Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
город Москва |
|
8 ноября 2016 г. |
дело N А40-220305/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ремстрой Лтд" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2016
по делу N А40-220305/15, принятое судьей Кухаренко Ю.Н.
по заявлению ООО "Геотрон" (115088, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, дом 2а)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по г. Москве) (111397, Москва, Зеленый проспект, дом 20)
третье лицо - ООО "Ремстрой Лтд" (127273, Москва, Сигнальный проезд, дом 9а, стр. 1)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Жирнова М.А. по доверенности от 21.09.2015;
от третьего лица - Генералова Ю.Н. по доверенности от 02.12.2015; Комарова С.С. по доверенности от 25.04.2014;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2016 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) (л.д. 51) в удовлетворении заявления ООО "Геотрон" о признании недействительным решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по г. Москве) о приостановлении кадастрового учета N 77/601/15-70952 от 06.10.2015 и обязании орган кадастрового учета осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:84 документов, принятых от Департамента городского имущества г. Москвы, отказано.
ООО "Ремстрой ЛТД" (третье лицо) не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, извещены.
Представители заявителя - ООО "Геотрон" и органа кадастрового учета в судебном заседании, поддержали свои доводы и возражения.
В ходе судебного заседания установлено, что ООО "Ремстрой Лтд" является арендатором земельного участка в габаритах здания, расположенного по адресу: Москва, Садовнической набережной, дом 79, площадью 800 кв.м., на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N М-01-024197, заключенного между Московским земельным комитетом и ООО "Ремстрой Лтд" 03.07.2003 и зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по г. Москве 21.04.2005 за N 77-01/05-1054/2004-Т55.
В соответствии с договором долгосрочной аренды земельного участка N М-01-510180 от 23.06.2003, заключенного между Московским земельным комитетом и ООО "Ремстрой Лтд" от 03.07.2003 и зарегистрированным в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по г. Москве 21.04.2005 N 77-77-1014/2005-821, ООО "Ремстрой Лтд" является арендатором земельного участка, на котором находится часть здания, расположенного по адресу: Москва, Садовническая набережная, дом 79, общей площадью 300 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:84.
20.01.2001 между ООО "Геотрон" и ООО "Ремстрой Лтд" заключен договор N 14/01/01 на подготовку межевого плана земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:84 с целью уточнения границ данного объекта недвижимости.
17.09.2015 ООО "Геотрон" подготовлен и передан письмом исх. N 1-09-2015 (вх. N ДГИ-139274/15-(0)-0) через собственника земельного участка - Департамент городского имущества г. Москвы - межевой план земельного участка.
23.09.2015 заявление об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка принято и зарегистрировано органом кадастрового учета за N 7-0-1-71/3072/2015-1777.
В состав переданных документов вошли акт согласования границ и схема межевого плана.
06.10.2015 решением органа кадастрового учета N 77/601/15-70952 государственная регистрация приостановлена.
Основанием для приостановления регистрации изменений послужило наличие оснований, предусмотренных п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", выразившихся, по мнению органа кадастрового учета, в не соответствии межевого плана требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России N 412 от 24.11.2008 и указано на нарушения п. 67 Требований, в соответствии с которым в разделе заключение кадастрового инженера в виде связанного текста приводится обоснование месторасположения уточненных границ земельного участка со ссылками на положения ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре.
Рассмотрев повторно материалы дела, в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 13 - 20, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 Закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п. 9 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 7 Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. п. 7, 11 - 20, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 Федерального закона сведений осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для осуществления кадастрового учета документами являются, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. ч. 1, 4, 5, 6, 11, 12 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном ч. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Согласно ч. 2 ст. 39 Закона о кадастре предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).
Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч. 10 ст. 25 Закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2008 N 12857) установлены Требования к порядку составления и заполнения межевого плана.
В соответствии с п. 12 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412) раздел "заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков; в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; в иных случаях, в том числе, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Согласно п. 70 Требований к подготовке межевого плана раздел "заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
В случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
Согласно п. 67 Требований к подготовке межевого плана выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из представленных заявителем и исследованных судом апелляционной инстанции межевого плана (л.д. 19-27) следует, что в нем содержатся заключения кадастрового инженера с обоснованием уточнения границ земельных участков, в том числе и закреплением части границ земельного участка на местности по углам здания. в виде связанного текста приводится обоснование месторасположения уточненных границ земельного участка, в том числе содержится ссылка на письмо Минэкономразвития России от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ" граница земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002014:84 подлежит уточнению, так как в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат. Раздел "Абрисы узловых точек границ земельных участков" не составлялся, так как в радиусе 40 м. от узловых точек отсутствуют 3 (три) и более долговременные, четко опознаваемые объекты местности. Согласно п. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающим право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Документом, подтверждающим право на земельный участок является договор долгосрочной аренды земельного участка от 23.06.2003 N М-01-510180, копия которого включена в состав Приложения (л.д. 24).
06.10.2015 орган кадастрового учета принимает решение N 77/601/15-70952 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Вместе с тем, из данного письма не следует, что органом кадастрового учета несоответствия требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка установлены.
Орган кадастрового учета при принятии в соответствии с п. п. 1, 2, п. 3 ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" решения о приостановлении, должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения ч. 2 ст. 26 Закона. Если такое решение принято в соответствии с п. п. 1, 2, 3, 5, 6, 7 ч. 2 ст. 26 Закона, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с п. 4 ч. 2 статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании п. 5 ч. 2 статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев, установленных Законом о кадастре, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
В решении филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве от 06.10.2015 о приостановлении кадастрового учета изначально не указано обоснованной причины, по которой приостановлен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:84. Кроме того, органом кадастрового учета не указаны и не разъяснены конкретные действия, которые должно совершить общество для устранения недостатков.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка межевого плана в разделе "заключение кадастрового инженера" соответствует требованиям законодательства, межевой план по форме и содержанию соответствует требованиям к подготовке межевого плана, в связи с чем, решение о приостановлении в осуществлении кадастрового учета от 06.10.2015 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:84 является незаконным.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, вступившее в законную силу решение суда по делу N А40-202546/15, которым признано недействительным решение органа кадастрового учета N 77/601/16-248 от 11.01.2016 об отказе в кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:48 и на орган кадастрового учета возложена обязанность осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером N 77:01:0002014:48 документов, принятых 22.09.2015 от Департамента городского имущества г. Москвы в соответствии с заявлением N 7-0-1-22/3003/2015-228523.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого решения не доказана.
Отказ в кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:84 нарушает права ООО "Ремстрой Лтд" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу нормы п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В настоящем случае восстановление нарушенных прав заявителя и устранение нарушения закона органом кадастрового учета возможно путем продолжения учета земельных участков в государственном кадастре.
Таким образом, признавая оспариваемое решение незаконным, суд апелляционной инстанции в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя возлагает на ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ремстрой Лтд" в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2016 по делу N А40-220305/15 отменить.
Признать недействительным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по г. Москве) о приостановлении кадастрового учета N 77/601/15-70952 от 06.10.2015.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по г. Москве) устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Ремстрой Лтд" в установленном законом порядке.
Взыскать с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по г. Москве) в пользу ООО "Ремстрой Лтд" расходы по оплате государственной пошлины в размере 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220305/2015
Истец: ООО ГЕОТРОН
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ООО "РЕМСТРОЙ Лтд"