Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А56-11799/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от заявителя: Левчук Е.В., доверенность от 08.06.2016;
от ответчика: Киселева Е.В., доверенность от 23.05.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27016/2016) ООО "Констрактор Рус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2016 по делу N А56-11799/2016 (судья Селезнёва О.А.), принятое
по заявлению ООО "Констрактор Рус"
к ООО "Дубровская ТЭЦ"
о прекращении злоупотребления доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора; об обязании восстановить нарушенные права,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КОНСТРАКТОР РУС" (187340, Ленинградская область, Кировский район, г. Кировск, ул. Набережная, д.1, ОГРН 1027804195121, ИНН 7806050994; далее - ООО "КОНСТРАКТОР РУС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и Обществу с ограниченной ответственностью "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" (187340, Ленинградская область, Кировский район, г. Кировск, ул. Набережная, д. 37, ОГРН 1154706000448, ИНН 4706036863; далее - ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ"), о признании недействующими приказов Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 06.10.2015 N 112-и, от 30.11.2015 N 349-п, об обязании ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" прекратить злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в повышении на 74,29% цены на тепловую энергию, поставляемую Обществу "КОНСТРАКТОР РУС" в рамках договора теплоснабжения от 24.10.2015 N 4175, а также об обязании ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" совершить действия по восстановлению нарушенных прав истца.
Определением от 19.07.2016 требования истца о признании недействующими приказов Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 06.10.2015 N 112-и, от 30.11.2015 N 349-п выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А56-50352/2016.
Решением суда от 30.08.2016 в удовлетворении требований, заявленных к ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что повышение тарифов на тепловую энергию в начале отопительного сезона без уведомления потребителя является нарушением статьи 310 ГК РФ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Также податель жалобы указывает, что обращался с заявлением о проверке законности и обоснованности повышения тарифов в Федеральную Антимонопольную службу и Прокуратуру г. Кировска Ленинградской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "НОРД" (абонент) и ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (поставщик) заключен договор теплоснабжения от 24.10.2005 N 4175 (далее - Договор).
В соответствии с Соглашением о перемене лиц в обязательстве от 01.08.2015, заключенным между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1", ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" и ООО "КОНСТРАКТОР РУС" права и обязанности поставщика по Договору перешли к ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" с 01.11.2015.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 06.10.2015 N 112-и установлены новые тарифы для ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" на тепловую энергию за период с 01.11.2015 по 31.12.2015.
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.11.2015 N 349-п установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию, горячую воду и теплоноситель, поставляемые обществом с ограниченной ответственностью "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов.
Впоследствии Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.02.2016 N 18-п внесены изменения в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 ноября 2015 года N 349-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию, горячую воду и теплоноситель, поставляемые обществом с ограниченной ответственностью "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов" в части установления тарифов для потребителей муниципального образования "Кировское городское поселение" Кировского муниципального района Ленинградской области закрытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) с тепловым пунктом.
Ссылаясь на то обстоятельство, что повышение на 74,29% цены на тепловую энергию свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением со стороны ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ", ООО "КОНСТРАКТОР РУС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, установлены Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно статье 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 23 Закона N 135-ФЗ к числу полномочий антимонопольного органа относятся, в том числе проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями; обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с заявлениями о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение; выдачу хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.
Прокуратурой Ленинградской области, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области рассмотрено заявление ООО "КОНСТРАКТОР РУС" (вх. От 12.01.2016N 58) по вопросу увеличения цен на тепловую энергию с 01.11.2015.
При этом Федеральная антимонопольная служба не выявила неправомерных действий со стороны ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ", равно как и нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В установленном законом порядке решение Федеральной антимонопольной службы не обжаловалось.
В соответствии с частью 3 Закона N 135-ФЗ лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.
Названным законом не предусмотрена возможность лица, полагающего, что его права и интересы нарушены, обратиться в арбитражный суд с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением об обязании ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ" прекратить действия, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением и об обязании восстановить нарушенные права, истец избрал ненадлежащий способ защиты права.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела, нормативные правовые акты, которыми установлены тарифы на тепловую энергию для ООО "ДУБРОВСКАЯ ТЭЦ", в установленном законом порядке недействующими не признаны. Нарушение хозяйствующим субъектом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2016 по делу N А56-11799/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11799/2016
Истец: ООО "Констрактор Рус"
Ответчик: Комитет по тарифам и ценовой политике, ООО "Дубровская ТЭЦ"
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей и Ленинградской области