Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2017 г. N Ф07-13115/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании затрат
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
02 ноября 2016 г. |
Дело N А56-16607/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Копыловой Л.С., Рычаговой О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Майоровой М.Н.
при участии:
от ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа": Ходырева В.А. по доверенности от 16.02.2016
от иных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23531/2016) Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2016 по делу N А56-16607/2016 (судья Рагузина П.Н.), принятое
по иску Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница"
к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
о взыскании 1 072 582,21 руб.,
установил:
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница" (далее - больница) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - Учреждение) о взыскании 1 072 582 руб. 21 коп. расходов, затраченных больницей на оказание медицинской помощи военнослужащим в 2015 году.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2016 взыскано с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" в пользу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница" 1 072 582 руб. 21 коп. задолженности и 23 726 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
В апелляционной жалобе ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" просит решение суда первой инстанции от 02.08.2016 отменить, ссылаясь на то, что между сторонами не заключался государственный контракт на оказание медицинской помощи военнослужащим за спорный период, в связи с чем, истец не имеет законных оснований для взыскания денежных средств. Отмечает, что из представленных истцом документов не следует, что медицинская помощь оказывалась военнослужащим по неотложным показаниям. Податель жалобы ссылается на пункт 4 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, согласно которому взаимозачеты за оказание скорой медицинской помощи не производятся. Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница" просит решение суда первой инстанции от 02.08.2016 оставить без изменения, считая судебный акт законным и обоснованным. Учреждение не отрицает факт того, что договор на оказание медицинской помощи военнослужащим в 2015 году не заключался, однако, между сторонами велась длительная переписка относительно заключения договора на оказание медицинской помощи. Ответчику было известно о способе оказания услуг и их стоимости, при этом соответствующие услуги учреждением были оказаны, в подтверждение чего представлялись доказательства, документально не оспоренные ответчиком.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства истец своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что согласно пункту 2.2 Устава Больница осуществляет организацию и оказание медицинской помощи взрослому и детскому населению на территории муниципальных образований Кандалакшский район, Терский район, город Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области.
Целями деятельности, для которых создана Больница, являются: сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий (пункт 2.1 Устава). Правоотношения, возникающие в области оказания медицинских услуг военнослужащим, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием, соединением, воинской частью внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, непосредственно подчиненными главнокомандующему внутренними войсками военно-медицинской организацией (в том числе для лиц, находящихся на лечении, обследовании или освидетельствовании), территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и организацией здравоохранения.
В свою очередь Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
11 декабря 2014 года утверждено Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2015 год, согласно пункту 1.1 которого установлены тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой на территории Мурманской области в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, их структуры и состав компенсирующих расходов медицинских организаций по выполнению Территориальной программы обязательного медицинского страхования. Больница является единственным учреждением государственной системы здравоохранения на территории Кандалакшского и Терского районов.
На протяжении длительного времени, включая 2014 год, в целях оказания медицинской помощи военнослужащим и последующего возмещения затрат на ее оказание Больница заключала соответствующий договор с Учреждением.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 8 ГК РФ обязательства могут возникать из различных оснований, как договорного, так и внедоговорного характера, в том числе и фактических действий граждан и юридических лиц.
Статьей 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Судом первой инстанции было установлено, что договор на оказание медицинской помощи военнослужащим в 2015 году в виде подписанного сторонами единого документа не был заключен. Между тем, медицинская помощь военнослужащим в указанном периоде Больницей была оказана.
Из приобщенных к материалам дела документов следует, что в 2015 году Больница оказала услуги военнослужащим общей стоимостью 1 072 582 руб. 21 коп.
Учреждению были направлены счета на оплату с приложением реестров, содержащих сведения о военнослужащих, получивших в спорный период медицинскую помощь, видах оказанной помощи, выписок из медицинских карт и периодах лечения. Учреждение оказанные услуги не оплатило.
Положения пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривают право военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, на получение бесплатной медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях; расходы по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются учреждениям здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи.
Названными Правилами установлено, что при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения военнослужащего сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти расходов по оказанию медицинской помощи.
При оказании медицинской помощи по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5).
В обоснование заявленных требований Больница представила в материалы дела реестры с расшифровкой перечня оказанных услуг и тарифами, копии медицинских карт и направлений на лечение.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что стороны вели длительную переписку относительно заключения договора на оказание медицинских услуг.
Ответчик возражений по факту оказания услуг и претензий по их качеству не заявлял ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Кроме того, доказательств об уведомлении Больницы о необходимости приостановления оказания медицинских услуг в материалы дела не представлено.
Оказанные Больницей медицинские услуги являлись неотложной медицинской помощью (статья 32 Федерального закона от 21.11.2011 NN 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Судом отмечено, что по результатам экспертизы качества оказанных услуг отрицательного заключения составлено не было, о фальсификации представленных Больницей в материалы дела документов Учреждение не заявляло.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о том, что стороны не заключили государственный контракт, в связи с чем, у Учреждения отсутствует обязанность оплачивать медицинские услуги.
Судом первой инстанции при разрешении спора принята во внимание позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, согласно которой по спорам об оплате товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд в отсутствие государственного (муниципального) контракта необходимо учитывать продолжительность и содержание отношений сторон, а также иные фактические обстоятельства.
Судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспаривалось, что спорные медицинские услуги не носили разовый характер. Договоры между сторонами на оказание медицинских услуг в иные предшествующие периоды заключались, что ответчиком в суде не отрицалось.
Судом верно отмечено, что прекращение Больницей оказания медицинской помощи противоречило бы законодательству Российской Федерации, поскольку оказание некоторых услуг не могло быть отложено до заключения сторонами в установленном порядке государственного контракта.
При расчете стоимости оказанных услуг Больница руководствовалась действовавшими в рассматриваемый период на территории Мурманской области тарифами.
Больницей представлен расчет, который проверен судом и признан правильным, притом, что ответчиком контррасчет задолженности представлен не был.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности удовлетворения судом первой инстанции требования истца о взыскании с ответчика задолженности за оказанные медицинские услуги в размере 1 072 582,21 руб.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
С учетом изложенного, решение является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. К указанным органам ответчик непосредственно не относится, однако в силу своего статуса и компетенции был наделен правом заключения от имени МО РФ контрактов, в том числе в сфере медицинского обслуживания военнослужащих с использованием бюджетного финансирования.
Между тем, в случае, когда иное лицо, не освобожденное от судебных расходов по оплате госпошлины, их понесло, то по правилам, установленным статьей 110 АПК РФ, в случае удовлетворения требований данного лица судебные расходы подлежат отнесению (возмещению) за счет другой стороны. Закон не предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления либо иных органов, действующих в публичном интересе, от возмещения судебных расходов, понесенных иной стороной при обращении в арбитражный суд с заявлением искового характера. В этой связи взыскание с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате госпошлины, понесенных истцом при обращении с иском в рамках настоящего дела, следует признать правомерным и обоснованным.
Поскольку ответчик при подаче апелляционной жалобы рассматривался апелляционным судом в качестве лица, которому делегировано публичное правомочие по заключению государственного контракта в интересах МО РФ, в рамках возникающих правоотношений по возмещению расходов по медицинскому обслуживанию за счет соответствующего бюджетного финансирования, то апелляционный суд счел возможным не взыскивать с подателя жалобы госпошлину в федеральный бюджет в связи с подачей и рассмотрением апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2016 по делу N А56-16607/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16607/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2017 г. N Ф07-13115/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"