составила 6,37 т), на 4 ось - 1,71 т (при допустимой 5 т, фактическая составила 6,75 т), на 5 ось - 1,84 т (при допустимой 5 т, фактическая составила 6,88 т).
Истцом исчислен размер причиненного автомобильной дороге ущерба исходя из протяженности пройденного пути 110 км в сумме 203 879 руб. Акт подписан водителем без возражений.
ИП Семеновой Е.Л. направлены копия акта от 16.04.2013 N 142 и письмо с требованием о возмещении в добровольном порядке нанесённого ущерба.
Невозмещение ответчиком суммы ущерба в добровольном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Постановление N 934), и исходил из доказанности причиненного ущерба.
На основании части 1 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Условиями получения специального разрешения являются согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (часть 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 10, пункту 2 части 13 статьи 31 Закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения и определение размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется органом исполнительной власти субъекта в случае, если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, при условии, что маршрут проходит в границах такого субъекта.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 23.05.2011 N 388-Р утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Удмуртской Республики, в число которых входят автомобильные дороги - "Воткинск - Кельчино - граница Пермской области" (идентификационный номер дороги 94 ОП РЗ Р-2, учетный номер (код) дороги Р-2), "(Ижевск - Аэропорт) - Завьялово" (идентификационный номер дороги 94 ОП РЗ 94К-23, учетный номер (код) дороги 94К-23), "Завьялово - Каменное" (идентификационный номер дороги 94 ОП РЗ Р-18, учетный номер (код) дороги Р-18).
Организацию весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Удмуртской Республики, осуществляет казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" на основании Устава казенного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республик", утвержденного распоряжением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 27.08.2014 N 31/01-06.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Данные показатели определения размера платы в счет возмещения вреда, которые рассчитываются применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, отражены в формуле согласно пункту 6 указанных Правил.
В пункте 3 Правил установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального назначения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 составлен расчет размера причиненного вреда, в соответствии с которым данный размер вреда составил 203 879 руб.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.07.1998 N 22-П "По делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14.10.1996 N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее.
Обязательность производить плату за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.
Проверив расчет размера вреда при превышении значений предельно
допустимых осевых нагрузок на соответствие пункту 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, суд счел его соответствующим законодательству.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось с использованием средств измерения - весы автомобильные ВА-15C с заводскими номерами 1718, 1806, которые прошли поверку, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о поверке N 219414, 191495, сроком действия до 17.10.2013 и 06.06.2013 соответственно.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований, указанных в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, которое выдается в порядке, предусмотренным приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258.
Доказательств наличия у ИП Семеновой Е.Л. на момент осуществления перевозки груза специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что при эксплуатации принадлежащего ИП Семеновой Е.Л. транспортного средства были превышены его фактические осевые массы. Размер ущерба истцом определен в сумме 203 879 руб.
Поскольку доказательств погашения задолженности в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было, судом правомерно удовлетворено требование о возмещении ущерба.
Решение является законным, обоснованным, принятым при полном, всестороннем, объективном исследовании доказательств по делу, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям заявителя на иск, были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и они обоснованно отклонены.
Что касается довода жалобы относительно осуществления расчета ущерба по значениям, указанным в таблице N 2 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, без учета письма Минтранса России от 28.06.2012 N 02-01/11-1308 ик, он подлежит отклонению, поскольку в редакции Постановления, действующей на момент совершения правонарушения, размер вреда определялся с учетом названного письма (таблица N 2 Постановления в редакции N 2 от 16.04.2011).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.08.2016 по делу N А79-3124/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семёновой Елены Леонидовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А.Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3124/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2017 г. N Ф01-6377/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
Ответчик: ИП Семенова Елена Леонидовна
Третье лицо: Артемьева Р.И., Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Чувашской Республике, УГИБДД МВД по ЧР