г. Пермь |
|
07 ноября 2016 г. |
Дело N А60-22906/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 07 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Плаховой Т.Ю., Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (МИФНС N 31 по Свердловской области): Степанов Р.М. (паспорт, доверенность от 30.12.2015),
от иных лиц, участвующих в деле: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС N 31 по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2016 года, принятое судьёй Биндер А.Б. по делу N А60-22906/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ПАО "Сбербанк России")
о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Технократ" (ООО "Технократ"), внесённой МИФНС N 31 по Свердловской области,
установил:
ПАО "Сбербанк России" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительной записи Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности ООО "Технократ" в связи с исключением из ЕГРЮЛ, внесённой МИФНС N 31 по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2016 признана недействительной запись в ЕГРЮЛ, внесённая МИФНС N 31 по Свердловской области, о прекращении деятельности ООО "Технократ" в связи с его ликвидацией.
МИФНС N 31 по Свердловской области, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией у регистрирующего органа не имелось, т.к. ООО "Технократ" представлены все необходимые документы о ликвидации, ООО "Технократ" ликвидировалось по собственному желанию.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения. Ссылается на то, что представление для регистрации документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, не достоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов или участников общества. Кредитор ПАО "Сбербанк России" о ликвидации не извещён.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица МИФНС N 31 по Свердловской области доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26.04.2013 единственным учредителем ООО "Технократ" Селезневым Е.А. в регистрирующий орган представлены уведомление о принятии решения о ликвидации ООО "Технократ", уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, решение от 19.04.2013 N 1/04-2013, сведения о руководителе ликвидационной комиссии.
08.05.2013 МИФНС N 31 по Свердловской области в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
20.09.2013 учредителем ООО "Технократ" Селезневым Е.А. в регистрирующий орган представлены уведомление о ликвидации юридического лица, решение от 08.7.2013 об утверждении баланса, промежуточный ликвидационный баланс, копия публикации в газете "Вестник государственной регистрации", справка от 17.09.2013, доверенность.
27.09.2013 МИФНС N 31 по Свердловской области принято решение о государственной регистрации, внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
05.11.2013 учредителем ООО "Технократ" Селезневым Е.А. в регистрирующий орган представлены заявление о ликвидации, чек-ордер от 05.11.2013 N 78, решение от 13.08.2013 N 3/08 - 2013, ликвидационный баланс, справка от 05.11.2013, копия публикации в газете "Вестник государственной регистрации", справка от 10.10.2013 N 147.
12.11.2013 МИФНС N 31 по Свердловской области принято решение о государственной регистрации, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО "Технократ" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
20.12.2012 между заявителем (банк) и ООО "Технократ" (заёмщик) заключён кредитный договор N 067/5939/068-560, согласно которому банк предоставил ООО "Технократ" кредит в размере 2 500 000 руб. под 19% годовых на срок по 18.12.2015, а заёмщик обязался возвратить кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им и другие платежи в размере, сроки и на условиях договора (л.д. 30-32).
Факт выдачи кредита подтверждён распоряжением на выдачу кредита, карточкой движения средств по кредиту (л.д. 33, 34).
Задолженность по кредитному договору заёмщиком не погашена.
08.05.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись о формировании ликвидационной комиссии ООО "Технократ".
Ссылаясь на то, что ликвидатор не уведомил заявителя о ликвидации должника ООО "Технократ", представленный в регистрационный орган ликвидационный баланс не содержал кредиторской задолженности должника в размере 1 986 232 руб. 31 коп., образовавшейся в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по кредитному договору, на день внесения спорной записи в ЕГРЮЛ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной записи ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Технократ", внесённой МИФНС N 31 по Свердловской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что незаконным является решение регистрирующего органа и действия по исключению из ЕГРЮЛ ООО "Технократ", действия по исключению общества из ЕГРЮЛ нарушают права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заинтересованного лица в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидации комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией в регистрирующий орган предоставляются: подписанное заявителем заявление по форме Р 16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений.
Согласно п.п. 4, 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно абз. 3 ст. 1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
На основании п. 5 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
В соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно сообщению о ликвидации ООО "Технократ", опубликованному в журнале Вестник государственной регистрации от 30.04.2013 N 17 (426) 2013, единственным участником ООО "Технократ" (решение от 19.04.2013 N1/04-2013) принято решение о ликвидации ООО "Технократ". Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 620075, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 53, оф. 10 (л.д. 59).
В силу п. 1 ст. 63 ГК РФ публикация в органах печати сведений о ликвидации юридического лица с целью заявления кредиторами требований, не освобождает ликвидатора от принятия мер по выявлению кредиторов в самостоятельном порядке.
Доказательств принятия ликвидатором ООО "Технократ" мер по выявлению кредитора - заявителя, уведомления заявителя о ликвидации общества, погашения задолженности перед заявителем, не представлено.
Кроме того, на момент заключения кредитного договора от 20.12.2012 N 067/5939/068-560 и на момент ликвидации ООО "Технократ" генеральным директором ООО "Технократ" явилось одно и то же лицо - Селезнев Е.А., подписавший от имени ООО "Технократ" указанный кредитный договор.
20.09.2013 ликвидатором ООО "Технократ" Селезневым Е.А. в регистрирующий орган представлен промежуточный ликвидационный баланс (л.д. 54-57), 05.11.2013 - ликвидационный баланс.
Вместе с тем, представленный для государственной регистрации промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс не содержат сведений о задолженности ООО "Технократ" перед заявителем по кредитному договору от 20.12.2012 N 067/5939/068-560, следовательно, не соответствуют требованиям ст. 63 ГК РФ.
Подпункт "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Поскольку в регистрирующий орган представлены документы: промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, содержащие недостоверные сведения; представление документов, содержащих недостоверные сведения, рассматривается как их не предоставление, регистрирующему органу в регистрации ликвидации ООО "Технократ" следовало отказать на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что государственная регистрация ликвидации ООО "Технократ" произведена незаконно на основании недостоверных сведений и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о признании незаконной запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Технократ" в связи с его ликвидацией.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией у регистрирующего органа не имелось, т.к. ООО "Технократ" представлены все необходимые документы о ликвидации, ООО "Технократ" ликвидировалось по собственному желанию, отклоняются как необоснованные.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что соблюдён установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс (п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ).
В рассматриваемом случае установлен факт нарушения порядка ликвидации ООО "Технократ", до подачи заявления и ликвидационного баланса ликвидатору было известно о наличии неисполненных обязательств перед заявителем. Вместе с тем, представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не содержал сведений о кредиторской задолженности ООО "Технократ" перед заявителем.
Таким образом, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого ООО "Технократ" и его расчёты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2016 года по делу N А60-22906/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
Т.Ю. Плахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-22906/2016
Истец: ПАО "Сбербанк России" Нижневартовское отделение N 5939
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ