Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 января 2017 г. N Ф03-6195/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
09 ноября 2016 г. |
А73-5310/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.
от Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон": не явились;
от Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края: не явились;
от Министерства финансов Хабаровского края: не явились;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 26.08.2016
по делу N А73-5310/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.П.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон"
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края; Министерству финансов Хабаровского края; Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании убытков 971 969 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ИНН 2705093199; ОГРН 1092705000178, место нахождения: 682460, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Батарейная, 1-я, 38, далее- ООО "ЭКО-Фаэтон", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ИНН 2705020306; ОГРН 1022700615849, место нахождения: 682460, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73, далее-Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по субвенциям в сумме 971 969 руб. на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения за март 2016 года.
Определением суда от 19.05.2016 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Хабаровский край в лице Министерства жилищно- коммунального хозяйства Хабаровского края, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2016 иск удовлетворен, задолженность взыскана с Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, в иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы со ссылкой на пункт 1.2 Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, утвержденного постановлением Администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па, приводит доводы о том, что возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет Николаевского муниципального района по коду бюджетной классификации с дополнительными кодами 4402 (организациям, не участвующим в централизованном завозе топлива) и 4414 (организациям, участвующим в централизованном завозе топлива).
Организация истца не участвует в централизованном завозе топлива. Министерством в спорный период по коду 4402 денежные средства перечислялись не в полном объеме, а потому, поскольку субвенции носят целевой характер, Администрация была не вправе перечислять истцу денежные средства, которые поступили по другому целевому коду.
Кроме того, полагает, что истец не подтвердил представленный расчет убытков в части количества ресурса, поставленного потребителям по примененному тарифу, поскольку не представлены документы, отражающие площадь отапливаемых зданий, строений-актуальные технические паспорта.
Министерство финансов Хабаровского края в представленном отзыве не согласилось с жалобой, указало, что полностью исполнило свои обязательства переда районом, в свою очередь субвенции между получателями средств администрацией района распределялись не в соответствии с плановыми назначениями, что привело к тому, что ответчик не произвел необходимых расчетов с организациями- получателями субвенций.
ООО "Эко-Фаэтон" в отзыве также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения, ссылается на выделение субъектом денежных средств в размере более запланированного, принятие Администрацией отчета об объеме реализованной населению в марте 2016 тепловой энергии без замечаний
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 03.11.2016 на 10 часов 00 минут. Информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Стороны, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ЭКО-Фаэтон" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению населения и других потребителей на территории города Николаевска-на-Амуре.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.10.2015 N 30/15 утвержден и введен в действие с 1 января 2016 года экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "ЭКО-Фаэтон" в размере 4 479,40 руб. за 1 Гкал.
В свою очередь, Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 N 80 установлен предельный максимальный тариф для населения с 01.01.2016, который составил 2 209,41 руб. за 1 Гкал.
15.03.2016 между Администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края (Администрация) и ООО "ЭКО-Фаэтон" (организация) с протоколом разногласий подписан договор N 16-09-г на возмещение убытков, связанных с применением тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, сроком действия с 01.01.2016 по 31.12.2016 по условиям которого Администрация обязалась возмещать организации убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет Николаевского муниципального района и в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета района на текущий финансовый год, в пределах лимита бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что окончательно разногласия сторон при заключении договора не урегулированы.
06.04.2016 истцом в адрес Администрации в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-р в целях возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на поставляемую населению тепловую энергию передан расчет потребности в субвенциях по фактически отпущенному объему тепловой энергии населению за январь-март 2016.
В соответствии с указанным отчетом, отапливаемая площадь в марте составила 8 076,7 кв.м., количество Гкал- 414,1, по горячему водоснабжению- количество человек 92, количество Гкал -16,8.
С учетом представленного расчета, потребность в субвенциях на возмещение убытков от применения тарифа на тепловую энергию для населения за март 2016 года составила 968 839,87 руб.
В связи с наличием арифметической ошибки в данном расчете, потребность в субвенциях составила 978 138,69 руб.
Поскольку субвенции Администрацией перечислены не были, ООО "Эко-Фаэтон" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым иском.
В силу статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр утвержден Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с правилами раздела 2 Порядка перечисления субвенций, органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, представляется в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края (далее также - министерство) расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края (пункт 2.2 Порядка). По итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки. Итоги актов сверки учитываются министерством при перечислении субвенций органам местного самоуправления в текущем финансовом году (пункты 2.3, 2.4 Порядка).
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют расчет объема средств на возмещение убытков и на основании поступивших от Министерства на специальные счета субвенций перечисляют ресурсоснабжающим организациям денежные средства.
При этом, по смыслу норм Постановления N 35-пр, целевое расходование средств означает использование их для целей возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в соответствии с представленными расчетами, а потому, ссылки Администрации на невозможность перечисления средств которым присвоен код 4402 (организациям, не участвующим в централизованном завозе топлива) признаются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, 19.04.2016 Администрацией в адрес Министерства направлен расчет объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемого населению за январь-март 2016.
По расчету, всего требуется субвенций 45 370 651,59 руб. (в том числе подлежащих возмещению ООО "Эко-Фаэтон" 2 938 956,05 руб.), из которых 39 065 802,77 руб. для организаций участвующих в централизованном завозе топлива, и 6 304 848,81 руб. не участвующих в централизованном завозе.
Согласно акту сверки между Министерством и Администрацией за 2015 год на 01.01.2016 положительное сальдо составляло 72 573 108,06 руб.
09.02.2016 Министерством дополнительно перечислено 16 198 610, 40 руб.
С учетом изложенного, финансовые обязательства краевого бюджета перед бюджетом Николаевского муниципального района по предоставлению субвенций на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, были выполнены.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с уточненным расчетом истца, исключившего из расчета площадь в размере 46,7 кв.м. (жилое помещение, где отсутствовало отопление) сумма понесенных убытков ООО "Эко-Фаэтон" за март 2016 года составила 971 969 руб., которая определена исходя из экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение.
Поскольку материалами дела подтверждается факт причинения обществу убытков вследствие ненадлежащего исполнения Администрацией переданных ей государственных полномочий по возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и взыскании за ее счет убытков.
Довод жалобы о недостаточном финансировании Министерством переданных расходных обязательств опровергнуты исследованными судом материалами дела, факт выделения денежных средств в размере большем, чем запланировано, установлен. Министерство документально подтвердило исполнение обязанности по перечислению в соответствии с запланированным размером субвенций за спорный период 2016 года.
Отчет об объеме реализованной населению тепловой энергией за март 2016 года принят Администрацией без замечаний, после чего в Министерство направлен расчет объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию. В связи с этим, истец имеет все основания для возмещения недополученных доходов от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей коммунальным ресурсом.
Кроме того, размеры жилых помещений, указанные в расчете истца подтверждены справкой КГУП "Хабкрайинвентаризация" Николаевского на Амуре межрайонного филиала от 25.11.2014, составленной на основе данных последней инвентаризации недвижимости, расположенной в г. Николаевск-на-Амуре. Доказательств несоответствия указанных в расчете сведений относительно размеров отапливаемых помещений ответчиком не предоставлено.
Постановлением Администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка организации осуществляют учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение раздельно по каждому виду услуги, численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения. Для получения средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, предоставляют в отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района отчет об объеме реализованной населению тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение за отчетный месяц с нарастающим итогом с начала года по форме приложения к настоящему Порядку.
Обязательств предоставления к расчетам оригиналов актуальных технических паспортов ни Постановлением 494-па, ни иным нормативным актом, учитывая статус данной организации, не предусмотрено, а потому, ссылка в данном случае на их отсутствие в деле, судом не может рассматриваться как основание для признания расчета истца необоснованным.
С учетом установленных обстоятельств и подлежащих применению норм материального права, решение суда первой инстанции, признается законным, обоснованным и не подлежащем отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.08.2016 по делу N А73-5310/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5310/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 января 2017 г. N Ф03-6195/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭКО-Фаэтон"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хазяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края