Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 марта 2017 г. N Ф04-7093/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
9 ноября 2016 г. |
Дело N А03-3454/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Тилилицина Е. И. по дов. от 27.05.2014,
от заинтересованного лица: Лагутенко Р. Н. по дов. от 28.12.2015,
от третьих лиц: от Администрации города Рубцовска: Тилилицина Е. И. по дов. от 23.06.2015, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю: Ильиной Т. А. по дов. от 30.09.2016, от нотариуса Рубцовского нотариального округа Алтайского края Желобицкой Н.А.: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.08.2016 по делу N А03-3454/2016 (В.В.Колесников) по заявлению ликвидационной комиссии муниципального казенного унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" (ИНН 2209027914, ОГРН 1042201824466), Алтайский край, г. Рубцовск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (ИНН 2225777777, ОГРН 1102225000019), г. Барнаул, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Администрации города Рубцовска Алтайского края; нотариуса Рубцовского нотариального округа Алтайского края Желобицкой Н.А., Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю, Алтайский край, г.Рубцовск, о признании незаконным решения N 1613А от 30.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" (далее - заявитель, предприятие, МКУП "Управление ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - регистрирующий орган, Инспекция N 15) о признании незаконным решения N 1613А от 30.12.2015 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - Администрация), нотариус Рубцовского нотариального округа Алтайского края Желобицкая Н.А., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю (далее - Инспекция N 12, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МКУП "Управление ЖКХ" (ликвидационная комиссия) обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что на государственную регистрацию представлено заявление по форме N Р16001 с полным пакетом документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; регистрирующим органом оставлено без внимания, что заявитель является муниципальным казенным предприятием и не может быть признан банкротом (статья 65 Гражданского кодекса РФ); кредиторы не лишены права по предъявлению соответствующих требований по погашению задолженности к лицу, несущему субсидиарную ответственность по обязательствам заявителя; доказательств предъявления кредитором (налоговым органом) требований на сумму 62 246 084,01 руб. к должнику до утверждения ликвидационного баланса в порядке пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса РФ регистрирующим органом не представлено; требования налогового органа на указанную в решении сумму рассмотрены ликвидационной комиссией; письмами ликвидационной комиссии Инспекции N 12 отказано во включении в промежуточный ликвидационный баланс заявленных ею требований в полном объеме по причине пропуска срока на взыскание недоимки, установленного статьями 45, 46, 70 Налогового кодекса РФ.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы не представили.
От заявителя поступили возражения на отзывы на апелляционную жалобу.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие нотариуса Рубцовского нотариального округа Алтайского края Желобицкой Н.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители МКУП "Управление ЖКХ", Инспекции N 15, Администрации, Инспекции N 12 поддержали свои позиции по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, письменных возражений заявителя на отзывы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 05.08.2010 N 3120 принято решение о ликвидации муниципального казенного унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" и создана ликвидационная комиссия, которая в установленном порядке опубликовала сообщение о ликвидации предприятия в журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.09.2010 N 34.
Распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 21.12.2015 N 650-р утвержден ликвидационный баланс предприятия.
23.12.2015 заявитель представил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ликвидационному балансу какая-либо задолженность у предприятия отсутствовала.
Решением Инспекции N 15 от 30.12.2015 N 1613А в государственной регистрации ликвидации юридического лица - МКУП "Управление ЖКХ" - отказано ввиду наличия кредиторской задолженности в размере 62 246 084,01 руб., не отраженной в ликвидационном балансе, заявление считается непредставленным.
Решением Управления ФНС России по Алтайскому краю от 15.02.2016 N 09- 15/01728 жалоба представителя заявителя на отказ в государственной регистрации оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами, действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) следует, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом.
Материалами дела подтверждается, что все перечисленные выше документы в регистрирующий орган ликвидационной комиссией предприятия представлены.
Вместе с тем, суд обоснованно исходил из следующего.
Порядок добровольной ликвидации юридического лица установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В силу статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.
Учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума от 13.10.2011 N 7075/11, от 05.03.2013 N 14449/12, от 13.05.2014 N 127/14, от 15.07.2014 N 4407/14, установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, при этом ликвидатор не уведомил данного кредитора о праве взыскания задолженности и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, с учетом представления предприятием в Инспекцию N 15 ликвидационного баланса, в котором отсутствует информация о задолженности перед бюджетом, при том, что наличие задолженности у заявителя перед бюджетом подтверждается представленными налоговыми декларациями, требованиями об уплате недоимки, расчетом задолженности с разбивкой по налогам и видам платежа, суд пришел к правильному выводу о том, что ликвидационный баланс предприятия, представленный на регистрацию, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, и, как следствие, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N129-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства Инспекцией N 15 доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, подтверждена.
Доводу предприятия об отказе ликвидационной комиссией во включении в промежуточный ликвидационный баланс требований Инспекции N 12 в полном объеме по причине пропуска срока на взыскание недоимки, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Материалами дела подтверждается, что кроме задолженности, по которой истек срок ее взыскания и судебными актами по делу N А03-2082/2012 действия ликвидационной комиссии признаны обоснованными (суммы налога и пени - 9 614 732,14 руб. и 11 525 628 руб. в связи с этим сторнированы Инспекцией N 12 26.12.2014), у предприятия имеется иная задолженность - 42 656 813,87 руб., предъявленная в заявлении от 29.10.2010, которую ликвидационная комиссия отказалась включить в реестр требований ликвидируемого предприятия-должника, а также текущая задолженность по налогам с 2011 г. по 2015 г. (в т. ч. согласно декларациям, расчетам по НДС, по налогу на имущество - представлены в т. 3); указанная задолженность не погашена и не отражена в ликвидационном балансе.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при составлении и утверждении ликвидационного баланса ликвидатору предприятия было известно о наличии неисполненных перед бюджетом обязательств, не отраженных ни в промежуточном, ни в ликвидационном балансах (отражена информация об отсутствии обязательств).
Иного предприятием в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано.
Доводы подателя жалобы о том, что заявитель является муниципальным казенным предприятием и не может быть признан банкротом, что кредиторы не лишены права по предъявлению соответствующих требований по погашению задолженности к лицу, несущему субсидиарную ответственность по обязательствам заявителя, не оцениваются апелляционным судом, поскольку не имеют прямого отношения к предмету спора.
Учитывая изложенное, оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание результат рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции и неуплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы при ее подаче, с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1500 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.08.2016 по делу N А03-3454/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3454/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 марта 2017 г. N Ф04-7093/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МКУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" МО "Город Рубцовск"
Ответчик: .МИФНС России N 15 по Алтайскому краю
Третье лицо: Администрация города Рубцовска, Желобицкая Н. А., Нотариус Рубцовского нотариального округа Алтайского края Желобицкая Н. А., .МИФНС России N 12 по Алтайскому краю