Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
02 ноября 2016 г. |
Дело N А66-5718/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от ответчика Никитиной Е.Б. по доверенности от 16.09.2015 N 240,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Восток-Т" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 августа 2016 года по делу N А66-5718/2016 (судья Пугачев А.А.),
установил:
закрытое акционерное общество "Восток-Т" (ОГРН 1026900519030, ИНН 6903025134; место нахождения: 170033, город Тверь, бульвар Цанова, дом 5, офис 38; далее - общество, ЗАО "Восток-Т") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - администрация) о признании незаконным постановления от 16.05.2016 N 847 "О демонтаже (сносе) неправомерно расположенного нестационарного торгового объекта" (далее - постановление N 847), расположенного по адресу: город Тверь, улица Хромова, у дома 3а, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100180:107, находящемся в государственной собственности до ее разграничения.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 августа 2016 года по делу N А66-5718/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Восток-Т" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы со ссылкой на пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считает действующим договор земельного участка, на котором расположен спорный нестационарный торговый объект (далее - НТО). Указывает также на то, что ответчик документально не подтвердил законных оснований, послуживших исключению нестационарного торгового объекта (далее - НТО) из Схемы размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Твери от 30.04.2015 N 600 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери" (далее - Схема размещения НТО)
Администрация в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ЗАО "Восток-Т" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом Тверской области и обществом 27.02.2009 был заключен договор аренды N 003-з/09-з/08, в соответствии с которым заявителю предоставлена в аренду часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100180:107 площадью 17 кв. м от общей площади земельного участка 1861,3 кв. м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - жилой дом. Участок находится примерно в 18 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: г. Тверь, ул. Хромова, д.3а (том 1, листы 22-24).
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 27.02.2009 по 31.12.2009.
На указанном земельном участке обществом установлен киоск.
Уведомлением от 20.01.20014 N 448-09 (том 1, листы 55-56) Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сообщило ЗАО "Восток-Т" о расторжении указанного договора по истечении трех месяцев с даты получения указанного уведомления.
Сотрудниками Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации 17.03.2016 проведено обследование НТО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100180:107, находящемся в государственной собственности до ее разграничения, по адресу: город Тверь, ул. Хромова, у дома 3а, по результатам которого составлены акт от 17.03.2016 N 12 с приложением документов фотофиксации и заключение комиссии от 25.03.2016 N 23 (том 1, листы 59-61).
При проверке установлено, что владельцем данного НТО является общество, названный объект по вышеуказанному адресу расположен незаконно.
В связи с этим главой администрации города Твери Тимофеевым Ю.В. в соответствии с постановлением администрации от 07.07.2015 N 994 "Об утверждении порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери, и признании утратившими силу отдельных постановлений администрации города Твери" (далее - Порядок демонтажа N 994), заключения комиссии по демонтажу (сносу) неправомерно расположенных нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери от 25.04.2016, акта обследования нестационарного торгового объекта и иного нестационарного объекта, расположенного на территории города Твери, от 17.03.2016 N 12 вынесено постановление от 16.05.2016 N 847 "О демонтаже (сносе) неправомерно расположенного нестационарного торгового объекта".
Названным постановлением обществу, как владельцу объекта, установлено в 7-дневный срок добровольно демонтировать (снести) объект, расположенный по адресу: город Тверь, ул. Хромова, у дома 3а, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100180:107, находящемся в государственной собственности до ее разграничения, и привести место размещения в первоначальное состояние. В случае, если в течение указанного срока, объект не будет демонтирован (снесен) в добровольном порядке, осуществить организацию демонтажа (сноса) объекта.
Не согласившись с постановлением N 847, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Пунктами 15 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты (статья 17 названного Закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Устава города Твери, а также решения Тверской городской Думы от 09.09.2013 N 262 "О Положении о проведении муниципального контроля на территории города Твери" объектом муниципального земельного контроля являются земли, находящиеся в границах муниципального образования "Городской округ город Тверь", органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, является администрация города Твери в лице ее структурных подразделений.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона администрацией принято постановление от 28.09.2010 N 458-па, которым утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области Схем размещения НТО.
Действительно, в соответствии со Схемой размещения НТО, утвержденной постановлением администрации от 09.06.2011 N 980, обществу предоставлялось место для размещения НТО по адресу: г. Тверь, ул. Хромова, у дома 3 (а не дома 3а), сроком функционирования 1 год.
Вместе с тем, Схема размещения НТО, утвержденная этим постановлением от 09.06.2011 N 980, утратила силу.
В настоящее время действует Схема размещения НТО, утвержденная постановлением администрации города Твери от 30.04.2015 N 600, в которой занимаемое обществом место не включено.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66, при одностороннем отказе от исполнения договора для того, чтобы договор считался расторгнутым, стороне достаточно уведомить контрагента об отказе от его исполнения. Если арендодатель направлял арендатору предупреждение о прекращении договора, требования абзаца второго пункта 2 статьи 610 ГК РФ считаются соблюденными.
Договор на размещение НТО по спорному адресу не заключался и ранее оформленный договор аренды части земельного участка прекратил свое действие.
В соответствии со статьей 222 ГК РФ, Закона N 381-ФЗ, Закона N 131-ФЗ, Устава города Твери в целях упорядочения размещения нестационарных объектов, обеспечения требований законодательства, регулирующего размещение нестационарных объектов на территории города Твери, права граждан на свободный доступ к местам общего пользования, проживания в благоприятных условиях, пресечения несанкционированной торговой деятельности и благоустройства внешнего облика города Твери администрацией утвержден Порядок демонтажа N 994.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04.05.2016 по делу N 33а-1865) последний регламентирует деятельность администрации, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажом (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, для возведения (установки) которых не требуется разрешения на строительство, размещенных на земельном участке, а также в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:
а) нестационарных торговых объектов, а также объектов по оказанию услуг, установленных (размещенных) вне или с нарушением утвержденной администрацией города Твери схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта;
б) нестационарных торговых объектов в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их расположения, истек;
в) нестационарных торговых объектов, не снесенных в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта, по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта, установленного договором;
г) нестационарных объектов, установленных (размещенных) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в том числе при прекращении действия ранее оформленных правоустанавливающих документов на землю, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 названного Порядка выявление неправомерно расположенных объектов осуществляется уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных торговых объектов утвержденной администрацией Схеме размещения НТО, реализации полномочий в сфере благоустройства территории города Твери, а также на основании информации, поступившей от органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, в том числе структурных подразделений администрации, физических и юридических лиц. Факт выявления неправомерно расположенного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, составленным представителем уполномоченного органа.
Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери (далее - Комиссия) рассматривает поступившие документы в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение о наличии или отсутствии предусмотренных законом или договором оснований для демонтажа (сноса) и о порядке демонтажа (сноса) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 3.2 Порядка).
Согласно пункту 3.3 Порядка демонтажа N 994 на основании заключения Комиссии о наличии предусмотренных законом оснований для демонтажа (сноса) объекта в судебном порядке уполномоченный орган в течение 10 дней с момента утверждения председателем Комиссии заключения подготавливает исковое заявление от имени администрации о демонтаже (сносе) объекта.
Пунктом 3.4 этого Порядка установлено, что на основании заключения Комиссии о наличии предусмотренных законом оснований для демонтажа (сноса) объекта на основании правового акта администрации уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения готовит проект правового акта администрации о демонтаже (сносе) и согласовывает его в установленном порядке.
Помимо того, подпунктом "б" пункта 8 Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;
Подпунктом "б" пункта 9 этих Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства, напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, также запрещено размещать торговые точки.
Несоблюдение указанных Правил N 160 следует из заключения Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери о наличии инженерных сетей и сооружений в месте расположения объекта от 02.09.2015 и соответствующей схемы (том 1, лист 46-47).
С учетом изложенного общество не имеет правовых оснований для занятия спорного земельного участка ни по основаниям, предусмотренным земельным законодательством (договор аренды земельного участка расторгнут), ни по основаниям, предусмотренным законодательством, регулирующим торговую деятельность (спорный объект отсутствует в утвержденной Схеме размещения НТО).
Постановление администрации от 09.07.2015 N 994, которым утвержден Порядок демонтажа N 994, не отменено и не признано не действующим.
Таким образом, оснований для признания постановления администрации от 16.05.2016 N 847 не соответствующим законодательству не имеется.
Демонтаж временного сооружения во внесудебном порядке не сопряжен с изъятием имущества из собственности его владельца, и ссылка подателя жалобы о нарушении статей 209 и 222 ГК РФ не может быть принята, поскольку спор по настоящему делу возник в отношении НТО и спорные правоотношения регулируются выше приведенным законодательством.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При принятии апелляционной жалобы определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2016 года по настоящему делу обществу предлагалось представить доказательств уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Поскольку такое доказательство не предъявлено, то в силу положений статьи 102 и 110 АПК РФ с общества в федеральный бюджет следует взыскать 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 августа 2016 года по делу N А66-5718/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Восток-Т" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Восток-Т" (ОГРН 1026900519030, ИНН 6903025134; место нахождения: 170033, город Тверь, бульвар Цанова, дом 5, офис 38) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5718/2016
Истец: ЗАО "ВОСТОК-Т"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТВЕРИ
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8849/16
22.08.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5718/16
21.06.2016 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-5718/16
23.05.2016 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-5718/16