Требование: о взыскании пени в связи с просрочкой исполнения обязательств
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
09 ноября 2016 г. |
Дело N А47-3546/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.08.2016 по делу N А47-3546/2016 (судья Мирошник А.С.).
Министерство образования Оренбургской области (далее - истец, Министерство) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Талисман" (далее - ответчик, ООО "Талисман") о взыскании пени за просрочку исполнения обязательств в размере 48 814 руб. 92 коп.
Дело рассмотрено в порядке общего искового производства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.08.2016 (резолютивная часть от 25.08.2016) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
По мнению истца, у него отсутствует обязанность по списанию неустойки. Министерство как заказчик и истец по делу не давало своего согласия на списание неустойки. Апеллянт полагает, что суд необоснованно по собственной инициативе применил положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как видно из материалов дела, 24.11.2015 Министерство образования Оренбургской области (заказчик) и ООО "Талисман" (поставщик) заключили государственный контракт N 0153200000215014883-0082599-01 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1. контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку комплектов компьютерного оборудования для победителей областного этапа ежегодного областного конкурса "Школа Оренбуржья" в 2015 году (далее - товар), а заказчик - принять и оплатить товар.
Наименование, количество, ассортимент, комплектность и цена товара определяются в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту), которая является неотъемлемой частью контракта (п. 1.2. контракта).
Разделом 2 контракта предусмотрены условия поставки.
Согласно п. 2.2. контракта срок поставки: с момента заключения контракта, в срок до 30.11.2015.
Периодичность поставки: единовременно (п. 2.3. контракта).
Днём поставки товара считается дата получения товара грузополучателем в месте поставки, зафиксированная в товаросопроводительной документации и акте приёма-передачи (п. 2.9. контракта).
В приложении N 1 (спецификации) к контракту стороны согласовали наименование, количество, комплектность и стоимость подлежащего поставке товара.
Согласно приложению N 2 к контракту грузополучателями являются: МОБУ "Лицей N 5" г.Оренбурга, МОАУ "СОШ N 8" г.Орска, МОАУ "СОШ N10" г.Бузулука, МБОУ "Беляевская СОШ", МБОУ "СОШ п.Гранитный" Новоорского района, МАОУ "Тоцкая СОШ" им. А.К. Стерелюхина.
Цена контракта согласно п. 3.1. составляет 704 400 рублей 00 копеек, в том числе НДС 18 % - 107 450 рублей 85 копеек.
Порядок расчёт согласован в разделе 5 контракта.
Пунктом 5.1. контракта установлен полный расчёт, который производится в течение 10 календарных дней после поставки товаров, подтверждённой актами приёма-сдачи товара.
Согласно п. 7.3. контракта при приёмке товара грузополучатель проверяет товар по наименованию и количеству и делает соответствующую отметку в товарной накладной.
Разделом 9 контракта определена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту.
В соответствии с п. 9.2. контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 2,5 процента цены контракта, что составляет 17 610 рублей 00 копеек (основание: п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает заказчику неустойку (штраф, пени) в силу п. 9.3. контракта.
Пунктом 9.3.1. контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом (в том числе гарантийного), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере не менее чем одна трёхсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, и определяется по формуле:
П = (Ц-В) х С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок исполнителем обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приёмке работ;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле: С = Сцб х ДП, где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным
банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учётом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К = ДП/ДК х 100%, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В силу п. 9.10. контракта в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)": предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а)если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б)если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года; осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в)если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
Согласно п. 12.3. контракта все споры между сторонами, по которым не было достигнуто соглашение, разрешаются Арбитражным судом Оренбургской области.
21.12.2015 сторонами подписано дополнительное соглашение, согласно которому стороны пришли к соглашению внести изменение в спецификацию (приложение N 1) к контракту.
В обоснование своих требований истец ссылается на допущенное ответчиком нарушение срока поставки товара, за что истцом начислены пени в размере 48 814 руб. 92 коп. на основании п. 9.2. государственного контракта.
Истец направил обществу претензию N 01-23/165 от 15.01.2016 с требованием уплаты пени в срок до 29.02.2016.
ООО "Талисман" в ответе на указанную претензию указало, что требование Министерства незаконно и необоснованно, поскольку товар принят грузополучателем в установленные сроки. Каких-либо действий в связи с недопоставкой товаров со стороны грузополучателей предпринято не было.
Получив отказ об удовлетворении пени со стороны ответчика, истец обратился в суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьёй 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Статьёй 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Сумма пени рассчитана истцом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 и пунктом 9.3. контракта, однако, при подаче настоящего иска Министерством не учтено следующее.
Согласно пункту 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В 2015 году порядок списания начисленных сумм неустоек устанавливался постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (утратило силу).
В 2016 году такой порядок опредёлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
В соответствии с пунктом 1 Постановлений N 196 и N 190 заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Пунктом 3 данных Постановлений установлено, что предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а)если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б)если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года; - осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в)если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
Согласно пункту 4 Постановления N 196 и N 190 заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 5 Постановлений N 196 и N 190 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 данного Постановления распространяется на принятую к учёту задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока её возникновения и осуществляется путём списания с учёта задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Порядок списания утверждён соответственно приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 N 98н - для 2015 года (далее - Порядок N 98н), от 12.04.2016 N 44н -для 2016 года (далее -Порядок N 44-н).
Пунктами 6 Порядка N 98н и Порядка N 44н предусмотрено, что при возникновении оснований и наличии документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего Порядка, заказчик оформляет решение о списании задолженности и не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием её размера по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В свою очередь, в пунктах 3 Порядка N 98н и Порядка N 44-н предусмотрено, что списание задолженности осуществляется на основании учётных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности.
Таким образом, возражения апеллянта относительно того, что списание неустойки является правом заказчика, несостоятельны, поскольку из приведённых выше норм права такой вывод не следует. Предоставление отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек является одной из мер поддержки поставщиков.
Следовательно, вопреки доводам апеллянта, списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом. При этом обязанность заказчика по списанию задолженности обусловлена не заявлением исполнителя, а наличием оснований для списания, а инициатива по списанию задолженности должна исходить от заказчика. Неисполнение заказчиком обязанности по списанию задолженности не может являться основанием для отказа в предоставлении исполнителю работ такой меры государственной поддержки, как списание задолженности, при наличии законных к тому оснований.
Осуществление заказчиком списания неустойки является антикризисной мерой и призвано служить цели снижения финансовой нагрузки на участников государственных закупок и банковскую систему, а также цели поддержания стабильности функционирования системы государственных закупок.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что в данном случае применение положений Постановлений N 196 и N 190 носит прямой и обязательный характер, не зависит от поведения (бездействия) заказчика по внутреннему документальному сопровождению данной обязанности либо иных обстоятельств и условий, прямо не предусмотренных, а значит, неправомерно (в том числе по иерархии норм права) расширяющих положения Постановлений N 196 и N 190 (часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В противном случае в зависимости от субъективного усмотрения и поведения (бездействия) различных заказчиков отдельные поставщики (подрядчики) будут поставлены в неравное положение, а нормы права фактически по усмотрению отдельных заказчиков не будут исполняться.
В данном случае судом первой инстанции установлено наличие оснований для списания задолженности, поскольку размер неустойки исчислен заказчиком неверно, а по расчёту суда общий размер неустойки не превышает 5% цены контракта (менее 35 220 руб.), в том числе, пени по поставке по товарной накладной N ТАЛ-000085 от 30.11.2015 составляет 8 571 руб. 37 коп. за период с 01.12.2015 по 15.12.2015, по товарной накладной N ТАЛ-000089 от 30.11.2015 - 16 010 руб. 66 коп. - за период с 01.12.2015 по 28.12.2015.
Данное обстоятельство налагает на заказчика обязательств по списания неустойки в силу подпункта "а" пункта 3 Постановлений N 196 и N 190 соответственно.
Таким образом, все условия Постановлений N 196 и N 190 по списанию неустойки выполнены, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии оснований для списания задолженности и на этом основании отказал в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
От уплаты государственной пошлины податель апелляционной жалобы освобождён.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.08.2016 по делу N А47-3546/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3546/2016
Истец: Министерство образования Оренбургской области
Ответчик: ООО "Талисман"