Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 3 ноября 2016 г. N 10АП-13470/16
г. Москва |
|
03 ноября 2016 г. |
Дело N А41-22040/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Далан-Строй" - Солнцевой Л.С. (представителя по доверенности от 03.06.2016),
от заявителя по делу - некоммерческого партнерства "Новые Вешки" - Райлян Л.Н. (представителя по доверенности от 01.08.2016),
от администрации городского округа Мытищи Московской области - Звягина Р.О. (представителя по доверенности от 21.01.2016),
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2016 по делу N А41-22040/16 принятое судьёй Кузьминой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Далан-Строй" (далее - общество) и некоммерческое партнерство "Новые Вешки" (далее - партнерство) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Мытищи Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ администрации в изменении существующего вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 на "обслуживание жилой застройки" (код 2.7 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540);
- обязать администрацию издать постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394, имеющего вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" на "обслуживание жилой застройки" (код 2.7 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества и партнерства в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей администрации, общества и партнерства, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Главой городского поселения Мытищи Московской области издано постановление от 26.04.2010 N 492 об утверждении проекта планировки территории и межевания земельного участка для размещения комплексной малоэтажной застройки обществу в п. Вешки городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района (далее - Проект планировки).
Застройка осуществлялась на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:0011 площадью 699 352 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 50:12:0120104:0011 был разделен на несколько земельных участков. В результате раздела был образован и земельный участок с кадастровым номером 50:12:0120104:394 общей площадью 9 765 кв. м.
В силу статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) видом разрешенного использования образованного земельного участка признается вид разрешенного использования земельного участка, из которого он образован.
Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0120104:394 принадлежит на праве собственности обществу и партнерству в следующих долях:
- обществу, доля в праве - 4/5, что подтверждается свидетельством от 28.04.2015;
- партнерству, доля в праве - 1/5, что подтверждается свидетельством от 02.03.2015.
На данном земельном участке расположены следующие сооружения:
- бытовая канализация с установкой КНС N 2, протяженность 525,60 м., инвентарный номер 139:043-7922, что подтверждено кадастровыми паспортами от 03.08.2012 и от 20.02.2010;
- водоснабжение, протяженность 4 544 м., инвентарный номер 139:043-7922, что подтверждено кадастровым паспортом от 20.04.2010;
- газоснабжение, протяженность 9 894 м., инвентарный номер 139:043-7922, что подтверждено кадастровым паспортом от 05.07.2012;
- слаботочная телефонная линия, протяженность 6 501 м., инвентарный номер 139:043-7922, что подтверждено кадастровым паспортом от 17.12.2010;
- тепловые сети, что подтверждается техническим планом сооружения от 04.07.2014.
Технические и кадастровые паспорта на эти сооружения представлены в материалы дела (т. 1 л.д.72-129).
Общество 23.11.2015 обратилось к администрации с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 с вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" на вид разрешенного использования "обслуживание жилой застройки".
Письмом от 27.01.2016 N 17104 администрация сообщила обществу об отказе в изменении вида разрешенного использования, сославшись на то, что данный земельный участок расположен в границах существующих улиц и проездов и относится к землям общего пользования.
Не согласившись с администрацией, общество и партнерство 22.02.2016 оспорили данный отказ от 27.01.2016 в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор, Классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Согласно утвержденному администрацией Проекту планировки территория земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 предназначена для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
По мнению администрации, данный земельный участок фактически используется под автомобильную дорогу. В подтверждение данного довода администрация ссылается на фрагмент Проекта планировки, аэрофотоснимок территории, сведения публичной кадастровой карты.
Ссылаясь на это обстоятельство, администрация настаивает на том, что земельному участку с кадастровым номером 50:12:0120104:394 подлежит присвоению не вид разрешенного использования, который испрашивают общество и партнерство - "обслуживание жилой застройки" (код 2.7 Классификатора), а другой вид разрешенного использования - "земельные участки (территории) общего пользования" (код 12.0 Классификатора).
Как следует из доводов администрации, под "дорогой" она понимает заасфальтированный проезд, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:394.
Между тем согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:394 такие объекты отсутствуют.
В соответствии с пунктом 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Автомобильная дорога является объектом недвижимости и ее строительство должно осуществляться в соответствии с положениями градостроительного законодательства Российской Федерации. Общество же не разрабатывало проектную документацию на строительство дороги, не обращалось в орган местного самоуправления за получением разрешения на строительство автомобильной дороги.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0120104:394 не предоставлялся обществу для строительства автомобильной дороги и не передавался как автомобильная дорога, а перешел в его собственность и собственность партнерства в результате гражданско-правовых сделок в составе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:0011 площадью 699 352 кв.м. с разрешенным использованием "дли индивидуального жилищного строительства", который был впоследствии размежеван в соответствии с Проектом планировки.
В соответствии со статьей 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Согласно пункту 6 статьи 8, статье 10, статье 17 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги имеют идентификационные номера, должны быть внесены в Единый государственный реестр автомобильных дорог, правила содержания автомобильных дорог установлены техническими регламентами.
Расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:394 асфальто-бетонное покрытие не отвечает требованиям Закона N 257-ФЗ, не имеет идентификационного номера, в Единый государственный реестр автомобильных дорог не внесено в качестве дороги (местного или муниципального значения общего пользования).
Более того, проезд всех видов транспорта - легкового и грузового, можно осуществлять только по дороге, которая соответствует расчетным параметрам улиц и дорог населенных пунктов, как городских, так и сельских поселений, которые приведены в СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820).
Администрацией не представлено в материалы дела доказательств соответствия проезда на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:394 всем указанным в СП 42.13330.2011 параметрам.
Напротив, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, площадки и замощения относятся к вспомогательным элементам сооружений (площадка для плотины, мостовое полотно для моста, настил для эстакады, верхнее покрытие автомобильной дороги).
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства таких объектов. При этом твердое покрытие (площадка) имеет по отношению к ним вспомогательное, а не основное значение.
Сходные указания даны Верховным Судом Российской Федерации в пункте 38 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации": замощение земельного участка (в том числе щебень, асфальтовое покрытие) не является объектом недвижимости, а представляет собой элемент улучшения земельного участка (его характеристику).
Проезд на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:394 предназначен для использования жителями близлежащих жилых домов для доступа к ним.
Упомянутое сооружение (заасфальтированный проезд) на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:394 представляет именно собой улучшение полезных свойств этого земельного участка, заключающееся в приспособлении его для удовлетворения нужд ограниченного круга лиц, пользующихся данным участком.
Принимая во внимание эти обстоятельства, характеристику упомянутого проезда (нанесено асфальто-бетонноее покрытие) с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, апелляционный суд не усматривает оснований для отнесения этого проезда в настоящий период к автомобильным дорогам в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 257-ФЗ, в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям СП 42.13330.2011 и другими нормативно-правовыми актами.
Ссылка администрации на пункт 12.33 СП 42.13330.2011, согласно которому подземные инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог под тротуарами или разделительными полосами отклоняется, поскольку наличие подземных сетей на земельном участке само по себе не является основанием для вывода о том, что спорное сооружение является автомобильной дорогой.
Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0120104:394 находится в общей долевой собственности (частной) общества и партнерства.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки, занятые дорогами, относятся к землям общего пользования, которые не могут быть приватизированы.
Вместе с тем использование земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 для проезда само по себе не является основанием для вывода об отнесении такого земельного участка к участкам (территории) общего пользования и не исключает его назначения для обслуживания жилой застройки.
Наряду с этим апелляционный суд принимает во внимание, что проезд на этом участке, по доводам общества и не оспоренным администрацией, требуется обществу как застройщику для доступа к другим объектам, которые общество планирует возводить за имеющейся жилой застройкой.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) названные объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Поэтому с учетом приведенных обстоятельств земельный участок с кадастровым номером 50:12:0120104:394 не может быть отнесен в настоящий период, вопреки мнению администрации, к земельным участкам (территории) общего пользования, которые не могут находиться в частной собственности в принципе.
В том случае, если администрация установит в отношении рассматриваемого земельного участка кода вида разрешенного использования по Классификатору 12.0 (на котором она настаивает), общество и партнерство будут обязаны в соответствии с положениями статьи 238 Гражданского кодекса передать соответствующее имущество в муниципальную собственность (поскольку в их собственности окажется имущество, которое в силу закона не может им принадлежать), а муниципальное образование должно будет выплатить обществу и партнерству стоимость такого имущества (при наличии спора о стоимости имущества, она будет установлена судом).
Как пояснил представитель общества, администрация перед ним и партнерством не ставила вопрос о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 (кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 46 720 056,60 руб., по оценке общества и партнерства, стоимость асфальтового покрытия и других объектов составляет около 11 830 000 руб.)
Представитель администрации подтвердил данное утверждение общества, пояснив, что администрация не планировала выкуп земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394.
По доводам общества и партнерства, не оспоренным администрацией, движение по земельному участку с кадастровым номером 50:12:0120104:394 ограничено шлагбаумами, по данному участку организовано движение для жителей комплексной малоэтажной застройки обществу в п. Вешки.
При таких обстоятельствах имеются основания для вывода о том, что данное сооружение (проезд), который администрация считает дорогой, представляет собой элемент благоустройства.
Кроме того, на этом земельном участке также пролегают линейные объекты инфраструктуры жилой застройки (бытовая канализация, сети водо-, газоснабжения, слаботочная телефонная линия, тепловые сети). Размещение указанных объектов связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей близлежащих домов
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о соответствии испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 - "обслуживание жилой застройки" (код 2.7 Классификатора) целям его использования является правильным.
Довод администрации о том, что в случае установления для земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 кода Классификатора видов разрешенного использования земельных участков 12.0 ("земельные участки (территории) общего пользования") вместо кода вида разрешенного использования 2.7 ("обслуживание жилой застройки") будет нарушено градостроительное и земельное законодательство, отклоняется исход из следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса в состав жилых зон могут включаться:
- зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
- зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
- зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
- зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
- зоны жилой застройки иных видов.
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительствам.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2.1 Классификатора разрешенное использование земельного участка "малоэтажная жилая застройка" включает в себя размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
В соответствии с пунктом 2.3 Классификатора разрешенное использование земельного участка "блокированная жилая застройка" включает в себя размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха.
В соответствии с пунктом 2.5 Классификатора разрешенное использование земельного участка "Среднеэтажная жилая застройка" включает в себя размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделенных на две и более квартиры); благоустройство и озеленение; размещение подземных гаражей и автостоянок; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 20% общей площади помещений дома.
В соответствии с пунктом 2.7 Классификатора разрешенное использование земельного участка "Обслуживание жилой застройки" включает в себя размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.7, 4.9, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны.
Изначально приобретенный обществом в целях жилищного строительства земельный участок площадью 699 352 кв.м. с кадастровым номером 50:12:0120104:0011, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства"
- относится к территориальной жилой зоне, и
- в соответствии с новой классификацией видов разрешенного использования земельных участков должен был иметь обобщенный код по Классификатору вида разрешенного использования - 2.0 (Жилая застройка).
В процессе разработки документации по планировке территории в границах такого земельного участка были выделены:
- зона застройки индивидуальными жилыми домами (код Классификатора 2.1);
- зона блокированной жилой застройки (код Классификатора 2.3);
- зона среднеэтажной жилой застройки (код Классификатора 2.5).
Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:0011 были выделены зоны размещения
- отдельно стоящего объекта дошкольного, начального общего и среднего общего образования,
- гостевых стоянок автомобильного транспорта среднеэтажной жилой застройки,
- линейных объектов инженерной инфраструктуры,
- спортивных и детских площадок, площадок отдыха, объектов благоустройства (озеленение, малые формы и т.п.),
- объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м.,
- зон проездов/проходов ко всем указанным объектам, которые (и по видам объектов и по назначению соответствующих объектов, призванных обслуживать жилую застройку, размещаемую на территории, в отношении которой разрабатывается проект планировки) объединяются одним кодом классификатора - 2.7 ("обслуживание жилой застройки").
Поскольку в отношении территории пос. Вешки, входящего в городской округ Мытищи Московской области, правила землепользования и застройки до настоящего времени не разработаны (не утверждены), вопрос изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 01.07.2017 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 Закона N 191-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
В данном случае речь не идет об изменении вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство.
Таким образом, если вид разрешенного использования земельного участка изменяется с целью его приведения в соответствие с разрешенным использованием, установленным проектом планировки территории, в границах которой расположен такой земельный участок, то проведение публичных слушаний не требуется в силу того, что сам проект планировки территории до его утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Как следует из материалов дела, Проект планировки (территории) в целях размещения комплексной жилой застройки обществом, согласованный Управлением архитектуры администрации городского поселения Мытищи Московской области и утвержденный Постановлениями Главы городского поселения Мытищи от 26.04.2010 N 492 и от 30.12.2010 N 1622, был до его утверждения рассмотрен на публичных слушаниях (т. 1 л.д. 136).
Кроме того, временный вид разрешенного использования земельного участка земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 был фактически изменен зонированием, выполненным Проектом планировки, то есть еще в 2010 году.
На земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:394 помимо упомянутых инженерных сетей коммунального назначения (что соответствует Проекту планировки и коду 3.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков) расположены стоянки (парковки) для обслуживания автотранспорта, которые учитывают необходимость обеспечения объектов, входящих в состав комплексной жилой застройки (в числе прочего, магазины, гостиницы), местами для временного размещения транспортных средств (что соответствует Проекту планировки и коду 4.9 Классификатора).
Как следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, для подобных случаев законодатель специально предусмотрел "объединяющий" вид разрешенного использования земельного участка - обслуживание жилой застройки (код 2.7), который испрашивают общество и партнерство.
Поэтому обращение общества к администрации как одного из правообладателей земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 с просьбой об указанном изменении вида его разрешенного использования соответствует пункту 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и утвержденному на его основании Классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Ссылка администрации на пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса в обоснование довода о недопустимости установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 испрашиваемого вида разрешенного использования также отклоняется.
По сути администрация, полагает, что красные линии в Проекте планировки означают, что данный земельный участок предназначен для размещения автомобильной дороги общего пользования.
Между тем согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
Тем самым, красные линии обозначают не только границы автомобильных дорог и территорий общего пользования, но и существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, то есть все те объекты, которые фактически расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:394 и красных линий в соответствии с Проектом планировки.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2016 по делу N А41-22040/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22040/2016
Истец: Некоммерческое партнерство ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И ДОМОВЛАДЕЛЬЦЕВ ПОСЕЛКА "НОВЫЕ ВЕШКИ", ООО "ДАЛАН-СТРОЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ